СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Номинация «История малой Родины»

Нажмите, чтобы узнать подробности

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа р.п. Чаадаевка

имени Героя Советского Союза Н.Ф.Горюнова

Номинация

«История малой Родины»

Выполнил: Гречкин Владислав,

ученик 8 класса

МБОУ ООШ р.п.Чаадаевка

имени Героя Советского Союза

Н.Ф.Горюнова

Научный руководитель:

Асташкина Татьяна Александровна,

учитель географии

МБОУ ООШ р.п.Чаадаевка

имени Героя Советского Союза

Н.Ф.Горюнова

2017 год

История поселка Чаадаевка

Посмотрите на карту. Велика наша Родина. Необъятны её просторы. Но начинается она для каждого из нас с родного края. Наш посёлок не найдёшь на карте мира, но он очень много значит для тех, кто в нём родился, вырос и живёт сегодня. У кого-то малая родина - большой индустриальный город, а у нас – рабочий поселок на берегу медленно текущей реки Суры. Расположен в 65 км от г. Пензы, в 21 км от г. Городище. Здесь проживает 7600 жителей.

У поселка богатая история, он славится известными именами. П.Ф. Исаков – штурмовал Зимний дворец, Н.Ф. Горюнов – Герой Советского Союза, в нашей школе учился пензенский поэт В.Д. Агапов, жил кавалер 3-х орденов Славы П.М. Барабанов, родился ученый лесовод И.С. Антонов.

Станция Чаадаевка получила свое название от села Чаадаевка, основанного в конце 17 века лейтенантом морского флота Федором Васильевичем Чаадаевым. Род Чегодаевых, Чаадаевых (по-русски произносилась эта фамилия), известен с 15 века. Основатель его, Василий Васильевич Матвеев из Мурома, крещеный воин из орды «Чаадай» от слов «саадай» означает лук со стрелами в чехле. Стольник Чаадаев – герой освобождения Москвы (1612 – 1613 гг.) – получил заим в мордовских угодьях Казанского уезда. Фамилия Чаадаевых была одной из распространенных дворянских фамилий того времени. Помещики, носившие эту фамилию, имелись в разных губерниях России.

Первой постройкой здесь была дача генеральши Хрущевой на Мазулиной горе, у которой имение приобрел купец Л.С. Казеев. Далее поселок стал развиваться как пристанционный, потому что в 1871 году построена железная дорога, которая называлась Моршанско – Сызранской (Купеческой). Первые паровозы, ходившие по этой дороге, были маленькие, тянули по 5-6 трехосных вагонов. Неусовершенствованные вагоны являлись серьезным тормозом для движения паровозов и трудного их вписывания на кривых участках пути. Источником топлива для паровозов были дрова. Развитие железной дороги шло очень медленно, оно зависело от Франции, которая доставляла рельсы, стрелки. До 1933 года от Чаадаевки до Сызрани была однопутка. В 1937 году построена вторая железнодорожная линия.

Станция представляла собой небольшое помещение, похожее на будку, где один человек выполнял различные обязанности: начальника станции, дежурного по станции, кассира. Из-за этого поезда часто вовремя не отправлялись (Приложение 1, 2, 3).

До Октября 1917 года в поселке насчитывалось 6 домов, кругом был сосновый лес, болота, овраги – все было частной собственностью помещиков Бухаркина, Попова, Казеевых, купца Скрябнева, лавочника Акимова.

Помещик Бухаркин владел участками земли между Никоновым, Чаадаевкой и Красным Кутом. В его хозяйстве занимались бахчеводством, выращиванием конопли для продажи, обработкой леса, который продавался в разных уголках России и за границей.

Купец 1-ой гильдии Скрябнев торговал солью, дегтем, имел нефтебазу, где сейчас крытый рынок (ранее Дом культуры, дом, который отобрали у богача Скрябнева).

Купец Акимов имел лавки, трактир, занимался лесозаготовками.

