СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

О роли классного руководителя в формировании общекультурных компетенций учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Слайд 1. Название.

            Какими бы мы  не были: юными или в возрасте,  - мы всегда ищем в жизни то, что пробуждало бы в нас наши духовные силы, ведь «не хлебом единым живет человек».

            Особенно важно это «что-то» отыскать сегодня, когда обесценились настоящие духовные ценности, когда потеряны высокие идеалы. Где найти то, что поднимает человека над серой обыденностью, что делает его человеком?

            Слайд 2. Портрет, цитата

            Василий Симоненко советовал своим современникам и потомкам: «В океані рідного народу відкривай духовні острови...”

            Они еще есть – те небольшие островки духовности, их еще не уничтожили окончательно ни время, ни те, кто пытался стереть все лучшее из памяти народа.

            Эти островки – это духовные богатства, созданные людьми на протяжении столетий. В них – мудрость и сила, в них – память рода. Без сохранения исторической и культурной памяти  не может существовать современная культура, не может быть воспитания по-настоящему интеллигентной личности.

            Я являюсь классным руководителем 8-Б класса с украинским языком обучения.

            Слайд 3. Задачи.

            Главной задачей моей работы является не только привитие любви и уважения к государственному языку. Я должна научить моих учащихся жить творчески, т.е. осознавать многообразие мира, разумно действуя в нем, познавать свое «я», раскрывать суть своего назначения, создавая из простого существования радостные события не только собственной жизни, но и жизни школы, города, региона, государства.

            Основным направлением в работе классного руководителя считаю национальное воспитание.

            Слайд 4.

            Национальное воспитание – система формирования сознания, достоинства, культурно-ценностных идеалов, опыта, развитие чувств, всестороннего совершенства.

            Национальное воспитание, на мой взгляд, это сердцевина сознания каждой нации, ее интеллектуальный, культурный и нравственный ориентир, который не даст оступиться ребенку, утратить чувство патриотизма, отойти от принципов этики и эстетики. Именно эти ориентиры заложены в традициях украинского народа.

             В своей работе я широко использую возможности курса народоведения, и не только на конкретных уроках, но и во внеклассной работе.

            Содержание воспитательной работы по привитию народоведческих знаний подтверждает мысль К.Д. Ушинского:

            Слайд 5. Портрет Ушинского, цитата.

            «Несмотря на сходство педагогических форм всех европейских народов, у каждого из них своя особенная национальная система воспитания, своя цель и свои особенности для достижения этой цели».

            Процесс воспитания – это сложное явление, которое осуществляется на основе целенаправленного и организованного формирования личности гражданина независимого государства.

            Цель и задачи воспитания определяются потребностями современного общественно-экономического развития Республики Крым.

            Слайд 6. Портрет В.Сухомлинского.

            Василий Сухомлинский считал, что источником любви к Родине является не только любовь к отцу и матери, но и к родному уголку Земли.

            Важным источником творческого вдохновения гражданина является народная педагогика, лучшие воспитательные традиции, которые способны сформировать гуманно-творческую личность.

            Слайд 7. Цель деятельности.

            В основе моей работы – сохранение целостности процесса обучения и воспитания через комплекс народных обрядов.

            Главная цель – содействие свободному развитию ученика, который будет ориентироваться на положительную самореализацию. Для этого необходимо обучать учащихся взаимодействию с окружающим миром, с природой.

            Например, элементы народных обрядов можно использовать при проведении уроков-праздников, классных часов, внеклассных мероприятий.

            Такие мероприятия от начала и до конца сориентированы на обрядовые действия. В образе учителя может выступить Кобзарь, Лирник, Хозяйка и др.

             Ученики во время проведения таких мероприятий не являются пассивными зрителями и слушателями – они активные действующие лица.

            Слайд 8.

            Особенности такого урока следующие:

  • использование знаний, приобретенных ранее на уроках литературы, языка, истории, географии, музыки, трудового обучения, изобразительного искусства, этики, художественной культуры;
  • пополнение знаний и навыков при ознакомлении с определенными движениями, ритмами, пением, трудовой деятельностью;
  • объединение изучения гуманно-познавательного материала по народоведению с знакомством с правовой культурой.

 

            Важным элементов урока-праздника является использование приема «обряд». Классному руководителю в процессе подготовки к проведению такого мероприятия необходимо учитывать возможности использования фольклорного, литературного материала.       

            Проведение урока-праздника имеет свои особенности:

  • создание ситуации общения;
  • создание ситуации самореализации;
  • создание ситуации творческой деятельности;
  • создание условий для усвоения социального опыта

            В ходе подготовки мероприятия учащиеся могут самоутвердиться, проявить   чувство ответственности перед коллективом, переосмыслить  народоведческие воспитательные традиции.

