СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Необычное в обычном

Нажмите, чтобы узнать подробности

В феврале месяце я участвовала в муниципальном этапе конкурса профессионального мастерства "Учитель года - 2017". Основной нитью моего выступления на методобъединении было умение находить необычное в самых обычных вещах в учебной деятельности и во внеурочное время. Своё выступление я начала с вопроса, который кому-то мог показаться странным, так как, на первый взгляд, не имел никакого отношения к конкурсу.

Какое дерево является символом России?

А почему? А что мы знаем о лиственнице? С одной стороны, это хвойное дерево. С другой - она, как и все лиственные деревья сбрасывает свои листья перед наступлением зимы. С одной стороны - лиственница самое распространенное дерево в России, с другой - мы о нем мало знаем. Далее, слово «лиственница» происходит от слова «лист», но. листьев у нее, как таковых нет. А есть хвоя, как у остальных представителей хвойных растений. Только иголочки, в отличие от них, у нее мягкие и нежные на ощупь. В сказаниях некоторых северных народов есть легенда о том, что первых людей боги предпочитали делать из древесины. Чтобы люди были долговечными, здоровыми и сильными, боги выбирали древесину лиственницы. Возможно, многим покажется странным то, что учитель начальных классов вдруг начал свое выступление с рассказа о лиственнице. Этому есть простое объяснение. Меня всегда сопровождал определенный взгляд на жизнь. Это умение в обычном и неприметном видеть необычное. На примере лиственницы вы смогли убедиться в этом. Обычная лиственница – основа российского миропонимания, символ надежности, крепости духа. Как это связано с моей деятельностью? Если посмотреть на меня, то на первый взгляд я произвожу впечатление высокой, статной, может, даже немного жесткой женщины. На самом же деле, я человек с тонкой душевной организацией, ранимый, открытый миру, с детской душой. Именно поэтому я и пришла работать в школу. В жизни походила по разным тропкам-дорожкам, но все равно дорога привела меня в родные пенаты, в школу. Интерес ребенка рождается тогда, когда он видит необыкновенное в обыденных вещах и явлениях. Так, например, в одной из проектно-исследовательских работ, изучая биографии обычных выпускников и учителей нашей школы, мы с ребятами удивились тому, насколько необычными оказались их судьбы. Как много интересных случаев происходило с ними, какие трудности и испытания, радости и удачи готовила им жизнь. Еще в одной исследовательской работе обычный жёлудь, который мы подобрали с земли, превратился усилиями детей в прекрасное деревце, радующее глаз и приносящее пользу. А во время одной из экскурсий мы с ребятами, увидев на деревьях лишайники, подумали о том, что это растения-вредители, паразиты. На самом деле выяснилось совершенно необыкновенное: лишайники вовсе не растения! Они представляют своеобразную группу комплексных организмов, тело которых всегда состоит из двух компонентов – гриба и водоросли. Как учитель, я выстраиваю процесс обучения таким образом, чтобы моя концепция умения видеть необычное в обычном прослеживалась на любом уроке, внеурочном занятии. Как социальный педагог, я часто встречаюсь с особенными детьми, отстающими по многим предметам, с нестабильным поведением. В таких случаях рекомендую их родителям обратиться за помощью в центр «Доверие». На встречах со специалистами центра мы совместными усилиями вырабатываем пути решения проблем, выстраиваем программу помощи детям в сотрудничестве с родителями. Иногда в семьях создаются ситуации, когда приходится отстаивать права ребенка. Тогда мне, как учителю, как классному руководителю, как социальному педагогу на помощь приходят Комиссия по делам несовершеннолетних и школьный инспектор. Вмешательство этих служб позволяет родителям вовремя опомниться, чтобы не лишиться самого дорогого, что у них есть, детей. С родителями мы общаемся очень тесно. Они мои первые помощники во всех делах. В моем классе учатся дети из разных этнических групп, разных культур. И, чтобы найти общий язык со всеми, пришла идея провести фестиваль «Мы разные, но мы вместе». Во время подготовки и проведения фестиваля ребята с удивлением узнавали об особенностях и традициях разных народов, пробовали блюда национальной кухни, приготовленные их родителями, исполняли национальные песни и танцы. Семейный праздник «Моя семья-мое богатство» был направлен на то, чтобы сплотить родителей и детей класса, понять, как здорово вместе работать и отдыхать. Очень часто родители предлагают помощь в сопровождении класса на экскурсии в музеи. И, конечно же, превращают наше классное помещение в комфортное место для учебы и отдыха, производя ремонт.

