СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Нелегкое дело - чтение" - размышление,почему учащиеся не читают?

Нажмите, чтобы узнать подробности

««Нелегкое дело - чтение» - размышление, почему учащиеся не читают?»

В своем докладе «Нелегкое дело- чтение» речь пойдет не развитии высших психических функций, а о формировании общеучебных умений, касающихся, в частности, работы с текстом.

Учителя географии, биологии, истории и других предметов, где учебный материал представлен в виде текстов, часто сталкиваются с тем, что дети 5-7 классов не справляются с программой из-за своего неумения читать. Даже ученики, получавшие в начальной школе «5» и «4» по чтению, в основной школе становятся несостоятельными читателями. В чем дело? Ответ прост.

Для маленького ребенка прочесть - значит перевести письменные знаки в звуковую форму. Именно такую задачу ставит учитель начальных классов в 1-4 классах. Такова методика. Те, кто наблюдал, как читают ученики в 1классе, то заметили, что, прочитав текст, часто не могут ответить даже на простые вопросы. Да, техника чтения нужна и важна, но нужно помнить, что текст – это информация. И основная задача ученика - извлечь эту информацию, понять смысл прочитанного. Тексты в начальных классах просты, где понимание происходит само собой, оно не осознается. В результате, ученик основной школы сталкивается с более сложным текстом, где для понимания требуется мыслительная работа, он даже не пытается это делать. Я знаю, что учителя начальных классов уделяют этому внимание, но происходит просто пересказ текста. В итоге ученики приходят в основную школу не имеют достаточно действий, необходимых для понимания теста. Дети легко отвечают на контрольные вопросы, но не справляются с самостоятельной работой. Мне тоже приходиться зачитывать вслух задания, показывая интонацией смысловые слова. Работая самостоятельно, ученики без помощи учителя не могут отыскать главную мысль, отсюда и низкие оценки за самостоятельную работу. А причина проста – неумение работать с текстом. Следовательно, чтобы повысить качество знаний учащихся по предмету необходимо вести регулярную работу, направленную на формирование умения работать с текстом, извлекая из неё информацию.

Эти упражнения должны быть привлекательны для ребят, вызывать заинтересованное участие в работе. Проводить упражнения в виде игр, соревнований по 1-2 за урок.

Рассмотрим несколько таких заданий, которые я применяю на уроках географии.

В географии очень много понятий. Вот как я работаю с понятиями:

1. На доске вывешивается опорная схема. К ней в тексте находим из текста конкретные слова и выражения. По этой схеме можно работать со всеми темами.

Тема «Озера»

Озеро - Что это? Водоем. Признаки:

1) на поверхности суши;

2) природное углубление;

3) не является частью океана;

4) не текущий поток воды;

Различают:

а) по образованию котловин;

б) по солености: сточные и бессточные.

2. Тема: «Ледник»

- каким сказуемыми описывается образование ледника?

Ледник – многолетнее скопление льда на суше. Признаки: если снега выпадает больше, чем успевает растаять, он накапливается, уплотняется и превращается в прозрачный голубоватый лед.

3. Работа с текстом по кроссворду. Например, тема «Реки» имеются 16 понятий. Ребята по тексту находят понятия и учат их на уроке.

4. Тема « Природные зоны Африки», где формируется образ какой-то зоны, я читаю текст, а ребята отдельными словами определяют эту зону, например «Влажные экваториальные леса». В ходе чтения они записывают: влажные, зеленые, многоярусные, непроходимые.

5. Тема «Водные ресурсы России» - детям раздаются дифференцированные карточки с вопросами. Ребята из текста выбирают ответы, работа рассчитана на 15-18минут. Затем, как в игре в «Лото» достаю номер, ученик отвечает на вопросы. Если ответ полный, верный, то отдаю номерок ученику, и он прикрепляет его к карточке. Если ответ неверный или не полный, то номерок оставляю у себя. Соответственно и оценка ниже.

6. Игра «Счастливый промысел». Дается время на ознакомление текста параграфа. Затем начинается «промысел». Номера вопросов вывешиваются на доске. С помощью лука или пистолета нужно попасть в номер. Взяв вопрос, относящийся к этому номеру, отвечают на него. В зависимости от ответа ученик получает оценку. Но среди номеров есть номер «клад». Если ученик попал в него, ставится оценка «5».

7. В географии есть параграфы, где текст не разбит на пункты. Дается задание прочитать текст и разбить его на части. Озаглавить части, пересказать текст.

8. Или к пунктам текста составить вопросы.

9. Найти в тексте отрывок, описывающий рисунок.

10. Пересказать текст за 2 мин. (практикую как домашнее задание. Даже ученики, имеющие хорошие оценки, проговаривают текст - за 1мин.30с.).

Я только показала часть работы с текстом, существуют до 50 видов работы с текстом.

Я хочу сказать, что главное, чтобы ученик воспринимал текст как отображение реальности. Осознавал трудности в понимании текста и мог преодолевать их, восстанавливая смысл слов и предложений по контексту, ориентируясь на грамматические основы, припоминая уже известное по данной теме. А если что-то остается не ясным, прибегал к помощи другого текста, словаря, товарища, учителя.

Может показаться, что это не та задача, которую должен решать учитель- предметник. Учить ребенка читать – дело не только учителей начальных классов, русского языка и литературы, но и нас, предметников, т.к испытывать трудности в обучении собственному предмету будем Мы.

Литература:

  1. Интернет-ресурсы;
  2. Журналы «География в школе» за 1998-2005г.
19.04.2015 20:37


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!