СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Про ФГОС сказано много. Кто-то ругает, кто-то хвалит. Причём, значительная часть и тех, и других сами этот ФГОС толком не читали. Но речь не об этом.
Я в своей статье
Действующий ФГОС принят в 2010 году. Потом шло его постепенное внедрение. В следующем учебном году последние из школ полностью перейдут на стандарт с 1 по 9 класс. И вот, говорят, пришло время его обновить.
Да, пришло. Дело в том, что в стандарте есть вполне адекватные мысли и идеи. Но пока их там найдёшь (и поймёшь), можно мозги свернуть. Стандарт написан как-то бессистемно, хотя и разделы есть, и структура вроде бы стройная. Но нет системности, чёткости.
Вспомним, чему нас всех учили, когда переводили на ФГОС: главным теперь является системно-деятельностный подход. Каждый понимал этот подход по-своему. Вот и появилось деление на уроки «по фгос» и «не по фгос», деление абсолютно формальное, по каким-то внешним признакам.
Учителю нужны конкретные и понятные требования и инструменты, а не абстрактные понятия, которые академики не могут толком объяснить.
Цели (планируемые результаты) поставлены более менее конкретные (ученик научится, ученик может научиться и т.д.), но на ступень или на курс обучения в целом! Простому учителю очень сложно раскидать это по годам обучения, а без этого теряется контролируемость и прогнозируемость учебной работы.
Сложно было и составить рабочую программу на год, потому что опять же результаты приходилось «сочинять» самим.
Есть версии, что в новом стандарте эти недочёты исправят. Но главное, что в нём будет, это содержание по годам обучения. Это и радует, и настораживает. Радует то, что появится хоть какая-нибудь системность и не будет такой разницы в программах разных школ.
Но исчезнет всякая возможность для вариативности, «манёвра». Опытные учителя поймут, о чём я говорю.
И главный вопрос: а как и кем будет определяться это содержание? Среди авторов учебников единства нет совершенно, учёные тоже поделены на разные «школы». А учитывая «компетентность» экспертизы, которая готовила новый перечень учебников, можно предположить, что могут опять «наворочать».
Я видел проект стандарта для основной школы. Посмотрел содержание по литературе. Не радует: всего много, а значит, опять «галопом по европам». Не очень понятно, и на каком основании включили те или иные произведения в программу конкретного класса.
А что будет с учебниками? Сейчас вышел новый перечень, довольно неожиданный, нам к новому учебному году нужно закупать учебники, ориентируясь на него. А в декабре выйдет новый стандарт, и все наши закупки коту под хвост? Богато живём?
Издательства сами в ужасе: какую массу учебников им нужно будет переработать, подготовить к экспертизе, отпечатать…
Стандарт нужно обновить, но не хотелось бы, чтобы это свелось к добавлению только содержания, а на нас снова свалились бы «дорожные карты», новые ООП, малоэффективные, но обязательные курсы и т.д. и т.п.
Мысли директора сельской школы.
© 2019, Мартова Светлана Анатольевна 108