А родительские собрания нередко проходят у нас за круглым столом, где мы видим глаза друг друга. Обсуждаемые вопросы на собраниях позволяют родителям поразмышлять о себе, о детях, о своих взаимоотношениях с ними. Иногда проводим совместные собрания с детьми. Нередко на них мы приглашаем учителей – предметников, психолога, где даются консультации для нуждающихся в них. Наша совместная деятельность приводит к тому, что улучшаются отношения между детьми, выравнивается учеба. Мне, как учителю, недавно пришедшему в школу после длительного перерыва, необходимо постоянно развиваться, набираться опыта. Особенно стало полезным для меня методобъединение педагогов-психологов и социальных педагогов нашего района в центре «Доверие». Тема была вроде совсем обычная, привычная. «Проблема конфликтов в детской среде». Куда деться в школе от конфликтов? Никуда. Однако выработанные на нем советы и пути решения проблемы до сих пор помогают мне в работе. Я не случайно выбрала образ лиственницы. Природа мне близка в любом ее проявлении. Наша работа с классом в рамках программы экологического образования «Хранители природы» была достойно оценена дипломами и благодарственными письмами. Это и изготовление кормушек для помощи зимующим птицам, и создание Книги природы в рамках изучения экосистемы пруда возле школы, и участие в подсчете птиц во Всемирных днях наблюдения за птицами, и выращивание дубов. Обычные понятия, такие как «логика, мышление, творчество» проявили себя как взрыв эмоций на конкурсе в БФУ им. Канта. Мои ученики, впервые принимавшие участие в подобном конкурсе, приобрели очень ценное - жизненный опыт. Этого же опыта мы набираемся, когда участвуем с моими ребятами в Международной программе сотрудничества и обмена учебных заведений в Европе «Диалог». Казалось бы, обычная поездка на комфортабельном автобусе на расстояние всего нескольких десятков километров переносит нас в места, где существуют другая архитектура, другой язык, другие люди. И дети понимают, что обычные люди могут быть носителями другого языка и другой культуры. И это для них необыкновенно! Мы очень часто проходим мимо обычных вещей, не замечая их. Рядом с нашей школой на центральной площади поселка есть мемориал, братская могила. Мы с ребятами привыкли видеть его, ухаживать за ним. Здесь проводятся парады и шествия, торжественные мероприятия с участием кадет и учеников не только нашей школы, но и области. Но однажды мне на глаза в интернете попалась заметка о том, что проводится акция «Карта памяти». Всероссийский сетевой межшкольный проект собирает данные о местах захоронений павших героев, о памятных местах Великой Отечественной войны. И мы отыскали информацию о нашем мемориале, отправили ее по адресу и вошли в «Карту памяти». Имеем почетную грамоту от оргкомитета Всероссийского сетевого межшкольного проекта. Очень часто в работе, будь то урок или внеурочная деятельность, мне требуется что-то такое, особенное, что позволило бы расширить кругозор детей, по-другому взглянуть на обычные вещи. Тогда на помощь приходят задания разного уровня. Никогда бы прежде не подумала, что сама буду их составлять. Но составляла, и не один раз. За что имею дипломы об организации Общероссийской предметной олимпиады для школьников «Пятерочка». И, конечно же, неиссякаемый источник новых знаний я получаю из взаимопосещения уроков. В рамках фестиваля педагогических идей в нашей школе при посещении уроков у молодых педагогов и более опытных мне удалось с другой стороны открыть для себя притчу «Блудный сын» на уроке литературного чтения в 4 классе. У молодого педагога оказался очень насыщенный разными видами деятельности урок математики. А педагог ОРКсЭ в 4 классе побудил меня по-новому посмотреть на такие понятия, как добро и зло. Готовясь к очередному занятию и разыскивая необходимый материал, я случайно оказалась на сайте «УчПортфолио.ру». Окунувшись с головой в интересные разработки, мне захотелось и самой создать нечто подобное и попробовать себя в новом качестве. Так произошло рождение моего электронного портфолио. В его создании мне оказывали помощь виртуальные коллеги, которые своими советами направляли меня. И вот, из обычного по сути дела, получился замечательный результат - 2 место в V Всероссийском конкурсе электронных портфолио. Размышляя о своем месте в образовательном процессе, я представляю себя именно лиственницей, с крепким стволом, не сгибаемой под жизненными невзгодами. Корни – это моя семья, дающая мне силы и поддерживающая в любых начинаниях. Ветви – мои коллеги и родители воспитанников, помогающие выстоять во время бурь и непогоды. Иголочки, такие же нежные, мягкие, податливые, как наши дети, ради которых мы идем в школу и открываем мир обычных вещей с необычной стороны.

Фото автора

09.09.2017 23:18


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!