Помещик Попов владел огромными участками земли и леса, был владельцем лесопильного завода. Владения помещицы Казеевой простирались от Суры до села Архангельского, ей же принадлежал спиртзавод. Природа Чаадаевки считалась красивой: сосновый лес, реки, озера. Поэтому здесь был построен санаторий, который являлся частной собственностью богача Геллера, жившего в Пензе и владевшего аптекой. Каждое лето Геллер со своей семьей, родными и знакомыми отдыхал в санатории и праздно проводил время. После того, как его отобрали у богача, он с 1941 года стал санаторием Всесоюзного значения и получил статус военного госпиталя, а после войны стал туберкулёзным санаторием. После отмены крепостного права владельцами поселка были не Чаадаевы, а помещики Сенягины.

Крестьянам, находящимся в зависимости от помещиков, жилось тяжело. Они имели мало земли, а чтобы купить гектар земли, нужно было заплатить 30 рублей. За свою работу они получали 5 копеек в месяц.

В 1907 году была открыта первая железнодорожная школа для «детей путейцев».

После октября 1917 года земли богачей отошли крестьянам. В 1919 году на базе усадьбы Гремячинского был построен мясокомбинат (Гремячинский в свое время построил птицекомбинат, где производился откорм и забой птицы). Сначала мясокомбинат тоже занимался переработкой птицы, а в 1955 году был оборудован убойный цех скота. В 1919 году появилась первая комсомольская организация, именовавшаяся РКСМ, возглавили ее И.Марчик, И.Белоснежкин. В ней состояло всего 6 человек: П.Федянин, В.Винокуров, И.Загарин, М.Яшин, И.Марчик, И.Белоснежкин. В 1924 году вступила в комсомол первая девушка, Строчкова Нюра.

А в 1920 году появилась Чаадаевская ячейка РКП(б), организатором и руководителем ее был машинист водокачки Быстров. После его смерти в 1921 году клуб и улицы поселка стал называться именем Быстрова.

В 1925 году при 5 классе был организован пионерский отряд из 30 человек. Первым пионервожатым стал Сухоруков Михаил.

Активное строительство Чаадаевки началось в годы коллективизации, когда многие жители сел и деревень уходили и селились здесь, работая на железной дороге.

В1931 году на станции насчитывалось до 28 домов. Первой улицей была та, которую позже назвали Ленинской. В 1935 году основана улица Первомайская, и на ней построен детский садик им. Н.К.Крупской. Постепенно заселились 1 и 2 Лесные улицы, а затем Озерные, Луговые.

Год за годом станция росла и расширялась, но помешала Великая Отечественная война 1941-1945 гг., которая не коснулась Чаадаевки, но её жители, как и весь народ, встали на защиту родной земли. 700 чаадаевцев ушли на фронт. 400 из них не вернулись с войны. В Чаадаевке всегда помнят героев войны, оставшихся в живых, и чтут память тех, кто отдал жизни в войне против фашизма. В память о них в сквере Дома культуры создан мемориал.

После окончания войны в Чаадаевке развернулось большое строительство общественных зданий и жилых домов.

В 1928-1929 и 1943-1951 гг. Чаадаевка была районным административным центром и только с 1952 года входит в состав Городищенского района Пензенской области. В 1948 году построена поселковая школа. В 1953 году сооружена ГЭС, которая обеспечивала энергией поселок и окрестные села. Она проработала 10 лет, а весной 1963 года во время паводка сорвало шлюзы, ее с тех пор не восстановили. В том же, 1953 году, на ст. Чаадаевка организована лесозаготконтора, в 1956 переименована в Леспромхоз. В 1958 году проложен мост через железную дорогу, затем началось строительство кинотеатра «Мир», магазинов, пекарни, больницы и др. Новое здание железнодорожной школы появилось в 1951 году, а в 1960 – школа-интернат, школьные мастерские.

В эти же годы в Чаадаевке стали изготавливать мебель. Детский сад мебельной фабрики стал принимать детей в 1958 году. Грандиозное строительство началось в 1975 году с завода КПД (комбинат полносборных домов). Завод начал выпускать продукцию в 1978 году. На заводе насчитывалось 1600 рабочих и служащих. За годы работы комбинат стал одним из ведущих предприятий по строительству жилья в области. Предприятие стало строить жилье для своих рабочих. Так вырос жилой массив, который называется «БАМ».

