СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Октановое число

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ни об одном показателе качества автомобильного бензина не ходит столько нелепых слухов и легенд, как об октановом числе. Слышали об этом числе и видели цифры на заправках 80-92-95-98 практически все, но что они означают, доподлинно известно немногим. Миф первый: октановое число характеризует содержание октана — наиболее ценного компонента бензина. Самое нелепое заблуждение. Вопреки распространённому мнению октановое число чистого октана умопомрачительно низко. По большому счёту, октановое число следовало бы называть изооктановым — ведь именно изооктан принят в качестве эталона шкалы детонационной стойкости с номиналом в 100 пунктов. Миф второй: высокооктановый бензин горит быстрее и жарче, за счёт чего двигатель развивает бoльшую мощность. Это не так. Напротив, высокооктановые бензины воспламеняются медленнее, чем низкооктановые. Так что не рассчитывайте поднять мощность мотора, заливая в бак бензин с избыточным октановым числом. Ничего хорошего из этого не выйдет. Миф третий: октановое число не может быть больше 100. Ещё как может. Состав бензина не настолько сложен — количество атомов углерода в содержащихся в нём углеводородах обычно не превышает десяти. Наиболее склонны к детонации углеводороды линейного строения. Чем длиннее цепочка, тем ниже октановое число. Лучше оказались ароматические углеводороды. Их октановые числа превышают 100. А ещё существуют особые присадки, также способные поднять октановое число бензина выше заветной сотни. Однако наращивать содержание ароматических углеводородов оказалось возможным только до определённого предела: начинаются проблемы как с токсичностью, так и с банальным перегревом двигателей. Миф четвёртый: моторное октановое число определяют на двигателе, а исследовательское — безмоторным методом лабораторного анализа. Моторное и исследовательское октановые числа определяют на одних и тех же моторных испытательных стендах. Разница лишь в условиях проведения испытаний. Условия проведения испытаний по моторному методу более жёсткие; этот метод изначально имитировал езду по шоссе. Исследовательский метод в большей степени отражает особенности городской езды — на более низких оборотах, с частыми остановками. Как правило, исследовательское октановое число бензина выше моторного, причём эта разница тем больше, чем больше в нём ароматических углеводородов. По российской номенклатуре ныне указывают лишь исследовательское — оно больше и потому выглядит солиднее, но помните: моторное октановое число 95-го бензина может составлять всего лишь 85. И напоследок. Октановое число — величина, применяющаяся исключительно в отношении топлива для двигателей с искровым зажиганием. Технические условия на дизельное топливо и авиационный керосин такого показателя не содержат, там действуют совершенно иные характеристики воспламеняемости. Что хорошо для бензинового мотора, для дизеля категорически противопоказано. Как говорится — каждому своё.

04.03.2019 18:12


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!