СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Нормативно-правовая база
В современном обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели.
Сегодня нужны интеллектуально развитые граждане, которые в будущем смогут определять пути экономического и политического развития страны. Талантливые, одарённые люди являются мощным ресурсом общественного развития. Они способны обеспечить нашей стране социальное, культурное и духовно-нравственное преображение.
Соответственно общество нуждается в школе, которая может подготовить делового человека, отличающегося высоким уровнем творчества и профессионализма, обладающего нравственной позицией, широтой компетенций.
Проблема развития и воспитания одарённых детей имеет важнейшее государственное значение, так как от уровня подготовки будущих специалистов зависит потенциал страны.
На сегодняшний день в Российской Федерации сложилась система работы с талантливыми детьми и молодёжью. В первую очередь сформирована необходимая нормативно-правовая база, выработаны механизмы финансирования такой работы.
Для реализации деятельности педагогам необходимо опираться на документы, регламентирующие деятельность руководящих и педагогических работников в части осуществления работы с одаренными детьми.
К таким документам на международном и федеральном уровне относятся:
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который предусматривает
Согласно ст. 77 Закона № 273-ФЗ выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности, осуществляется федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями посредством:
Документы федерального уровня
К документам федерального уровня, регламентирующим работу с одаренными детьми относятся также
Деятельность в области выявления и развития детской одаренности является государственным приоритетом, что получило свое отражение в Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года № 1642. В направлении (подпрограмме) «Развитие дополнительного образования детей и реализация мероприятий молодежной политики» выделен ведомственный проект «Олимпиадное движение школьников», целью которого определена - популяризация школьного олимпиадного движения в Российской Федерации по общеобразовательным предметам.
Значительную роль в систематизации работы с одаренными детьми сыграл процесс разработки и утверждения ФГОС. Именно с введением новых стандартов изменились ориентиры современного образования, основная задача которого сегодня – перевести обучающегося в режим саморазвития. ФГОС поэтапно утверждались приказами Минобрнауки России.
Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 N 1241, от 22.09.2011 N 2357, от 18.12.2012 N 1060, от 29.12.2014 N 1643, от 18.05.2015 N 507, от 31.12.2015 N 1576);
Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644, от 31.12.2015 N 1577);
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г. №413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1645, от 31.12.2015 N 1578);
ФГОС предусматривает создание условий для повышения качества образования, описывает перспективы для достижения новых образовательных результатов, обеспечивающих готовность современной школы к удовлетворению образовательных потребностей личности, общества и государства.
В основу ФГОС положен системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям. Системно-деятельностный подход - это организация процесса обучения, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Именно данный подход обеспечивает оптимальные условия для реализации программ сопровождения одаренных детей.
ФГОС явились совершенно новым документом для образования. Новизна которого заключается в концепции, методике, в системе требований к структуре, условиям реализации и результатам освоения основных образовательных программ. Внедрение и реализация данного документа подразумевает иные подходы к образовательному процессу. Стандарт декларирует, что сохранение и развитие одарённости детей - это важнейшая проблема нашего общества и перед учителем стоит основная задача - способствовать развитию личности ребенка.
«Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования» гласит:
III. 18. Требования к разделам основной образовательной программы основного общего образования: 18.3.1 «… для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей, разрабатываются с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы. Реализация индивидуальных учебных планов сопровождается поддержкой тьютора образовательного учреждения».
IV. 25. Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования должны обеспечивать «…мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей…»
«Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования» также закрепляет эти требования: IV. 25. Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования должны обеспечивать «…мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей…»
Важным шагом в систематизации и унификации работы по сопровождению одаренных детей стало утверждение в 2012 году Президентом Российской Федерации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утверждена Президентом РФ от 03 апреля 2012 г. № Пр-827). Комплекс мер по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов на 2015 – 2020 годы утвержден Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации от 27 мая 2015 г. N 3274п-П8. Правительством Российской Федерации утверждена Стратегии развития и воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Эти документы определяют принципы работы с талантливыми детьми на всех уровнях образования – от школы и учреждений дополнительного образования до вузов.
В 2015 году Правительством Российской Федерации определён единый порядок выявления, сопровождения и мониторинга дальнейшего развития одарённых детей и талантливой молодёжи.
Постановление Правительства РФ от 17 ноября 2015 г. №1239 «Об утверждении правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития» (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.05.2019).
Постановление утверждает Правила выявления, а также порядок сопровождения и мониторинга дальнейшего развития детей, проявивших выдающиеся способности
В документе устанавливаются особенности реализации данного Постановления:
Мероприятия, направленные на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), инженерно-технической, изобретательской, творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений должны соответствовать следующим требованиям:
Перечень мероприятий, перечисленных в постановлении, ежегодно утверждается приказом Министерства Просвещения «Об утверждении перечня олимпиад школьников и их уровней».
В Правилах акцентируется внимание на том, что сопровождение развития одаренных детей возлагается на организаторов конкурсных мероприятий и образовательные организации, где обучаются одаренные дети.
Для эффективной организации деятельности по сопровождению одаренных и талантливых детей в образовательных организациях должны быть разработаны:
На общеобразовательные организации возлагается обязанность по формированию портфолио каждого одарённого ребенка и организации его дальнейшей поддержки.
Минобрнауки России утвержден перечень сведений о развитии одаренных детей, подлежащих мониторингу (Приказ от 24 февраля 2016 года № 134 «Об утверждении Перечня подлежащих мониторингу сведений о развитии одаренных детей»). В перечень вошла следующая информация: Ф. И. О. и дата рождения ребенка, сведения о наименовании образовательных организаций, в которых обучается ребенок, о получении ребенком образования вне образовательных организаций (в форме семейного образования или самообразования), об индивидуальных достижениях ребёнка по итогам участия в олимпиадах и иных интеллектуальных или творческих конкурсах, мероприятиях и пр.
© 2022, Лаврентьева Карина Андреевна 379