СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
««Нелегкое дело - чтение» - размышление, почему учащиеся не читают?»
В своем докладе «Нелегкое дело- чтение» речь пойдет не развитии высших психических функций, а о формировании общеучебных умений, касающихся, в частности, работы с текстом.
Учителя географии, биологии, истории и других предметов, где учебный материал представлен в виде текстов, часто сталкиваются с тем, что дети 5-7 классов не справляются с программой из-за своего неумения читать. Даже ученики, получавшие в начальной школе «5» и «4» по чтению, в основной школе становятся несостоятельными читателями. В чем дело? Ответ прост.
Для маленького ребенка прочесть - значит перевести письменные знаки в звуковую форму. Именно такую задачу ставит учитель начальных классов в 1-4 классах. Такова методика. Те, кто наблюдал, как читают ученики в 1классе, то заметили, что, прочитав текст, часто не могут ответить даже на простые вопросы. Да, техника чтения нужна и важна, но нужно помнить, что текст – это информация. И основная задача ученика - извлечь эту информацию, понять смысл прочитанного. Тексты в начальных классах просты, где понимание происходит само собой, оно не осознается. В результате, ученик основной школы сталкивается с более сложным текстом, где для понимания требуется мыслительная работа, он даже не пытается это делать. Я знаю, что учителя начальных классов уделяют этому внимание, но происходит просто пересказ текста. В итоге ученики приходят в основную школу не имеют достаточно действий, необходимых для понимания теста. Дети легко отвечают на контрольные вопросы, но не справляются с самостоятельной работой. Мне тоже приходиться зачитывать вслух задания, показывая интонацией смысловые слова. Работая самостоятельно, ученики без помощи учителя не могут отыскать главную мысль, отсюда и низкие оценки за самостоятельную работу. А причина проста – неумение работать с текстом. Следовательно, чтобы повысить качество знаний учащихся по предмету необходимо вести регулярную работу, направленную на формирование умения работать с текстом, извлекая из неё информацию.
Эти упражнения должны быть привлекательны для ребят, вызывать заинтересованное участие в работе. Проводить упражнения в виде игр, соревнований по 1-2 за урок.
Рассмотрим несколько таких заданий, которые я применяю на уроках географии.
В географии очень много понятий. Вот как я работаю с понятиями:
1. На доске вывешивается опорная схема. К ней в тексте находим из текста конкретные слова и выражения. По этой схеме можно работать со всеми темами.
Тема «Озера»
Озеро - Что это? Водоем. Признаки:
1) на поверхности суши;
2) природное углубление;
3) не является частью океана;
4) не текущий поток воды;
Различают:
а) по образованию котловин;
б) по солености: сточные и бессточные.
2. Тема: «Ледник»
- каким сказуемыми описывается образование ледника?
Ледник – многолетнее скопление льда на суше. Признаки: если снега выпадает больше, чем успевает растаять, он накапливается, уплотняется и превращается в прозрачный голубоватый лед.
3. Работа с текстом по кроссворду. Например, тема «Реки» имеются 16 понятий. Ребята по тексту находят понятия и учат их на уроке.
4. Тема « Природные зоны Африки», где формируется образ какой-то зоны, я читаю текст, а ребята отдельными словами определяют эту зону, например «Влажные экваториальные леса». В ходе чтения они записывают: влажные, зеленые, многоярусные, непроходимые.
5. Тема «Водные ресурсы России» - детям раздаются дифференцированные карточки с вопросами. Ребята из текста выбирают ответы, работа рассчитана на 15-18минут. Затем, как в игре в «Лото» достаю номер, ученик отвечает на вопросы. Если ответ полный, верный, то отдаю номерок ученику, и он прикрепляет его к карточке. Если ответ неверный или не полный, то номерок оставляю у себя. Соответственно и оценка ниже.
6. Игра «Счастливый промысел». Дается время на ознакомление текста параграфа. Затем начинается «промысел». Номера вопросов вывешиваются на доске. С помощью лука или пистолета нужно попасть в номер. Взяв вопрос, относящийся к этому номеру, отвечают на него. В зависимости от ответа ученик получает оценку. Но среди номеров есть номер «клад». Если ученик попал в него, ставится оценка «5».
7. В географии есть параграфы, где текст не разбит на пункты. Дается задание прочитать текст и разбить его на части. Озаглавить части, пересказать текст.
8. Или к пунктам текста составить вопросы.
9. Найти в тексте отрывок, описывающий рисунок.
10. Пересказать текст за 2 мин. (практикую как домашнее задание. Даже ученики, имеющие хорошие оценки, проговаривают текст - за 1мин.30с.).
Я только показала часть работы с текстом, существуют до 50 видов работы с текстом.
Я хочу сказать, что главное, чтобы ученик воспринимал текст как отображение реальности. Осознавал трудности в понимании текста и мог преодолевать их, восстанавливая смысл слов и предложений по контексту, ориентируясь на грамматические основы, припоминая уже известное по данной теме. А если что-то остается не ясным, прибегал к помощи другого текста, словаря, товарища, учителя.
Может показаться, что это не та задача, которую должен решать учитель- предметник. Учить ребенка читать – дело не только учителей начальных классов, русского языка и литературы, но и нас, предметников, т.к испытывать трудности в обучении собственному предмету будем Мы.
Литература:
© 2015, Бочарникова Любовь Ананьевна 299