СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Онлайн галопом и повышение качества образования: как совместить?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Автор статьи психолог А. Белолуцкая. Ссылка на пост: https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=3135966209797328&id=100001519403879

Ниже приведён текст полностью:

Много, товарищи, слишком много оценивающих постов в адрес учителей появляется сейчас в связи со скоропостижным «переходом на онлайн-обучение»! Система, кто бы мог подумать, оказалась не готова за выходные полностью перейти на цифру, а учителя в условиях глобального системного кризиса не могут, видишь ли, бодро, мотивирующе и с огоньком обучать невесть где болтающихся «заэкранных» малышей и подростков. Уже вторая неделя пошла, а они все в жанре «говорящей головы», вот ведь… А особенно мне нравится посыл из серии « массовый переход в онлайн сейчас со всей наглядностью высветил все недостатки существующей школьной системы – как очно только время детское тратят, так даже и zoom на них никак не повлиял». У нас, между прочим, даже Правительство, страшно сказать, только сегодня первый раз в дистанционном формате собралось. А мы-то с Вами – уже 15 дней галопом скачем )) Позволю себе сформулировать ряд тезисов относительно происходящего. Прежде всего, для руководителей. Но и для всех остальных тоже. Итак:

1. До конца текущего учебного года любые оценочные высказывания по поводу того, как педагоги справляются с переходом на онлайн-обучения неуместны. Особенно уничижительные и, тем более, публичные. То, что сейчас происходит, никак нельзя назвать продуманным, системным добровольным (это важно) внедрением онлайн-технологий в образовательный процесс. Фактически это попытка переобуться не бегу и при этом не упасть и не сломать ногу. Никто из ныне работающих учителей такой сценарий не выбирал. Надо понимать, что систему стремительно засасывает в воронку неопределенности: мы не знаем, как мы будем заканчивать учебный год, как пройдет вступительная компания, что будет с процедурами внешнего оценивания. Начнем ли мы следующий учебный год вовремя и в каком виде – мы тоже не знаем. Самое важное сейчас – отладить регулярный, относительно предсказуемый для участников учебный процесс, где есть все знакомые участникам элементы. Новые темы объясняются, домашнее задание задается и проверяется, оценки как-то получаются. Учителя на месте, все живы, связь есть – жизнь идет. Если Вам удалось это за истекшие две недели, считайте, что вы герой, молодец, и заслуживаете всяческой похвалы – дали большому количеству людей психологическую опору, которая называется, предсказуемость. 2. Я предполагаю, что учебный год мы будем заканчивать онлайн. Это впервые. Процедур и протоколов нет. Все пишется и рождается здесь и сейчас, на коленке. Уровень стресса в системе образования в мае итак самый высокий, а тут еще нарастающая пандемия и падающая экономика. Ключевая задача – к концу года не убить друг друга. Сохранять корректный тон переписки и высказываний, относиться с пониманием к себе и другим. В общем, если Вы давно хотели попрактиковать поддерживающие формулировки и разные там Я-высказывания, то момент подходящий. 3. Сейчас не время для педагогических инноваций. Предвижу возмущение коллег по цеху: как же, ведь как раз сейчас новые вызовы во всю мощь и надо на ходу изобретать инновационные форматы, адаптируясь к стремительно меняющимся реалиям… Поясню свою мысль. Сейчас время для внедрения информационных технологий в образовательный процесс. Это уже само по себе вызов. Мы на него ответим – никуда не денемся. Но сам этот процесс, внутри, педагог должен обустраивать так, как он это умеет лучше всего. Уже сама по себе необходимость проведения вебинара (для большинства учителей первый раз в жизни) – стресс. В сильном стрессе репертуар способов действия у человека схлопывается до тех, которые лучше всего освоены. Ну, грубо говоря, если вы очень хорошо говорите по-английски, и кое-как по-испански, то, попав в Испании, например, в ДТП и будучи вынужденным объясняться с полицией, скорой и пострадавшими, вы скорее всего заговорите по-английски. Хотя в спокойной обстановке, на диване, с учителем – вы в целом и по-испански на эту тему поговорить смогли бы. Тут примерно тоже самое. Если Вы учитель, который 80% времени работает в «солирующем» духе, то вот именно сейчас, следуя за «вызовами времени» не надо пробовать организовать дикуссию онлайн. Когда у Вас за экраном висит вся параллель в 75 галдящих человек и вы слабо понимаете, как и где отключаются и включаются микрофоны. Подготовьте интересную презентацию и говорите в монологе. Просто дайте себе время освоиться и поженить ваши привычные педагогические способы действия с непривычными технологическими. Сейчас время слишком больших перемен. Управлять ими мы сможем только двигаясь очень маленькими шагами. Грубо говоря, если учитель всю жизнь говорил детям читать параграф по учебнику, а потом спрашивал его пересказ, то сейчас подготовленная им самим презентация и то, что он смог ее рассказать в черный экран не срывающимся уверенным твердым голосом – уже отлично. Если учитель всегда показывает на уроке презентации и задает вопросы