СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Ни об одном показателе качества автомобильного бензина не ходит столько нелепых слухов и легенд, как об октановом числе. Слышали об этом числе и видели цифры на заправках 80-92-95-98 практически все, но что они означают, доподлинно известно немногим. Миф первый: октановое число характеризует содержание октана — наиболее ценного компонента бензина. Самое нелепое заблуждение. Вопреки распространённому мнению октановое число чистого октана умопомрачительно низко. По большому счёту, октановое число следовало бы называть изооктановым — ведь именно изооктан принят в качестве эталона шкалы детонационной стойкости с номиналом в 100 пунктов. Миф второй: высокооктановый бензин горит быстрее и жарче, за счёт чего двигатель развивает бoльшую мощность. Это не так. Напротив, высокооктановые бензины воспламеняются медленнее, чем низкооктановые. Так что не рассчитывайте поднять мощность мотора, заливая в бак бензин с избыточным октановым числом. Ничего хорошего из этого не выйдет. Миф третий: октановое число не может быть больше 100. Ещё как может. Состав бензина не настолько сложен — количество атомов углерода в содержащихся в нём углеводородах обычно не превышает десяти. Наиболее склонны к детонации углеводороды линейного строения. Чем длиннее цепочка, тем ниже октановое число. Лучше оказались ароматические углеводороды. Их октановые числа превышают 100. А ещё существуют особые присадки, также способные поднять октановое число бензина выше заветной сотни. Однако наращивать содержание ароматических углеводородов оказалось возможным только до определённого предела: начинаются проблемы как с токсичностью, так и с банальным перегревом двигателей. Миф четвёртый: моторное октановое число определяют на двигателе, а исследовательское — безмоторным методом лабораторного анализа. Моторное и исследовательское октановые числа определяют на одних и тех же моторных испытательных стендах. Разница лишь в условиях проведения испытаний. Условия проведения испытаний по моторному методу более жёсткие; этот метод изначально имитировал езду по шоссе. Исследовательский метод в большей степени отражает особенности городской езды — на более низких оборотах, с частыми остановками. Как правило, исследовательское октановое число бензина выше моторного, причём эта разница тем больше, чем больше в нём ароматических углеводородов. По российской номенклатуре ныне указывают лишь исследовательское — оно больше и потому выглядит солиднее, но помните: моторное октановое число 95-го бензина может составлять всего лишь 85. И напоследок. Октановое число — величина, применяющаяся исключительно в отношении топлива для двигателей с искровым зажиганием. Технические условия на дизельное топливо и авиационный керосин такого показателя не содержат, там действуют совершенно иные характеристики воспламеняемости. Что хорошо для бензинового мотора, для дизеля категорически противопоказано. Как говорится — каждому своё.
© 2019, Васильева Алеся Вячеславовна 132