СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока по физике в 8 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока по физике 8 класс

по учебнику Пёрышкина А.В.

Тема урока: «Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел» Цели урока: добиться усвоения знаний об агрегатных состояниях веществ, научить описывать и объяснять явления плавления и кристаллизации; развивать память, логическое мышление;

воспитывать внимательность, старательность, организованность. Ход урока: I. Анализ контрольной работы:

Провести краткий анализ результатов контрольной работы, указать на наиболее типичные ошибки, разобрать вызвавшие затруднение задачи у доски.

II. Новый материал.

Слово учителя:

1) Что нам известно об особенностях молекулярного строения твёрдых тел, жидкостей и газов? Чем обусловлены разные физические свойства вещества, находящегося в разных состояниях? 2) Каким образом можно превратить твёрдое вещество в жидкое? А наоборот? Мы постараемся более подробно ответить на эти вопросы, изучив тему "Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел" ( записывается тема урока в тетради). Цель нашего сегодняшнего урока - объяснить суть агрегатных состояний вещества, научиться описывать плавление и кристаллизацию тел, поскольку эти явления мы часто наблюдаем в повседневной жизни. Вещество может находиться в трёх агрегатных состояниях: твёрдом, жидком, газообразном. Демонстрация: стеклянная банка, в которой под крышкой находится вода с плавающими в ней кусочками льда.

Ребята, вы видите, что вода в банке находится при температуре ноль градусов по Цельсию, так как в ней плавает лёд. Над поверхностью воды находится водяной пар. Следовательно, вода в банке одновременно находится в твёрдом, жидком состоянии и в виде пара. Отличаются ли молекулы воды, льда и водяного пара друг от друга? Правильно, не отличаются. Молекулы одного и того же вещества в разных состояниях одинаковые. Тогда почему же твердые, жидкие и газообразные вещества такие разные по своим физическим свойствам? Верно, физические свойства вещества зависят от расположения молекул относительно друг друга. Молекулы твёрдых кристаллических тел образуют кристаллические решётки. Молекулы очень сильно притягиваются друг к другу (демонстрируются модели кристал. решёток). Молекулы жидкостей также расположены близко друг к другу, но не образуют кристаллических решёток. Средняя кинетическая энергия молекул жидкостей и твердых тел уже недостаточна для совершения работы по преодолению сил притяжения. Поэтому молекулы в жидкостях, а особенно в твёрдых телах, не могут удаляться друг от друга на большие расстояния. Молекулы газов, наоборот, находятся на больших расстояниях друг от друга и слабо взаимодействуют между собой, поэтому газы легко смешиваются и не имеют постоянного объёма. Вывод: 1) в разных агрегатных состояниях расположение молекул вещества различно.

2) внутренняя энергия твёрдых тел, жидкостей и газов различна. В ознакомительном порядке можно рассказать об аморфных телах, которые обладают прочностью и хрупкостью как твёрдого тела, но не сохраняют форму с течением времени, т.е. текучи, как жидкости).

При переходе вида "твёрдое тело - жидкость - газ" температура вещества растёт, значит, увеличивается внутренняя энергия, т.е. вещество поглощает тепло. При обратном переходе скорость движения молекул замедляется, внутренняя энергия уменьшается, тепло выделяется в окружающую среду. Иногда бывает так, что вещество переходит из твёрдого состояния сразу в газообразное, минуя жидкое. Такой переход называется сублимацией. Например, бельё на морозе высыхает, лёд сразу превращается в пар. Любое твёрдое пахучее вещество сублимирует. Обратный переход называется десублимацией. Мы более подробно рассмотрим сегодня переходы "твёрдое тело - жидкость" и "жидкость – твёрдое тело".

Переход вещества из твёрдого состояния в жидкое называется плавлением. Температура, при которой данное кристаллическое вещество плавится, называется температурой плавления.

Она для каждого вещества определяется экспериментально. Рассмотрим таблицы температур плавления некоторых веществ.

У какого вещества наибольшая температура плавления? А у какого наименьшая?

У какого вещества температура плавления больше: свинца или олова, золота или серебра, стали или чугуна? Какой из металлов самый легкоплавкий? Самый тугоплавкий? Можно ли в алюминиевой кастрюле расплавить кусок свинца? А кусок золота? Будет ли плавиться свинец, если его бросить в расплавленное олово?

Кари Замарашка(норвежская сказка) "Но вот наконец добрались они до золотого леса. Он был такой золотой, что золото капало с ветвей золотыми каплями. И деревья, и ветки, и цвет - всё было из чистого золота". При какой температуре золото может капать "золотыми каплями"?

Переход вещества из жидкого состояния в твёрдое называется кристаллизацией(отвердеванием).

Вещество отвердевает при той же температуре, при которой плавится. Кристаллизацией воды объясняется выпадение инея в холодные дни. При какой температуре кристаллизуется медь, алюминий, золото? Почему в северных районах для измерения температуры воздуха применяют спиртовые термометры, а не ртутные? III. Итоги урока, рефлексия. 1) в каких агрегатных состояниях может находиться вещество? 2) отличаются молекулы одного и того же вещества в различных агрегатных состояниях друг от друга? А чем объясняется различие их физических свойств? 3) Что такое плавление? Кристаллизация? 4) Что больше всего запомнилось на уроке? 5) Чего не поняли до конца? 6) Сможете ли вы объяснить, что такое плавление и кристаллизация вещества? Записывается домашнее задание.

П.12-13, упражнение 11.

10.12.2019 19:26


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!