СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Об особенностях воспитания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности реализации идей системного воспитания в поселковой гимназии.

Алёшина Н.Н.,

заместитель директора по

воспитательной работе

МОУ «Ревякинская гимназия»

Ясногорского района

Тульской области.

         Уважаемые коллеги, регламент моего выступления 10 минут. Естественно, за столь короткое время я не раскрою всего многообразия особенностей продвижения идей научной школы Людмилы Ивановны Новиковой на примере нашей гимназии, но попытаюсь остановиться не некоторых ключевых моментах.

         Так случилось, что Ревякинская гимназия возникла в посёлке городского типа в 1992 году как альтернатива тульским инновационным образовательным учреждениям. И, если команда педагогов, объединенная  именем гимназии, долго спорила по поводу того, чему надо учить, то вопрос воспитания, в том плане, что оно должно быть и должно вобрать в себя всё самое лучшее – разногласий не вызывал.

         Слова Владимира Абрамовича Караковского: «… сегодня важно сосредоточить усилия педагогов на воспитании в детях таких качеств, которые помогут им не только выжить в новых условиях, но и сохранить лучшие человеческие качества. Ведь во все времена нужны не только дельцы и ловкачи-предприниматели, но и те, кто проявляет способности к социальному творчеству», и на сегодняшний день являются основополагающими.

         Воспитывать интеллигенцию в посёлке, славном криминальными событиями, задача не из лёгких. Но если рассматривать воспитание как  «управление – целенаправленное воздействие на объект с текущим контролем и последующей коррекцией результатов», причём «мягкое управление, направленное на изменение только условий, в которых существует объект» - можно.

         Замечательно, что в данной научной школе ребёнок, его личность выступает и объектом, и субъектом воспитания. А значит, по словам Владимира Абрамовича «…выдвигаются на первый план диалогические методы общения, совместный поиск истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразную творческую деятельность». (В.А.Караковский «Как стать человеком»)

         Для того, чтобы творчески и эффективно работать, необходимо чётко видеть цель. Опираясь на идею Натальи Леонидовны Селивановой : «Важную особенность целеполагания  при моделировании воспитательной системы составляет то, что её цель не столько в продукте, т.е. в создании системы, сколько в субъекте, т.е. в ребёнке, педагоге», такая цель была сформулирована на первом этапе развития воспитательной системы гимназии – воспитание человека, способного:

  • Постигать свой внутренний мир, имеющего потребность в самопознании и самореализации;

  • Подвергать рефлексии свою жизнедеятельность,

  • Реализовать свой индивидуально-личностный потенциал при выполнении различных социальных ролей;

  • Осознавать и принимать ценности человеческого общества, социального взаимодействия, свободы и демократии;

  • Иметь осознанную нравственную позицию;

  • Участвовать в творческом преобразовании социальной действительности.

     

    Уже в первый год работы сложилась система отношений, в которых не было авторитаризма, и это благотворно сказывалось на педагогическом процессе. Первый этап развития гимназии характеризуется  рождением творческих объединений и групп, в том числе ТВиД (театр взрослых и детей), студия бального танца «Кармен»; традиций. Здесь царила творческая атмосфера, атмосфера взаимопонимания и поддержки. Дети хотели учиться, а педагоги хотели учить.

    Наш коллектив полностью разделяет мнение исследователя Буевой Л.П. о том, что «никакая воспитательная система не будет действенна, если наименее развитым компонентом в ней является система самой личности, то есть самого воспитуемого субъекта. Педагогам необходимо строить модели личности, учитывая внутреннюю организацию её духовного мира, её нравственно-психологические контакты, т.е. то, что входит в понятие системы личности как таковой». В 1995 году Л.П. Буева  говорила о том, что «способность к самоорганизации внутренней душевной и духовной жизни личности, культуры этой жизни и потребности в таком внутреннем движении – это наименее разработанный компонент системы воспитания, за который мы все ответственны». Действительно, воспитать потребность к самоорганизации личности очень сложно, но только это даёт больший эффект. Мало знать о ценностном мире, нужно прочувствовать, пропустить через себя и самостоятельно прийти к осознанному выбору, а для этого выбор у ребёнка должен быть.

    Управление процессом формирования и развития личности происходит и на уроках, посредством личностно-ориентированных технологий, и во внеклассной и внешкольной деятельности, посредством технологии сотрудничества, используя богатое историческое наследие, красоту местных пейзажей, в походах, поездках.

    Задача педагогов гимназии заключается в том, чтобы главные общечеловеческие ценности превращались в собственные ценности ребёнка. Как говорит исследователь Бодалёв А.А. : «Важно, чтобы параллельно формировались способности для того, чтобы эти ценностные ориентации реализовались на личностном уровне в поступках, адекватных социальной  ситуации, а на уровне профессиональной деятельности – в деяниях, адекватных профессиональной области, которую избирает человек».  Большая работа в этом направлении проделывается совместно с  психологом гимназии, Е.Г. Борисовой. Это и психологические тренинги и семинары для педколлектива, и организация психолого-педагогического лектория для родителей, и, конечно же, профилактическая, диагностическая, коррекционная работа с учащимися. Елена Геннадьевна  является автором-составителем «Программы развития коммуникативной культуры», работает по программам О.Е. Хухлаевой : «Человек», «Сотрудничество», «Путешествие в мир дружбы и сотрудничества». Но любая профессиональная деятельность в современном обществе не может считаться таковой, если отсутствует простой и чёткий механизм отслеживания эффективности этой деятельности.

