СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

О преподавании немецкого языка к 2020 году

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Языковая профориентация» возможна уже в пятом классе

Интервью Олега Радченко, руководителя Центра языкового тестирования и содействия миграционной политике ФГБОУ ВО Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина, доктора филологических наук, профессора, заслуженного работника высшей школы РФ, члена авторского коллектива учебников по немецкому языку издательства «Просвещение»

К 2020 году российские школы должны перейти на обязательное изучение второго иностранного языка с 5 класса. В чем Вы видите преимущества и какие Вы видите для этого объективные препятствия? Готовы ли к этому школы? Учителя? Что предстоит сделать для этого?

С переходом на обязательный второй иностранный язык мы уходим от по сути моноязычной модели, которая у нас до сих пор превалирует в российской школе. Для всей системы образования России это серьезная проблема, так как мы являемся свидетелями «гибели» тех языков, которые традиционно преподавались в нашей стране. В частности, в России всегда были сильная лингво-дидактическая школа немецкого языка (стоит упомянуть здесь такие имена, как И.Л. Бим и Е.И. Пассов) и серьезная германистика (славу ей создали труды О.И.Москальской, Е.И.Шендельс, А. И.Домашнева, Е.В.Розен и многих других). Все это сегодня грозит рухнуть, так как с конца 1970-х годов немецкий постепенно теряет свои позиции как основного школьного языка. За последние 10 лет количество классов с немецким как первым языком уменьшилось в 2 раза. Та же тенденция прослеживается и в отношении французского и испанского языков.

Для школы и для учеников введение второго иностранного языка – это явный плюс, так как мы усиливаем гуманитаризацию школьного образования. Что касается готовности школ, то я не вижу здесь особых проблем, так как сегодня на рынке есть несколько хороших готовых линеек учебников по немецкому языку как второму. Готовы и учителя – для них это спасение, ведь в ряде регионов мы сегодня наблюдаем процесс перехода учителей немецкого языка на обучение английскому, переучивание. Здесь сразу возникает проблема качества, так как мало кто из них когда-либо преподавал этот язык в необходимом объеме.

Но главное препятствие существует, конечно, в глазах родителей, которые усматривают в этом увеличение нагрузки на ребенка. И правда, изучение иностранного языка требует определенных талантов, способностей, требований. В нашей стране нет такой диверсификации школ, как, например, в Германии, где с 5 или 6 класса ребенка направляют в ту школу, которая по профилю ближе к его будущей профессиональной деятельности. Например, школьник может выбрать гимназию, где у него в программу обучения - сразу несколько иностранных языков. Или он может идти в реальную школу, где превалируют точные науки. У нас же такого нет, и не все дети готовы изучать второй иностранный язык. Более того, и первый иностранный не все способны выучить на достаточном уровне. Есть еще одно препятствие – пока не для всех иностранных языков у нас есть Федеральные государственные стандарты. Например, нет ФГОС для китайского языка, хотя в прошлом учебном году уже успешно запущена Всероссийская олимпиада школьников по этому языку.

Повторюсь, что в целом с введением второго иностранного языка мы выигрываем, так как это повлияет на возрождение высшей школы. У нас появилась надежда сохранить германистику в России. Согласитесь: есть большая разница между обучением основам германистики тех, кто знает немецкий со школьной скамьи, и тех, кому приходится преподавать его с нуля в университете.

Почему стоит выбирать именно немецкий язык в качестве второго иностранного? Какие преимущества получит школьник, решивший посвятить несколько лет изучению немецкого языка?

При выборе иностранного языка главным критерием должны быть перспективы самого ребенка – то, чем он будет заниматься в жизни. И плюс перспективность самого языка в стране. Что касается первого, то, конечно, ни один родитель в 5 классе не может предсказать, чем будет заниматься его ребенок после школы. Но тем не менее, на уровне 5 класса интересы ребенка более и менее просматриваются. В принципе, выбирая язык, надо исходить из того, что если ребенок более нацелен на музыку и на предметы эстетического цикла, то имеет смысл выбирать итальянский язык или французский языки. Если ребенок ориентирован на международную карьеру, ему подойдет американский вариант английского языка или испанский. Если он собирается работать в России в качестве переводчика или специалиста по межкультурной коммуникации в фирмах, связанных с Германией, а таких фирм в России гораздо больше, чем предприятий, связанных с другими странами мира, то, конечно, необходимо выбирать немецкий язык. Это очень широкий и мало кем занятый путь. С одной стороны, очень много возможностей для его использования в экономике, с другой стороны – есть масса программ, которые финансирует немецкое правительство для тех, кто изучает немецкий язык – программы Гете-Института, стипендии фонда имени Александра фон Гумбольдта, DAAD и масса других. Ни одна другая страна не вкладывает столько средств в поддержку тех, кто изучает немецкий язык.

В то же время, я бы не советовал родителям приписывать ребенку собственные желания. Даже если родителям очень нравятся китайский или японский языки и они уверены, что за этими языками - будущее, все-таки им стоит посмотреть внимательно в первую очередь на то, какие у ребенка способности и склонности, есть ли у него музыкальный слух, достаточно хороша ли его зрительная память. Есть отличные методики тестирования языковых способностей и коммуникативных компетенций, которые помогут в этом вопросе определиться.

Категория: Немецкий язык
17.08.2016 15:08


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!