СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общая характеристика раздела методики преподавания русского языка в начальной школе «Обучение грамоте»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс русского языка в начальной школе начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).

Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача- приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.

Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают написанием букв.

Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.

Послебукварный (заключительный) – повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.

Обучение грамоте является начальным этапом систематического изучения родного языка в школе и обеспечивает эффективное личностное и умственное развитие ребенка.

В процессе обучения грамоте язык впервые становится для ребенка объектом анализа. Вместе с овладением чтением и письмом учащиеся приобретают первоначальные знания о языке, некоторых закономерностях родного языка.

Обучение грамоте носит общеразвивающий характер, содействует становлению национального самосознания, развитию активной мыслительной деятельности ребенка, предполагающей овладение учащимися операциями анализа, синтеза, сравнения, обобщения и др.

Содержание выстраивается по следующим линиям: языковые понятия, звуковой анализ слова, буквы русского алфавита, чтение, письмо, развитие речи.

В учебных программах содержание распределяется по периодам (подготовительный, букварный, послебукварный) и по разделам (чтение, письмо, развитие речи, внеклассное чтение).

Обучение грамоте осуществляется в первом классе в течение учебного года. Основное содержание обучения грамоте распределяется по периодам (подготовительный, называют и послебукварный) и по разделам (обучение чтению, обучение письму, развитие речи, внеклассное чтение). Содержание обучения грамоте строится так, чтобы выработать у детей новое отношение к речевой действительности, не менее интересной и важной, чем окружающая жизнь; начатки письменности в подлинном смысле слова: творческое отношение к собственной речевой деятельности, познавательный интерес к языку, владение «чутьем родного языка», элементарное понимание ее строения и некоторых закономерностей и умение пользоваться ими. На уроках обучения грамоте осуществляется развитие речевого и фонематического слуха детей, ознакомление обучающихся с основными лингвистическими понятиями. Они знакомятся с предложением и словесным строением предложения, получают знания о составном строении слова, о словесном ударении. Дети учатся ориентироваться в звуковой действительности языка, анализировать звуковой состав слова, сравнивать звуки по их качественной характеристике (гласные, твердые и мягкие согласные), сопоставлять слова по звуковому составу.

Членение предложений на слова, звуковой и слоговой анализ слова выступают как средства выявления основного свойства языка – линейности. У обучающихся формируется представление о том, что элементы языка (слова, слоги, звуки) проявляются в линейно построенных высказываниях. В то же время детям демонстрируется дискретность (членораздельность) языковых единиц. В процессе обучения ученики знакомятся и с таким кардинальным свойством языка, как зависимость формы и значения языковой единицы. Обучение чтению прямых слогов осуществляется по позиционному принципу - с ориентировкой на гласную букву и гласный звук. После освоения чтения слога и слов по слогам ученики овладевают слитным чтением слова и плавным, связным чтением предложения.

В соответствии с содержанием могут быть сформулированы цель и основные задачи обучения грамоте.

Цели обучения грамоте – формирование базовых знаний, умений и навыков чтения и письма, общеучебных умений и навыков, общения; развитие основных видов устной и письменной речи, познавательных интересов; воспитание нравственно-этических качеств, эмоционально-ценностного отношения к окружающей действительности.

Важным принципом обучения грамоте является ориентация на освоение национальной культуры в единстве с общечеловеческими ценностями.

Основными задачами обучения грамоте выступают:

– развитие фонематического слуха (умение различать и выделять отдельные звуки в слове и слоге, устанавливать их последовательность);

– формирование правильного произношения звуков родного языка, усвоение букв русского алфавита и развитие умения соотносить их с соответствующими звуками;

– обучение первоначальному чтению и письму;

– развитие интереса к чтению как средству познания, формирование читательского кругозора;

– развитие связной устной речи;

– формирование умений учебной деятельности.

Процесс обучения грамоте выступает так же, как пропедевтический курс орфографии, во время овладения грамотой происходит знакомство детей с правилами словоупотребления и эстетикой родного слова.

В состав учебно-методического комплекса по обучению грамоте входят:

- учебная программа по обучению грамоте для первого класса;

- азбука - учебная книга;

- тетради на печатной основе («Прописи в 4-х частях»);

- художественные детские книги для внеклассного чтения;

- дидактические материалы для чтения;

- настенные таблицы по обучению грамоте;

- предметные, сюжетные картинки и репродукции картин для развития речи (мультимедиа);

- сборники диагностических заданий для проверки речевых умений и навыка чтения (в том числе электронный вариант);

- учебно-методическое пособие для учителей;

- программы и учебно-методические пособия для факультативных занятий.

Таким образом, можно считать, что обучение грамоте способствует развитию творческих способностей, активной мыслительной деятельности ребенка. Все это имеет решающее значение для дальнейшего изучения языка в начальной и средней школе.

Категория: Русский язык
10.03.2018 13:37


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!