            Цель обрядовых ролей – содействовать изменениям в мировоззрении учащихся (мои размышления о жизни, зачем это нужно, для чего нужно помнить об этом, нужно ли это в жизни современного общества, есть ли необходимость быть полезным другим людям, формировать позитивное отношение к себе, к людям, к миру).

            Слайд 9.       

            В своей работе с классным коллективом использую такие методы и приемы, как:

  1. Обрядовые действия (они помогают ученику найти свое место в группе);
  2. Народные песни (содержание песен заставляет моих учеников обратить  внимание на других людей, выступает как средство воспитания, учит уважать семью (колядки, колыбельные), помогает учащемуся осмыслить свою гражданскую позицию (казацкие песни). Ни одно мероприятие не обходится без песен и музыкального сопровождения;
  3. Метод «Ритуал» использую почти в каждом воспитательном мероприятии (Свят- вечер, свадьбы, крестины, игры). Во время ритуала учащиеся обращаются друг к другу с пожеланиями добра, благосостояния, любви.

            По мнению ученых, умение желать другим добра препятствует развитию чувства  эгоизма, оно помогает  сформировать  основу гуманной личности.

            Понимание добра и зла мои ученики чаще всего воспринимают через действия определенных персонажей (Ангел или Черт, Царь или Цыган, Меланка или Василий, Куст или Мавка. Эти персонажи являются действующими лицами инсценировок, колядок, щедривок)

  1.  Метод «Персонаж» создает условия для осмысления понятия «человек», «поступок». Ребенок входит в роль, которая обязательно влияет на него, т.к. ее в процессе мероприятия нужно не только показать, но и сыграть, т.е. пережить. Этот метод является  стимулом  к творчеству.
  2. Метод «Символика» имеет также немаловажное значение. К символике зимних праздников относят икону Девы Марии, тыкву со свечами, сноп-дидух, кутью. Весенние символы:  веточка вербы, веночек, Пасха. Цветок папоротника- на Ивана Купала, калина – к сбору урожая. Именно метод «Символика» способствует глубокому пониманию смысла взаимодействия человека с природой, учит относиться с любовью к «братьям нашим меньшим».
  3. Очень распространенными методами в моей работе являются «игра», «ремесла» (вышивка, рисование для создания декораций к мероприятиям). Благодаря этим методам дети учатся принимать участие в практической деятельности: подготовка костюмов, импровизация, перевоплощение, навыки секретов ремесел,  иногда и давно забытых.

            Разнообразные словесные упражнения (пословицы, скороговорки, поговорки) развивают у детей речь, что является необходимым условием для развития гармоничной личности. (Пример)

            Слайд 10. Мероприятия. 

            Итак, роль привития общекультурных традиций чрезвычайно велика. За период работы с учениками 8-Б класса было проведено большое количество уроков, классных часов, внеклассных мероприятий, которые способствовали формированию общекультурных компетенций моих учащихся. Среди многих такие мероприятия: „Мова моя українська”, „Без верби й калини нема України”, „Вечорниці”, „Козацькі звичаї”, уроки-праздники „Побажання добра”, „Свято Миколая”.

            В народоведении особенное внимание уделяется позитивным переживаниям, что дает возможность усваивать, запоминать информацию, сохраняя при этом собственное «я».

            Человека, не наделенного позитивными эмоциями, древние философы называли ioliotes , т.е. равнодушным. Человека, который не чтит традиций предков, называли птицей без крыльев; семью, которая не научила уважать традиции, - «поломанным коленом», «гнилой цепью»; общество, которое не сохраняет свои национальные традиции, - «потерянным поколением», «разорванным поколением», «поколением, которое  идет в бездну»; период времени, в течение которого  не обращают внимание подрастающего поколения на  изучение этнично-краеведческих аспектов, - «пропащим временем».

            Духовная пропасть, которая разделяет поколения, ведет к денационализации, которая, в свою очередь, несет моральный распад и  обрекает общество на исчезновение.

            Слайд 11. Портреты.

            Так считали и П.Грабовский, и М.Коцюбинский, и Ю. Федькович и др.

            С. Серошапко говорил в своем труде «История образования на Украине»: «Отсутствие в человеке памяти и уважения к традициям родителей образует пропасть между поколениями, которая ведет к вырождению духовному, физическому, дезорганизации в обществе, аморальности».

            Я – за здоровую нацию, за духовное общество и поэтому буду продолжать помогать детям знакомиться с   традициями нашего народа, буду все делать для того, чтобы мои ученики знали, осознавали,   помнили нравственные заветы   наших предков, передавали их своим детям и внукам.  Тогда  не прервется связь времен, народа, поколений, судеб, личностей. Я уверена, именно в этом – спасение рода человеческого, наш долг перед самими собой, своими учениками, воспитанниками, своими детьми.

13.01.2015 21:35


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!