СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

О внеурочной деятельности в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

О внеурочной деятельности в начальной школе

Внеурочная деятельность вызывает много вопросов, на которые не всегда удаётся найти ответы. Так что же это такое и как правильно организовать деятельность по интересам в школе?

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Она понимается в настоящее время преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.

В принципе, это существовало всегда – в школах предусматривалась группа продлённого дня, где дети не только учили уроки, но и посещали секции, кружки, библиотеку, участвовали в классных мероприятиях, делах школьной детской организации, в субботниках и т.д.

Внеурочная деятельность всегда была важной, неотъемлемой частью процесса образования детей младшего школьного возраста. Это проявляемая вне уроков активность детей, которая обусловлена в основном их интересами и потребностями, обеспечивающая развитие, воспитание и социализацию младшего школьника.

Поскольку дети сейчас малоактивны в общении, мы замечаем, что им не всегда легко находить общий язык с ровесниками, воспитателями, учителями. Поэтому нам следует озаботиться и организовать помощь детям в этих вопросах. Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется как включением её в учебный план 1-4 классов, так и новым взглядом на образовательные результаты. Школа, а также и учреждение дополнительного образования обеспечивают вариативность образования, возможность выбора для детей. Внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая должна помочь педагогу и ребёнку освоить новый вид учебной деятельности, сформировать учебную мотивацию, внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся. Происходит выстраивание сети, которая обеспечит детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации, способность базовые знания осознанно применять в ситуациях, отличных от учебных. Особенно это важно в 1 классе, когда дети только приходят в школу.

Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, создание условий для физического, интеллектуального и эмоционального отдыха детей.

Принципы организации внеурочной деятельности:

  • соответствие возрастным особенностям обучающихся;
  • преемственность с технологиями учебной деятельности;
  • опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;
  • опора на ценности воспитательной системы школы;
  • свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребёнка.

Данные принципы определяют способы организации внеурочной деятельности и они тесно связаны с основным образованием и является его логическим продолжением и неотъемлемой частью системы обучения, созданной в школе.

Внеурочная деятельность в нашей школе, как и в других, организуется по направлениям развития личности:

  • Спортивно-оздоровительное
  • Духовно-нравственное
  • Социальное
  • Общекультурное
  • Общеинтеллектуальное

Задачи:

  • Развитие личности каждого ребёнка через самореализацию в условиях игровых и творческих ситуаций
  • Развитие инициативы и творчества детей
  • Воспитание любви к родному краю на основе элементов народного творчества
  • Пропаганда здорового образа жизни

Ожидаемые результаты от внеурочной деятельности: создание оптимальных условий для развития и отдыха детей; творческая самореализация детей; формирование навыков коллективной и организаторской деятельности; психологический комфорт и социальная защищённость каждого ребёнка; реализация игрового сюжета в деятельности в деятельности детей.

Общаясь с детьми, наши родители отмечают, что это даёт им положительный опыт общения, позволяет проявить себя активной, творческой личностью, расширяет его представления об окружающем мире. Дети оживлённо общаются с педагогами и друг с другом. В классах складываются доброжелательные отношения, что является условием формирования здоровье сберегающей среды. Внеурочная деятельность хотя и входит в учебный процесс, но не является уроками. Был проведён опрос, который показал, что 80% родителей учащихся начальной школы положительно относятся к внеурочной деятельности своих детей в школе. Они считают, что это развивает пытливость и любознательность детей, воспитывает любовь к познавательной деятельности. То есть, подобная деятельность является важной и необходимой задачей, стоящей перед школой и учителем. Решение этой задачи осуществляется нами как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Огромное значение для ребёнка имеет участие в жизни класса вне школьных уроков. Для многих ребят – это основной мотив посещения школы, так как есть возможность проявить ин инициативу и самостоятельность, ответственность и открытость. А ведь главное, чтобы ребёнок с удовольствием шёл в школу, зная, что его ждёт много нового и интересного, что у него есть единомышленники, которые поддерживают его увлечения, что есть друзья, с которыми можно обсуждать свои проблемы.

Сложность, многогранность целей и задач воспитания, которые стоят перед нами, коллеги, требует не только богатства содержания отдельных мероприятий, но и чёткости, выразительности организационных форм. Они должны быть гибкими, простыми, помогающими делать жизнь детей радостной, интересной. Считаю, что особенно важно создавать ситуации добровольного выбора учениками тех или иных форм внеклассной работы. Самыми любимыми из них остается у нас игра. В игре преодолеваются трудности, дается выход энергии; элемент соревнования пробуждает смекалку, нацеливает на творчество. Организация внеурочной деятельности на базе нашей школы позволяет использовать свободное время школьников для творческого, развивающего отдыха, направленного на психологическую реабилитацию, духовное и физическое оздоровление детей.

20.08.2015 14:21


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!