СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Обобщение опыта работы по теме:
«Воспитание экологического самосознания на уроках биологии»
Охрана окружающей среды, экологическая норма, Сбережение природных
богатств для потомков – это проблемы приобрели в настоящее время
актуальность.
Прогнозы ученых о качестве окружающей природной среды имеют отнюдь
не оптимистический характер. Поэтому я считаю своим важнейшим долгом
воспитать у своих учеников экологическое самосознание. На уроках химии и
биологии ученик должен не только изучать химическое загрязнение среды,
растение, животное, человека, но и понять неразрывную связь всего живого
на земле между собой и окружающей средой. Мои ученики, которым жить и
творить в третьем тысячелетии должны четко представлять эту связь, уметь
прогнозировать результаты своей деятельности по отношению к природе и
себе самому. Это, я считаю, и есть воспитание экологического самосознания.
При изучении химии в 9-11 классах уроков - исследований с экологической
направленностью позволяет не только ознакомить учащихся с
теоретическими вопросами экологической химии, но и дает возможность
приобретения практических навыков по простейшему экологическому
мониторингу окружающей среды.
На уроках биологии, начиная с 6-го класса я всегда акцентирую внимание
ребят на взаимосвязь: «растение – окружающая среда», «животные –
окружающая среда», «человек – окружающая среда», « растения – животные
– человек – окружающая среда». Например, в 6-х классах несколько тем, а
именно: « Введение», «Почва и её охрана», «Удобрения», «Значение зеленых
растений в природе и жизни человека» и другие, я посвящаю не только
изучению темы, но и пытаюсь выработать у учеников знания о неразрыв-
ности окружающей среды и растений, и в конечном итоге, связь с челове-
ком. Например: На уроке по теме «Удобрения» нужно не только показать
положительное влияние их на человека. Здесь важно сказать, что
органические удобрения, как часть природной среды, более безопасных для
человека, чем минеральные, да и усваивается растениям лучше.
Последняя глава «Растения – живой организм» - это не только повторение
того, что мы узнаем о растении, но и (что важнее) закрепление понятий о
неразрывности растений и окружающей среды. На этих уроках мы узнаем,
что такое биогеоценоз, каковы связи растений внутри него, почем
нужно охранять растения и к чему может привести исчезновений
Два урока из курса 8-го класса полностью посвящены связи человека и
окружающей среды. Это в начале года урок «Человек и окружающая среда»
и последний урок «Здоровье человека и способы его сохранения».
Таким образом, к концу 8-го класса мои ученики должны иметь четкое
представление о том, что человек – часть природы и должен всегда помнить,
что «Вся связано со всем», «За все надо платить».
Некоторые ученики 11-ых классов пишут рефераты на тему «Экологические
проблемы». Это могут быть местные (загрязнение родников, озер) и
глобальные (нарушения озонного слоя, парниковый эффект) проблемы.
Недостаток моей работы по проблеме, на мой взгляд, в отсутствии
экспериментальных работ. Но, в отсутствии нужных хороших приборов, я
считаю, заниматься экспериментально нет смысла. Поэтому на данном этапе
я пытаюсь использовать данные книг, газет, журналов, осмысливать их,
размышлять, идти по жизни экологически грамотным человеком.
© 2015, Карамуллина Лена Флюровна 736