СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Нормативно-правовая база организации работы с одарёнными детьми в условиях реализации ФГОС"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нормативно-правовая база

В современном обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели.

Сегодня нужны интеллектуально развитые граждане, которые в будущем смогут определять пути экономического и политического развития страны. Талантливые, одарённые люди являются мощным ресурсом общественного развития. Они способны обеспечить нашей стране социальное, культурное и духовно-нравственное преображение.

Соответственно общество нуждается в школе, которая может подготовить делового человека, отличающегося высоким уровнем творчества и профессионализма, обладающего нравственной позицией, широтой компетенций.

Проблема развития и воспитания одарённых детей имеет важнейшее государственное значение, так как от уровня подготовки будущих специалистов зависит потенциал страны.

На сегодняшний день в Российской Федерации сложилась система работы с талантливыми детьми и молодёжью. В первую очередь сформирована необходимая нормативно-правовая база, выработаны механизмы финансирования такой работы.

Для реализации деятельности педагогам необходимо опираться на документы, регламентирующие деятельность руководящих и педагогических работников в части осуществления работы с одаренными детьми.

К таким документам на международном и федеральном уровне относятся:

  • Основные положения «Декларации прав человека», принятые Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948;
  • «Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования» принята 14 декабря 1960 года Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки в культуры (ЮНЕСКО);
  • Основные положения «Конвенции о правах ребенка», принятые Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989.
  • Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ;

Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который предусматривает

  • единство образовательного пространства Российской Федерации;
  • преемственность основных образовательных программ;
  • вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования;
  • возможность формирования образовательных программ различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей учащихся;
  • государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.

Согласно ст. 77 Закона № 273-ФЗ выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности, осуществляется федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями посредством:

  • проведения олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, физкультурных, спортивных мероприятий. (Обучающиеся принимают участие в конкурсах на добровольной основе. Взимание платы за участие в олимпиадах и иных конкурсах, по итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи, не допускается).
  • назначения специальных денежных поощрений и предоставления иных мер стимулирования. (Критерии и порядок отбора лиц, проявивших выдающиеся способности, порядок предоставления таких денежных поощрений за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, в т. ч. для получения указанными лицами образования, включая обучение за рубежом, определяются в порядке, установленном Правительством РФ).
  • создания специализированных структурных подразделений и образовательных организаций, имеющих право реализации основных и дополнительных образовательных программ, не относящихся к типу таких образовательных организаций. (Порядок комплектования указанных подразделений и организаций обучающимися устанавливается учредителями соответствующих образовательных организаций).

Документы федерального уровня

К документам федерального уровня, регламентирующим работу с одаренными детьми относятся также

  • Государственная программа Российской Федерации «Развитие науки и технологий на 2013-2020 годы», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 301;
  • Указ Президента РФ от 07.12.2015 г. № 607 «О мерах государственной поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности»;
  • Указ Президента РФ от 01.12.2016 г. № 642 «О стратегии научно-технологического развития Российской Федерации».

Деятельность в области выявления и развития детской одаренности является государственным приоритетом, что получило свое отражение в Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года № 1642. В направлении (подпрограмме) «Развитие дополнительного образования детей и реализация мероприятий молодежной политики» выделен ведомственный проект «Олимпиадное движение школьников», целью которого определена - популяризация школьного олимпиадного движения в Российской Федерации по общеобразовательным предметам.

Значительную роль в систематизации работы с одаренными детьми сыграл процесс разработки и утверждения ФГОС. Именно с введением новых стандартов изменились ориентиры современного образования, основная задача которого сегодня – перевести обучающегося в режим саморазвития. ФГОС поэтапно утверждались приказами Минобрнауки России.

Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 N 1241, от 22.09.2011 N 2357, от 18.12.2012 N 1060, от 29.12.2014 N 1643, от 18.05.2015 N 507, от 31.12.2015 N 1576);

Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644, от 31.12.2015 N 1577);

Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г. №413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1645, от 31.12.2015 N 1578);

ФГОС предусматривает создание условий для повышения качества образования, описывает перспективы для достижения новых образовательных результатов, обеспечивающих готовность современной школы к удовлетворению образовательных потребностей личности, общества и государства.

В основу ФГОС положен системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям. Системно-деятельностный подход - это организация процесса обучения, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Именно данный подход обеспечивает оптимальные условия для реализации программ сопровождения одаренных детей.

