СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Незабудки Джанны Таджатовны Тутунджан

Нажмите, чтобы узнать подробности

Имел ли возможность видеть кто-нибудь картину "Незабудки" Джанны Таджатовны Тутунджан? Сегодня, по прошествии стольких лет, ясно, что автор поставил в произведении множество проблем и вопросов человеческой жизни как в самом широком смысле, так и в более частных, свойственных конкретному времени, ситуациях и событиях. В картине изображены три женщины, сидящие в избе, связанные узами родства: старуха, женщина средних лет и девочка-подросток. Здесь нет никакого сюжетного действия, нет предметов за исключением лавки, на которой они сидят. Внимание захватывает не событие, а пространство их чувств, памяти. В картине заложено множество содержательных линий. Выделяются две основные. Это представление о трех периодах женской жизни. Через образ старой женщины картина «Незабудки» связана с темой памяти о погибших в Великой Отечественной войне. Сидящие в избе собрались в День Победы и вспоминают своих родных, не пришедших с войны. Принято говорить о смысловых метафорах у Тутунджан, но она очень активно прибегает и к метафорам пластическим. В этом плане интересно рассмотреть, как ведет себя линия в очертании фигур. В фигуре девочки линия пульсирует подобно веселому ручейку, сама же фигурка как цветок незабудки на тоненьком стебле. В очертаниях женщины течение линии успокаивается, обретая определенность, и, наконец, в силуэте старухи ломается, уподобляясь корявому, ссохшемуся дереву. Графический абрис фигур вплетается в узор древесных волокон досок пола, стен и лавки. Цвет в произведении выполняет не столько изобразительную, сколько символическую роль. Белый цвет выражает чистоту духа, красный – жизнь и материнство, черный – скорбь. Все три героини в светлых одеждах. Платье девочки чисто белого цвета; у женщины в него вливаются оттенки топленого молока, на ней красная юбка; у старухи на белые одежды ложатся сиренево-голубые тени, на ее голове черный платок с бледными цветами – для нее это День праздника и скорби. Кроме того, автор придает облику старухи угольно-черный цвет. Художница рассказывала, как это у нее получилось. Вначале она сделала тщательный рисунок углем на холсте, взялась за кисть и цветом покрывала поверхности, но когда осталось написать руки и босые ноги старухи, вдруг поняла, что больше работать нельзя: холст буквально «не впускал в себя краски» – образ состоялся. Угольный цвет точно выразил замысел автора – показать человека, словно прошедшего по раскаленным углям судьбы. Черты обострения отдельных форм изображения наблюдаются и в других картинах Тутунджан.

09.12.2018 07:04


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!