СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

НОД по обучению грамоте в старшей дошкольной группе детского сада "Родственники слов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие № 9.

Тема. Родственники слов.

Программное содержание:

  1. Познакомить с понятиями « родственные слова».
  2. Закрепить умения слышать слоги в слове, делить на слоги двусложные и трёхсложные слова с открытыми слогами; произносить каждую часть слова.
  3. Развивать мелкие мускулы руки с помощью пальчиковой гинастики.
  4. Учить регулировать темп и силу голоса.

Оборудование: мяч, лист бумаги и простой карандаш на каждого ребёнка.

Ход занятия.

В. –Ребята, у вас есть родители, братья, сёстры, бабушки и дедушки. Это члены вашей семьи. Как можно другими словами назвать членов одной семьи? ( одные люди, родственники).

В. –В семье родственники похожи друг на друга. Дочка похожа на маму, мама на бабушку. У сына и папы одинаковые глаза, волосы, походка. Семьи бывают большие и маленькие. Одна семья состоит из трёх человек, другая из пяти, а есть и очень большие семьи из десяти и более человек. В русском языке есть слова – родственники. Эти слова близки по смыслу и чем – то похожи друг на друга.

- рассмотрим семью слов: рыба, рыбак, рыбка, рыбалка, рыбный (суп)… (разбираем лексическое значение слов ).

Вывод: « Слова близки по смыслу»

В. – А чем похожи эти слова друг на друга? ( У всех слов повторяется общая часть – рыб ).

В. – Слова родственники в русском языке мы будем называть родственными словами. Как можно узнать родственные слова? ( Родственные слова близки по смыслу. У всех родственных слов есть общая часть (одинаковая часть, звучат похоже)).

-Садитесь по удобнее Сейчас я вам расскажу сказку про любопытную Ёлочку. Слушайте внимательно и подмечайте, какие родственные слова встречаются в этой сказке?

Сказка про любопытную Ёлочку.

В густом зелёном ельнике жила маленькая Ёлочка. Как и все маленькие она была очень любопытная часто задавала вопросы.

– Почему, - спрашивала Ёлочка у мамы Ёлки, -на твоих ветках растут шишки, а на моих нет?

-Не огорчайся, - отвечала мама. – Подрастёшь, и на твоих ветках появятся красивые, твёрдые шишки.

– Почему, -спрашивала Ёлочка у бабушки старой Ели, - к тебе в гости часто прибегают рыжие белки, прилетают дятлы и клесты? - И к тебе будут прилетать в гости птицы, прибегать белки, - успокаивала Ёлочку бабушка. – В шишках прячутся еловые семена. Для белок, дятлов и клестов – это самая лакомая еда.

В.- Какие родственные слова вы заметили? ( Ёлочка, мама – Ель, бабушка – Ель, ельник, еловые ).

- Правильно. Молодцы! А сейчас поиграем. Становитесь в круг. Игра « Разделим на части». ( В середину круга встаёт сначала воспитатель).

- Буду я сейчас водить,

Буду я произносить

Какое – нибудь слово

Вам нужно повторить,

Потом на части разделить.

Под мяч! Начинаем!

(Мама, сады, домик, вода и т.д. (деля слова на части ребёнок подбрасывает мяч столько раз, сколько слогов в слове)).

В. – А сейчас будем делить слова и записывать их с помощью схемы. (Шишка, роза, дом). –Сколько частей в слове дом? (одна) - Слова состоящие из одной части, называют короткими: мяч, рак, шар, сыр, лист и т. д. – Ма –ши –на. - Сколько частей в этом слове? (три). Слова состоящие из трех и более частей называют длинными. – Какая первая часть в слове машина? ( вторая, третья).

В.- Поиграем с пальчиками. Дождик.

Меж еловых мягких лап (Поглаживают подушечками пальцев поверхность стола)

Дождик: кап – кап – кап. ( стучим пальцами по столу)

Где сучок давно засох,

Серый мох, мох, мох. (касаемся стола первым и пятым пальцами раскрытой кисти рук)

Где листок к листку прилип,

Вырос гриб, гриб, гриб. ( Поднимаем руки над столом, пальцы то складываем вместе, то раскрываем широко). Кто нашёл его друзья? ( указательным пальцем правой руки касаемся поочерёдно всех пальцев левой руки). – Это я, я, я! (Сжимаем все пальцы левой руки в кулак, кроме мизинца, показываем на него).

Игра « Попугайчики»

Мы не девочки, не мальчики,

Все сейчас мы попугайчики.

Попугай, не зевай,

Вместе снами повторяй:

« Соне в оконце светит солнце».

В. – Произнесите скороговорку тихо, погромче, громко, потом медленно, быстро.

– Дома расскажите мамами папам, что у слов есть тоже родственники. Слова похожие друг на друга и имеющие одинаковую часть называют родственниками.

26.02.2017 21:20


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!