Чаадаевка славится знаменитыми людьми. Здесь жил Исаков П.Ф. – участник штурма Зимнего дворца. Героем Советского Союза вернулся с Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Н.Ф. Горюнов. Виктор Данилович Агапов – пензенский поэт, тоже родом из Чаадаевки. Более 100 лет назад железная дорога пришла на Пензенскую землю. Во второй половине 19 века в России развернулось дорожное строительство и приняло характер настоящего бума. Этого требовало время, развитие промышленности и торговли шло бурными темпами, и связь между регионами России уже не могла быть удовлетворена гужевым транспортом и судоходством.

С августа 1866 года было начато строительство Куйбышевской железной дороги, в 1870 году дорога пришла в Пензу, в 1872 году началось строительство Моршано-Сызранской железной дороги, землевладельцам и купцам нужен был выход к Волге.

Дорога проходила там, где существовали крупные поселения. Названия станции давали по названиям сел, а те, в свою очередь, получали имена по своим владельцам. Земли по реке Сура еще с семнадцатого века раздавались своим подчиненным, так пришли и поселились на этой земле Нарышкины, Голицыны, Даниловы… Название станций говорят за себя: Асеевская, Белинская, Фитингов, Чаадаевка. В 1874 году через Чаадаевку прошла Сызрано-Вяземская железная дорога. Было построено деревянное здание вокзала, водонапорная башня, сараи для гужевого транспорта и для мастерских. Станция давала жизнь близлежащим селениям. Появились не только необыкновенные движущиеся механизмы, но и связь, телеграф, новые профессии.

12 октября 1874 года из Пензы в Кузнецк прошел один поезд. Министр путей сообщения генерал – адьютант Посьет уведомил министра финансов о том, что открыто регулярное движение пассажирских и товарных поездов. За сутки станция пропускала одну пару пассажирских и три пары товарных поездов. Для сравнения: в 1975 году пропускная способность станции Чаадаевка – сто двадцать пар поездов в сутки. Участок Пенза-Кузнецк обслуживали паровозы, паровозное депо открыто в Пензе 19 ноября 1873 года. Грузовые вагоны были двухосными, с деревянными кузовами, от шестнадцати до двадцати тонн. Пассажирские вагоны тоже были деревянными, оснащались свечами, отапливались буржуйками. Вагонный мастер, перед отправлением каждого поезда, брал с собой масленку, ведро с подбивкой, фонарь, инструмент, садился на переходную площадь, и на всем пути следования наблюдал за состоянием вагонов, особенно за нагревом букс, в случае появления дыма или огня останавливал поезд стоп-краном и производил перезаправку буксы. Труд вагонников, путейцев, кочегаров, стрелочников, был тяжелым, грязным и непривлекательным, рабочие ходили в промасленной одежде и обуви. Но жители окрестных сел шли на железную дорогу, она давала заработок, и сменная работа позволяла вести домашнее хозяйство. В 1874 году в Пензе открылась школа ученичества, а в 1880 году - железнодорожное техническое училище, обучающее будущих машинистов и помощников паровозов, мастеров, телеграфистов, дежурных по станции.

На станцию стали приходить грамотные люди. Путейский инструмент в то время изготавливался в мастерской, рельсы были чугунные, со слабыми креплениями, укладывались на шпалы, шпалы зашивались костылями, балласт в путь укладывали песчаный, с местных карьеров, рельсы обрезались ручной лучковой пилой. В 1932 году на участке построены вторые пути. В 1936 году развивалось жилищно-ремонтное хозяйство, в его ведомстве находился построенный клуб, бесплатная баня для путейцев, медицинский пункт, столовая, пекарня, школа, детский сад, пионерский лагерь на реке Кодада. Проводились противомалярийные мероприятия, так как в те годы зверствовала малярия. Работникам жилищного хозяйства приходилось заниматься осушением болот.

