© 2015, Степанова Галина Андреевна 345
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Личностно-ориентированное обучение на практике.
Учитель Степанова Г. А. МАОУСОШ №13 г.Улан-Удэ.
1.Тематический план.(Публикация №1).
Для того, чтобы осуществлять личностно-ориентированное обучение, нужно изучить каждого ребёнка в отдельности, как и особенности семьи и социальной сферы. Для этого провожу изучение при непосредственном участии родителей- через анкетирования; психолога- через тестирования и классного руководителя -через беседы. Таким образом, у меня складываются 3 аспекта изучения: индивидная, личностная и субъектная. По результатам данной работы составляется мониторинг учащихся (диагностики на каждого ученика). На основании данного мониторинга составляю учебный прогноз и далее индивидуально-тематический план карту, например:
Фамилия. |
Учебный прогноз (на основании психологической характеристики) |
Объект изуч-я |
Диагности ка изуч-ия на д.момент. |
Предпо- лагаем.уровень изуч-я. |
Способы проверки. |
Результаты. |
|
Язык. зн |
Веприкова |
Принятие инструкций затруднено, есть неуверенность. Всё время переспрашивает. Произвольное внимание развито. То, что нужно, запоминает, но навыки концентрации, распределения внимания сформированы не совсем четко, не способна быстро включиться в мыслительную деятельность, возможны недостатки в сравнении, анализе, классификации. |
1.Прилагательные 2.Глагол |
Ур-нъ подстановки Ур-нъ подстановки |
Ур-нь транфор- мации |
Тестирование |
+ + |
Речевая деятельность |
1.0 школе. 2.0 планах на будущее 3. 0 Великобритании |
Уровень понимания |
Уровень применения в речи. |
Вопросо-ответный Монолог-ая речь. |
+ + |
Ясно что, работая с данной категорией уч-ся, учитель будет обращать больше внимания на чёткость инструкций, оказывать влияние на распределение и концентрацию их внимания, искать более яркие способы для развития анализа, синтеза, сравнения и т.д. Данная тематическая план - карта удобна для дополнительных занятий, с желающими заниматься индивидуально.
Как же проводить урок с учётом индивидуальных особенностей и личной ориентированности в классах, где присутствуют разные уч-ся? Для этого составляю специальный тематический план, по вертикали идут виды индивидуализации: индивидная, личностная и субъектная; которые также имеют несколько существенно важных разделов, по горизонтали: содержание, методы и способы совместной деятельности учителя и уч-ся, направленные к цели достижения уроков.
Виды ин- дивидуализации. |
Цикл уроков по теме: «Спорт» |
|||||
Уроки по формированию навыков. |
Уроки работы над текстом. |
Уроки по развитию речи. |
||||
Лексика. |
Грамматика. |
Монол. Речь. |
Диал. Речь. |
|||
Л и |
Учёт контекста деят-ти. |
Извести. Всем события проходящего чемпионата по любому виду спорта, как основа для речевой зарядки, рассказа, семанти-зации лекс./ед. |
Обсуждение итогов конкурса « Ученик года», как основа тренир. упр.для усвоения степеней сравнения. |
Привлечь к работе над текстом материалы подготовки к след. соревнованиям. |
Участие в школън. соревнованиях как стимул для высказываний уч-ся на английском. |
Участие в школьных соревн.,как средство для вопросо-отв. Упр-ий. |
Ч н 0 с т н. |
Учёт жизн-го опыта. |
Использование опыта участия отд. Уч-ся в спортивных соревнованиях при проведении тренировочных упр-ий. |
Использ-ние в дом./з. фактов просмотра по ТV сп.сор. |
Сообщение о личн. опыте участия в шк. или район, сор-ях или опыте друга или знакомого |
Занятия спортом в секциях, как основа для обсуждения. |
|
Учёт мотиваций. |
Использование предварительно выявленных мотивов к изучению ин-го языка в качестве дополнительных воздействий при выполнении различных упр-ий, например для желающих поступить в спортколледж и стать тренерами ил спортсменами. |
|||||
Учёт сферы интересов. |
Упр-ия типа: «Совпадают ли наши интересы» |
Сравнение интересов или спортивных возможностей. |
Чтение текстов по интересам. |
Рассказы уч-ся о своих любимых спортсменах /с исп. доп.мат-ла. |
Ролевая игра: «Пресс-конференция с любимым спортсменом. |
|
С У б ъ е к т н. |
Учёт опыта операционного действия. |
Работа с индивидуальными карточками с учётом пробелов уч-ся. Орган-ция повторения и связь с изуч-мым материалом. |
Систематизация с сопутствующим повторением. Обучение составлению алгоритмов действий при выполнении гр. упражнений. |
Инструктаж «Как рабо-тать с незнакомым текстом.» Использование более сильного уч-ся в роли консультанта. |
Обучение способам передачи текста (коллажирования, аккомодации и т.д.) Для разн. групп-разн.уровни. |
Объяснение техники работы в парах с раздаточным материалом. |
И н д и в и д н. |
Учёт мыслительных спос-тей |
Для уч-ся со слабо-разв. догадкой -метод логарифм, линейки |
Раздат.упр-ия в зависимости от способн-тей к Абстрагированию. |
Работать по уровням понимания текста. |
Использование логико- коммуникатив-ных схем. |
Использование функциональных опор. |
Учёт памяти. |
Более частый вызов уч-ся с низкой аудитивной памятью при закреплении. |
Игры для закрепления, обобщения и систематизации грамматического материала. |
Сост-ние планов переск. опорных консп для плохо запоминающих. |
Аудиокассета или опорн.консп. для развития монолог/речи. |
Речевые клише, Образец -микродиалог. (для развития памяти.) |
|
Учёт вниматель- ностей. |
Метод кроссвордов. |
Тесты на внимательность при выполнении гр. упр-ний. |
Чтение с контролерами внимательности. |
Создание «ситуаций отклика» при моновысказывании |
Развитие оценочных суждений. |
Как известно, тема на уроках английского языка охватывает цикл уроков, поэтому такой план составляется на каждую тему, а поскольку рабочая программа идёт по общим требованиям с календарным распределением на каждый урок, то тематический план (с учётом индивидуализации) и рабочая программа учителя существуют у меня параллельно.
Такой тематический план с учётом личностной ориентированности и индивидуальных возможностей уч-ся по желанию можно объединить с рабочей программой учителя и тогда рабочая программа будет содержать не только содержание уроков и методы работы, но и конкретно отобранный материал именно для «этих» ребят,а также конкретно отобранные методы.
Таким образом, рабочая программа учителя станет не только более творческой, но и оживится,станет более адресной.
Считаю, что индивидуализация обучения является единственным средством актуализации потенциальных возможностей каждого ученика. Она ведёт к мобилизации резервов его психического развития.
Но тематический план или суждения о рабочей программе ещё не в полной мере отражают работу учителя по личностно - ориентированному обучению. Поэтому в следующей публикации предлагаю вашему вниманию один из уроков.
© 2015, Степанова Галина Андреевна 345