СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Выготский утверждал, что когнитивное развитие становится более эффективным в период, когда ученики работают в своей «Зоне ближайшего развития (ЗБР)
(РУ стр.144)
В сложившемся методе преподавания, которым я пользовалась, и при котором на вопрос учителя мои ученики дают короткие ответы или имеют немного прав для разговора, невозможно выявить знания и незнание учеников. Опираясь на теоретические материалы новых подходов в обучении, я пыталась рационально использовать диалог в классе. Поняла, что это способствует интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении. Дети раскрываются при использовании диалога в обучении. На основании утверждения Выготского, что «когнитивное развитие происходит в процессе социального взаимодействия; иными словами, в момент, когда учеников обучают более взрослым способам мышления путем их общения с более способными учениками и взаимодействия с окружающей культурой и средой» убедилась, что диалог является мощным инструментом обучения.
Каковы же особенности диалогического обучения?
После диагностики детей и проведения первого урока заметила, каким образом речь используется в классе, это оказывает наибольшее влияние на обучение учеников. Барнс утверждает «что обучение происходит не только посредством пассивного слушания учителя, но в результате использования вербальных средств: говорения, обсуждения и аргументации». Как прошла организация речи в парной и групповой работе на моих уроках?
Во- первых, с этой целью была организована групповая работа, парная работа. Поэтому:
Правильное распределение ролей определило стиль диалога в группе, эффективность диалога и помогло незаметно раскрыться медленному ученику.
Что не учтено при организации и какие изменения пришлось внести?
В процессе работы вела наблюдение за двумя учениками. Ибраева Дария достигла малого прогресса в обучении, спокойная по характеру, не проявляла активности, но при этом усидчивая, ладит с одноклассниками, а Жумабаева Саманта - одаренная ученица, коммуникабельная, доброжелательная. Примером влияния диалога на процесс обучения может служить высказывания медленного ученика. Так как главным барьером для Дарии являются пробелы в знаниях, в процессе парной и групповой работы она продвинулась в обучении. Дария при беседе поделилась тем, что она в основе диалога в группе, общаясь с одноклассниками, наконец-то поняла, как правильно переводить текст. Определила для себя, что общение в группе, является одним из выходов из создавшейся проблемы в обучении, и при этом сама старается участвовать и оказывать другим посильную помощь и получает от этого удовольствие, приобрела уверенность. Но при этом были моменты, когда диалог не получался, такая ситуация сложилась во второй группе. В данном случае:
1) приходилось проводить консультацию с отдельными учениками по соблюдению правил работы в группе:
а) Уважай себя и других;
б) Соблюдай правила работы в группе;
в) Умей протянуть руку помощи;
г) Выбери себе дело по душе;
д) Работай над собой, не поддавайся вредному влиянию.
2) Пришлось пересадить отдельных учеников.
На следующем этапе для реализации диалогового обучения была проведена работа по развитию речи на основе постановки вопросов в группах и парах. Какова цель данной работы?
Дети совместно обучаются думать критично, творчески.
На основе данного утверждения ? получила достаточно доказательств, которые указывают на то, что совместная беседа на основе сотрудничества приносит большую пользу: позволяет ученикам выражать свое мнение, ученики начинают понимать, что могут быть разные идеи и дается возможность использования их для своих целей. При анализе уроков поняла, что обычный стиль разговора в классе, когда я контролирую беседу, сама задаю важные вопросы и почти всегда повторяю ответы учащихся, что все это не может усилить понимание. И даже при этом, когда используешь поощрения, заметила, что не происходит повышение уровня мышления и не развиваются их речевые навыки. Беседу пришлось использовать не как односторонний процесс, а наоборот как взаимный процесс, при котором происходил « обмен мыслями», и ученики непринуждённо делились ими между собой. Использование типов бесед кумулятивной и исследовательской определили успех учащихся при обучении: каждый принимал и соглашался с тем, что говорят другие, ученики терпимы по отношению к идеям других, старались предлагать уместную информацию, спрашивали и задавали друг другу вопросы, таким образом, стремились достичь согласия и решения проблемы.
При этом особое внимание уделила постановке вопросов, что является инструментом для поддержания беседы, общения и их суждений. Использованы два вида вопроса:
Определила следующую структуру применения вопросов:
1) Потребность обучения
2) Цель вопроса
3) Тип и форма вопроса
4) Дифференциация вопросов (в соответствии с разными возможностям и разными учениками)
5) Различная техника постановки вопросов (побуждения, апробирование, переориентация)
6) Значение вопросов (развитие любознательности, развитие умения учится
друг у друга, умение ценить идеи других, развитие креативного мышления, развитие критического мышления
В руководстве написано, что « ученики не боятся «быть в тупике» для них – очередной повод что-то узнать». Поэт
© 2015, Болюгенова Зухра Ермрзаевна 963