на понимание, а теперь послал эту презентацию детям заранее (!) и смог организовать онлайн диалог с несколькими учениками на ее материале – супер. Нашел в Интернете несколько готовых видео уроков на одну и ту же тему, дал посмотреть детям заранее и онлайн обсудил преимущества и недостатки разной формы подачи – невероятно крут. Не глобализируем, двигаемся постепенно. У системы сейчас очень сильно повысилась прозрачность – к проводимым урокам может подключиться любой родитель, начальник, методист, коллега и, что называется, «ткнуть пальцем». Есть опасность, что, услышав в свой адрес очередное «фи, как не современно», директора судорожно начнут собирать совещания про внедрение неурочных форм организации образовательного процесса или еще что-нибудь в этом духе - пока не надо, особенно, если Вы этого никогда не делали всерьез. Просто отлаживаем процесс, экономим силы и психологический ресурс, бережем отношения в коллективе. Основные амбразуры впереди. 4. В России есть когорта педагогов, которые уже давно умеют, любят, практикуют. В смысле умеют вести эти ваши онлайны с полпинка, в дискуссионных форматах, с любым количеством человек. Я думаю, что к ним можно прямо проситься на уроки. Узнавать про них, стучаться и говорить, я вот учитель истории в шестых классах – когда вы будете вести очередной урок, не могли бы Вы дать ссылку? Я только посижу – послушаю. Вряд ли кто-то откажет. Ведущему это ничего не стоит, а польза большая. Лучший способ передачи пед.технологии – «изо рта в рот». Извините )) 5. Теперь про повышение качества образования. Для прогрессивных руководителей. Онли. Ребята, этот наш с вами тройной кризис (медицинский, политический и экономический) – игра в долгую. Кто раньше примет этот факт, тот окажется в более выигрышном положении. Он не кончится ни через неделю, ни через две. Думаю, года два увлекательных впечатлений нам с Вами обеспечено. Если мы хотим еще и качество образования улучшить в такой ситуации, то нам придется этот длительный период разделить на этапы, правильно их различать и называть. Тогда мы сможем верно поставить задачи для каждого шага. Сейчас этап переходно-адаптационный. Это значит, что мы отлаживаем «рутины» в новых реалиях и бережем людской ресурс как только возможно. Еще примерно неделю он продлится. Психика сейчас все время, круглые сутки, тратит ресурс, чтобы справляться с шоком. Глобально мы все сейчас переживаем потерю (как минимум привычного уклада и свободы перемещения). Плюс высокая фоновая тревога: страх болезни, смерти, мучений, потери близких, бедности, голода, погромов, крушение планов. Неожиданные не запланированные ухудшения – это всегда очень тяжело. Но дальше будет легче, потому что психика адаптируется. То есть ситуация-то, думаю, будет хуже, но восприниматься это будет легче, так как эти ухудшения ожидаемы. Таким образом, мы с Вами войдем в следующий этап, назовем, его диагностический. Он может продлиться примерно до конца апреля. Задача руководителя, который хочет обернуть ситуацию на пользу образовательному процессу, как мне кажется, наблюдать и поддерживать. Не оценивать. Не принимать кадровые решения. Наблюдать и замечать. Все большие перемены начинаются с наблюдения. Вы, ведь, действительно сейчас можете прийти на урок к любому своему педагогу. Если соберетесь, надо людей обязательно предупредить, что, дескать, следующие три недели буду захаживать, как смогу. И объяснить зачем. Чтобы увидеть эти самые способы, которые вашими учителями лучше всего освоены и понять, точки роста. У историка хорошо получается личный контакт с подростками, но плохо выстроено оценивание; у математика все отлично с онлайн технологиями, но в ситуации стресса он прячется за снобистко-менторской интонацией; литератор очень стремится к дискуссиям, но не владеет технологиями модерации. И так далее. Онлайн сильно облегчает любой мониторинг. Дальше у нас с Вами наступит май и всем придется совершить подвиг и закончить год. Задача – выжить. Летом обязательно случатся какие-нибудь реорганизации и возникнет туча финансово-хозяйственных проблем, но, вообще, это может быть аналитический этап. Можно систематизировать апрельские наблюдения и попробовать аккуратно спланировать, как можно восполнить дефициты – не все, но некоторые. Это уже будет очень хорошо. А что будет осенью посмотрим: но в любом случае весь этот онлайн уже будет обуздан и поставлен на службу качеству образования. Вопрос, какое место он будет занимать – весь образовательный процесс в Интернете или только часть его, - уже носит технический характер. Что мне еще кажется целесообразным сделать примерно в сентябре. Собрать коллектив, подключить психолога – дать людям выговориться на тему «ой, что это все было, как прошло и какие мы молодцы, что справились», а дальше прямо разработать процедуру (протокол, как угодно) экстренного перевода образовательного процесса в онлайн-формат. С учетом пережитого опыта, честно проанализировав ошибки и достижения. Ничто нам не гарантирует, что осенью в связи с похолоданием, не будет второй волны. Если не будет, то и отлично. А, если будет, то у Вас все готово. Всех обнимаю и всеми горжусь.

01.04.2020 21:58


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!