ФГОС явились совершенно новым документом для образования. Новизна которого заключается в концепции, методике, в системе требований к структуре, условиям реализации и результатам освоения основных образовательных программ. Внедрение и реализация данного документа подразумевает иные подходы к образовательному процессу. Стандарт декларирует, что сохранение и развитие одарённости детей - это важнейшая проблема нашего общества и перед учителем стоит основная задача - способствовать развитию личности ребенка.

«Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования» гласит:

III. 18. Требования к разделам основной образовательной программы основного общего образования: 18.3.1 «… для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей, разрабатываются с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы. Реализация индивидуальных учебных планов сопровождается поддержкой тьютора образовательного учреждения».

IV. 25. Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования должны обеспечивать «…мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей…»

«Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования» также закрепляет эти требования: IV. 25. Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования должны обеспечивать «…мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей…»

Важным шагом в систематизации и унификации работы по сопровождению одаренных детей стало утверждение в 2012 году Президентом Российской Федерации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утверждена Президентом РФ от 03 апреля 2012 г. № Пр-827). Комплекс мер по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов на 2015 – 2020 годы утвержден Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации от 27 мая 2015 г. N 3274п-П8. Правительством Российской Федерации утверждена Стратегии развития и воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Эти документы определяют принципы работы с талантливыми детьми на всех уровнях образования – от школы и учреждений дополнительного образования до вузов.

В 2015 году Правительством Российской Федерации определён единый порядок выявления, сопровождения и мониторинга дальнейшего развития одарённых детей и талантливой молодёжи.

Постановление Правительства РФ от 17 ноября 2015 г. №1239 «Об утверждении правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития» (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.05.2019).

Постановление утверждает Правила выявления, а также порядок сопровождения и мониторинга дальнейшего развития детей, проявивших выдающиеся способности

В документе устанавливаются особенности реализации данного Постановления:

  • участие обучающихся в олимпиадах и иных интеллектуальных и творческих конкурсах, мероприятиях, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научно-исследовательской, творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений.
  • необходимость размещения оператором обобщенных сведений о детях, проявивших выдающиеся способности, в государственном информационном ресурсе, информации о детях, проявивших выдающиеся способности, являющихся победителями и призерами мероприятий, включенных в сформированный Министерством образования и науки Российской Федерации перечень мероприятий.

Мероприятия, направленные на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), инженерно-технической, изобретательской, творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений должны соответствовать следующим требованиям:

  • наличие утвержденного организатором мероприятия положения о мероприятии (регламента;
  • проведение мероприятия в несколько этапов, при этом заключительный этап мероприятия проводится обязательно в очной форме;
  • наличие у организатора мероприятия финансовых, организационных, методических и иных ресурсов, необходимых для проведения мероприятия;
  • наличие у организатора мероприятия официального сайта в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет», на котором размещена в том числе информация о мероприятии;
  • освещение проведения мероприятия, в том числе итогов его проведения, в средствах массовой информации и сети "Интернет".

Перечень мероприятий, перечисленных в постановлении, ежегодно утверждается приказом Министерства Просвещения «Об утверждении перечня олимпиад школьников и их уровней».

В Правилах акцентируется внимание на том, что сопровождение развития одаренных детей возлагается на организаторов конкурсных мероприятий и образовательные организации, где обучаются одаренные дети.

Для эффективной организации деятельности по сопровождению одаренных и талантливых детей в образовательных организациях должны быть разработаны:

  1. Положение о сопровождении одарённых и талантливых детей.
  2. Программа работы по сопровождению одарённых и талантливых детей.

На общеобразовательные организации возлагается обязанность по формированию портфолио каждого одарённого ребенка и организации его дальнейшей поддержки.

Минобрнауки России утвержден перечень сведений о развитии одаренных детей, подлежащих мониторингу (Приказ от 24 февраля 2016 года № 134 «Об утверждении Перечня подлежащих мониторингу сведений о развитии одаренных детей»). В перечень вошла следующая информация: Ф. И. О. и дата рождения ребенка, сведения о наименовании образовательных организаций, в которых обучается ребенок, о получении ребенком образования вне образовательных организаций (в форме семейного образования или самообразования), об индивидуальных достижениях ребёнка по итогам участия в олимпиадах и иных интеллектуальных или творческих конкурсах, мероприятиях и пр.

12.04.2022 10:45


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!