СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Охарактеризуйте психолого-педагогические условия эффективности интерактивного обучения и воспитания. Как их можно обеспечить на практике?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современная стратегия образования и потребность в активизации познавательной деятельности обучающихся привели к идеям интерактивного обучения, которое имеет огромный образовательный и развивающий потенциал и способно обеспечить максимально активное включение обучающихся в процесс получения и непосредственного использования знаний.

При подготовке и проведении занятий в интерактивном режиме необходимо обеспечить ряд психолого-педагогических условий, которые должны отражать следующие принципы: личностно ориентированный подход; учет социальной природы иностранного языка; активное иноязычное общение.

Необходимым условием организации интерактивного обучения иностранным языкам является адекватная постановка долгосрочных и краткосрочных целей. В соответствии с Концепцией модернизации российского образования задачей общеобразовательных организаций является необходимость сформировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также систему самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. При интерактивном обучении параллельно идут два процесса: образовательный и коммуникативный. Соответственно, основная цель интерактивного обучения иностранным языкам - усвоение обучающимися обозначенных в программе знаний, умений и навыков в процессе живого иноязычного общения.

Общение должно происходить на основе тщательно отобранного содержания конкретного урока. Содержание обучения, отражая цель обучения, и содержание деятельности являются основой для организации разнохарактерной деятельности обучающихся (продуктивной и самостоятельной), которая каждый раз требует отбора содержания, осуществляемого в соответствии с потребностями развития речи для удовлетворения познавательно-коммуникативных намерений и интересов обучающихся на разных этапах обучения, и, соответственно, выбора методов, форм и средств обучения. Содержание обучения должно провоцировать интерактивность, обеспечивать необходимость взаимодействия.

Для достижения цели интерактивного обучения и усвоения содержания обучения используются соответствующие интерактивные методы, внедрение которых происходит постепенно. Из всего многообразия методов отбираются такие, которые способны предоставить возможность устной практики каждому обучающемуся на уроке. Интерактивные методы предполагают организацию групповой работы обучающихся. Но двойственная природа обучения иностранному языку - обучение правильным способам использования языка и свободное использование иностранного языка как средства общения - создает напряжение между индивидуальной и групповой работой обучающихся, между контролируемым и свободным общением. Обучение иностранному языку наиболее эффективно в условиях организации автономного, творческого, но не полностью свободного общения, при котором происходит переоценка традиционных форм и способов взаимодействия на уроке через призму иноязычной культуры.

Отбор дидактических средств осуществляется для обеспечения интерактивности и помощи в организации активного общения. Средства обучения активизируют познавательные интересы обучающихся, повышают качество усвоения учебного материала, улучшают его наглядность. Однако чрезмерное использование дидактических средств, как и их недостаточное использование, снижает качество знаний и может отвлечь внимание обучающихся от решения главной задачи.

Важным условием организации интерактивного обучения является организация межличностного диалога, включающего организацию как непосредственного диалога обучающихся с преподавателем, обучающихся друг с другом, с третьими людьми, так и опосредованного диалога обучающихся с автором учебника или компьютерной программы. Диалог возникает на основе субъект-субъектных отношений и является необходимым условием раскрепощения личности от формализованного традиционного обучения.

В условиях интерактивного обучения иностранному языку благоприятный социально-психологический климат приобретает особую роль, так как обучение иностранному языку - это прежде всего обучение общению. На интерактивных занятиях необходимо создать атмосферу, которая дает ощущение безопасности и собственной значимости обучаемого как личности. Эта атмосфера во многом зависит от межличностных взаимоотношений, основанных на признании и поддержке друг друга. Психологи отмечают важность взаимодействия обучающихся друг с другом, поскольку консультирование друг друга, проводимое самими обучающимися или взаимообучение является одним из наиболее эффективных способов усвоения знаний. Исходя из этого, интерактивное обучение, связанное с обсуждением материала, обучением обучающимися друг друга является наиболее продуктивным с точки зрения усвоения и запоминания учебного материала.

Необходимо обеспечить речевую активность учеников, включающую в себя проявление инициативы в иноязычном общении, уверенность в своих силах, эмоциональность, использование невербальных средств коммуникации и, в идеале, формирование мысли на иностранном языке.

Наличие интереса к иностранным языкам оказывает положительное влияние на восприятие, мышление, память и плодотворно сказывается на результатах учебной деятельности. При наличии интереса обучающийся легче и продуктивнее работает, так как все его внимание сосредоточено на работе. В интересе сосредоточено два элемента: осознанная значимость предмета (непосредственный интерес) и его эмоциональная привлекательность (опосредованный интерес). Любой из элементов может преобладать в той или иной степени, но интерес к иностранным языкам присутствует только тогда, когда имеют место оба этих компонента.

Таким образом, построение системы лингвистического образования, способной обеспечить иноязычное интерактивное общение в процессе обучения и создать оптимальные условия для раскрытия богатого воспитательного, образовательного и развивающего потенциала иностранного языка, предполагает выполнение двух групп психолого-педагогических условий:

1. Организационные, направленные на совершенствование управления учебно-познавательной деятельностью обучающихся: диагностика уровня подготовки обучающихся и анализ содержания обучения с целью выделения основного блока интерактивных уроков; организационная и учебная подготовка обучающихся к работе с интерактивными методами и формами обучения; организация межличностного диалога; создание материально-технической базы; создание условий психологического комфорта и ситуации успеха; мотивирование изучаемого материала.

2. Педагогические, представляющие совокупность объективных возможностей, содержания, форм, методов, педагогических приемов, направленные на достижение целей обучения: готовность педагога и обучающихся для работы в интерактивном режиме; наличие адекватных долгосрочных и краткосрочных целей обучения; комплексное использование интерактивных методов, форм и средств обучения; положительное отношение обучающихся к работе в интерактивном режиме; речевая активность обучающихся.

Таким образом, интерактивное обучение имеет большой образовательный и развивающий потенциал и обеспечивает максимальную активность обучающихся в учебном процессе. В педагогическом аспекте интерактивное обучение решает задачи: формирования потребности в самообразовании; воспитании креативных качеств личности; развития познавательной самостоятельности. Интерактивное обучение активизирует самостоятельную познавательную деятельность и, следовательно, положительно влияет на личностный рост обучающихся.

27.01.2018 13:39


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!