В 1939 году на станции Чаадаевка был открыт железнодорожный магазин. Райтрансторгом Пензенской железной дороги для обеспечения работников были организованны вагоны-лавки, вагоны-развозки. Работники посещали железнодорожный клуб, участвовали в художественной самодеятельности, в клубе была библиотека, бильярдная, работали кружки для детей. Во время Великой Отечественной войны потеря дорог Юга и Запада вызвала возрастание грузопотока на Куйбышевской железной дороге. Станция Чаадаевка, как и другие, была забита поездами с беженцами, военной техникой, санитарными эшелонами. Людей обеспечивали хлебом, кипятком, медикаментами, оказывали медицинскую помощь раненым и больным. Через станцию в то время проходило до тысячи вагонов, в первую очередь организовывалось отправление воинских эшелонов. Следуя призыву «Все для фронта, все для победы», железнодорожники работали за тех, кто ушел на фронт по несколько смен при скудном питании. Дежурные по станции, кондукторы, добивались четкого продвижения поездов, путейцы работали и днем и ночью, в любую погоду. Запрещение световых сигналов, отсутствие освещенности, приход на транспорт неопытных работников усложняли работу. В первые дни войны состоялись митинги на всех предприятиях железной дороги. Вот резолюция стрелочников, машинистов, кочегаров, путейцев: «Каждый из нас будет работать с удесятеренной силой во имя Победы над врагом!».

Железнодорожники станции Чаадаевка вместе с семьями проводили воскресники и декадники по погрузке и выгрузке грузов, заготовке фуража для лошадей, заготовке дров и угля для паровозов. Начало было положено: третьего августа 1941 года, в день железнодорожника, заработанные средства отправлялись в Фонд обороны. На станции Чаадаевка путевой обходчик Родин вместе со своей семьей заготовил сто тридцать шпал. Помогали железнодорожникам и школьники, участвовали в очистке путей зимой и летом, пололи траву на путях, изготавливали в мастерских лопаты, метла, заготавливали фураж для лошадей, ухаживали за ними, убирали помещения. В послевоенные годы началось активное развитие железнодорожного транспорта.

В 1951-1960 гг. стали поступать рельсы усиленного типа, пошел щебеночный балласт, появилась малая механизация – дрезины АГМ, сварочные агрегаты, краны. В 1959 году произошёл переход на тепловозную тягу. В 1961-1970 гг. появились путеукладчики и путеразборщики, в 1964 году числовая кодовая автоблокировка, средства Автоматической локомотивной сигнализации, автостопы, поездная радиосвязь, переезды оборудовали автоматикой. В 1960 г. образована дистанция электроснабжения, в 1964 г. участок электрофицирован, в 1965 г. построена тяговая подстанция на ст. Чаадаевка, появились первые электровозы. В 1970-1980 гг. уложены железобетонные шпалы, появились тяжёлые путевые машины, рехтовщики, ВПО, мощные бульдозеры. В 1971 г. построен пост ЭЦ на ст. Чаадаевка. 1976-1977 гг. проведена модернизация двухсторонней автоблокировки. 1995 г. – построена трансформаторная подстанция. В 1990 году на станции Чаадаевка построен новый вокзал. 1995-2007 год – внедряются машины нового поколения, не уступающие мировым аналогам, закладываются опытные участки бесстыкового пути с грузонапряжённостью 50 млн. т/км брутто в год. В 2002 году включена система ВОЛС, внедрена компьютерная система, дающая возможность проследить движение вагона от его заявки до расформирования. И это за 50 лет – от маховой подбойки балласта и ручного станка по обрезке рельс и перетягивания их канатом, от стрелочника, постоянно находящегося на улице у ручных стрелок, от кочегара, проеденного копотью.

Чаадаевка – это не только железнодорожная станция, но и крупный промышленный поселок, в котором функционируют завод «Газопенобетон», завод древесно-стружечных плит, единственное в Поволжье предприятие по переработке пластиковых бутылок ООО «Ресурс», Чаадаевское лесничество, асфальтовый завод и несколько малых предприятий.

В Чаадаевке две школы, три детских сада, школа искусств, библиотека, дом культуры.

Сегодня в поселке проживает более 7 тысяч человек. Из них 70% русских, 20% татар, 8% мордвы, 2% – представители других национальностей.

В 1995 году в школе был открыт историко-краеведческий музей открытого доступа. Одной из экспозиций музея является «История поселка Чаадаевка» (Приложение 4).

В конце 20 века в поселке построены храм имени Серафима Саровского и мусульманская мечеть (Приложение 5).

Приложения

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

20.09.2017 18:38


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!