             Мониторинг воспитания необходим самым разным категориям работников сферы образования, органов управления образованием, всем тем, кто осуществляет методическую поддержку процесса воспитания и тем, кто непосредственно осуществляет процесс воспитания: школьной администрации, организаторам внеклассной работы, классным руководителям, педагогам дополнительного образования, школьным психологам и т.д. Цель мониторинга одна – выяснить, насколько организованный в школе процесс воспитания способствует позитивным изменениям в личности ребёнка. Выяснить в первую очередь для того, чтобы обнаружить и решить наиболее острые проблемы организации процесса воспитания, чтобы анализировать, обобщать и распространять позитивный опыт воспитания.

             В каком направлении происходит развитие личности ребёнка? Какие отношения к окружающему миру, к другим людям, к самому себе складываются у него в процессе воспитания.

    Какие вопросы отслеживаются:

  • Степень удовлетворённости образовательным процессом (у учащихся и их родителей).

  • Степень вовлечённости в классные и общегимназические дела и удовлетворённость происходящим (по Третьякову) ежегодно

    (тенденция выше оценивается дело, в 2 сам принимал участие)

  • Диагностика уровня воспитанности по прошлому году:

    ВУВ – 23,3%

    СУВ – 71,4 %

    НУВ – 5,3 % 

  • Соотношение материальных и духовных ценностей 47% / 53 %;

  • Общественные мотивы и эгоистичные в соотношении 63% / 37 %.

     

    Наиболее эффективной методикой в изучении развития личности является «Репка»   или «Что у меня выросло». Она даёт возможность не только посреднику (классному воспитателю, психологу, заместителю директора по ВР) оценить результат, но и самому ребёнку порефлексировать над формированием собственного «Я».

             Наталья Степановна Дежникова говорит о том, что «качество воспитательной системы во многом определяется соотношением формирующей функции и личностностно- развивающей, т.е. тем, какое место в воспитательной системе отводится самой личности, как учитываются её интересы, потребности и возможности, насколько воспитательная система обращена к актуальным жизненным проблемам молодых людей». В гимназии созданы условия для выбора индивидуальной образовательной траектории. Это широкий спектр вариативных предметов регионального и гимназического компонентов, элективные курсы и элективные предметы, предпрофильное и профильное образование, широкие возможности дополнительного образования. Инициатива воспитанников перерастает в воспитательные центры, такие как клуб общения «Синий троллейбус», экологический клуб «Живой родник».

             Особенность поселковой гимназии заключается в том, что одновременно ребёнок находится в нескольких группах, сообществах и чаще всего, они – разновозрастные. Елена Васильевна Киселёва отмечает, что «процесс формирования личности ребёнка во многом зависит от количества тех возрастных уровней общения, в которых он участвует. Если возрастной диапазон общения достаточно широк, то, естественно увеличивается объём информации, приобретается социальный опыт, появляются новые сферы самореализации. Кроме того, возникает больше вариантов социальных ролей, позиций, возможностей для проявления индивидуальных форм поведения». Опыт работы в этом направлении гимназия представляла в 2002 году на Всероссийской педагогической конференции по проблеме «Развитие личности в общности и коллективе».

             Не менее важное значение имеет характер педагогической позиции. Сформирована ли у педагога гуманистическая педагогическая позиция. Это означает, что воспитание ориентировано на ребёнка как на базовую для воспитания ценность, что именно данной ценностью определяется вся иерархия профессиональных ценностей педагога-воспитателя, что именно данная ценность определяет выбор средств и методов воспитания. Таким образом, вся воспитательная деятельность пронизана ценностным отношением педагога к ребёнку: к его телесной (физическому здоровью), душевной (психическому равновесию) и духовной (свободе) ипостасям.

    Позиция в данном случае выступает своеобразным регулятором деятельности.

             В связи с этим, у педколлектива гимназии ещё много нерешенных моментов. Но у нас есть уникальная возможность общаться с исследователем в этой области, Григорьевой А. И. Многое еще предстоит сделать, но есть и результаты: работает педмастерская классных руководителей и воспитателей «Современные проблемы воспитания», ведётся наставническая работа с молодыми классными воспитателями, созданы условия для творческого роста воспитателей и, как следствие, каждый классный коллектив имеет своё лицо: театралы, краеведы, экологи, спортсмены.

             Показателем воспитательной системы является успешность выпускников, с которыми мы продолжаем поддерживать отношения, отслеживаем их движение, которые ежегодно приходят на встречу с выпускниками «Мы очень рады видеть вас!», она проходит как межпоколенческий диалог. Ведь здесь собираются не ученики одного класса, а гимназисты-выпускники и гимназисты-старшеклассники. Выпускники следят за соблюдением традиций, искренне радуются достижениям новых гимназистов. Они успешны, конкурентноспособны, активны. За последние 3 года  100%-е поступление в вузы Тулы, Москвы, Санкт-Петербурга. На 10 выпусков 4 золотых медали, 17 серебряных. Выпускники являются дипломантами научно-практических конференций региональных и Всероссийских. Два кандидата наук. Значит, выбранный 15 лет назад курс на развитие гуманистической воспитательной системы в поселковой гимназии, правильный.

Категория: Завучу
08.01.2015 21:09


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!