СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научно-исследовательская статья: "Компьютерная грамотность - как фактор развития образовательных компетенция и стандарт подготовки высококвалифицированного конкурентоспособного специалиста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

"КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ - КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ И СТАНДАРТ ПОДГОТОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННОГО КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА"

"COMPUTER LITERACY - AS A FACTOR OF DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL COMPETENCE AND TRAINING STANDARDS OF HIGHLY COMPETITIVE SPECIALISTS"

Аннотация

В век научно-технического прогресса на этапах современного образования с последующим приобретением соответствующих новых видов компетенций в процессе всей жизни стало обязательным условием владения информационными технологиями и коммуникациями.

Компьютерная грамотность - является неотъемлемой частью современного образовательного процесса. Если раньше, для того, чтобы изучить новый материал и достойно защитить его, необходимо было перебрать огромное количество книг, посетить библиотеки (что в свою очередь занимало уйму времени), то сегодня современный ученик сталкивается с совершенно новыми задачами. Сейчас не достаточно просто найти нужную информацию, главным и ключевым моментом становится поиск наиболее значимой, актуальной информации, которую нужно правильно уметь систематизировать и проанализировать в кратчайшие сроки, схематично визуализировать отобранную информацию для дальнейшего быстрого понимания и запоминания.

Abstract

In an age of scientific and technical progress on the stages of modern education, followed by the acquisition of the new types of competencies during the entire life has become a prerequisite of ownership of information technology and communications.

Computer literacy - is an integral part of the modern educational process. If earlier, in order to explore new material and adequately protect it, it was necessary to sort out a huge number of books, visit the library (which in turn takes a lot of time), today a modern disciple is faced with an entirely new challenges. Now is not enough just to find the right information, and the main key is the search for the most important, relevant information to be able to properly organize and analyze as soon as possible, schematically visualize Contents for further quick understanding and memorization.

В условиях развития новейших технологий, роста и объема количества информации, термин «компьютерной грамотности» эволюционирует в «новую грамотность», приобретая новые формы и более широкий метафорический смысл. Грамотность владения информационными технологиями начинает включать в себя понятия, связанные с приобретением основных навыков для получения, восприятия, производства и передачи информации, коррелирующие с понятием «функциональной грамотности», «критической» и «риторической» грамотности.

Для компьютерной информационной грамотности большое значение имеет использование разнообразных источников информации с применением навыков критического осмысления полученной информации, необходимой для полноценного участия в информационном современном сообществе с применением навыков критического восприятия полученной информации. ИКТ-грамотность охватывает все медиа, в том числе телевидение, кино, радио и аудиозаписи, прессу, интернет и любые другие цифровые средства связи.

Значимость подобного медиа образования определяется следующими факторами: • медийная грамотность важна для создания возможностей участия граждан в жизни общества, • СМИ и информация играют центральную роль в демократических процессах, • СМИ и другие поставщики информации играют основополагающую роль в формировании культуры,

• все более широкое распространение получает контент, созданный пользователями, использование виртуального пространства.

Существуют различные определения и подходы к интерпретации взаимоотношений двух смежных областей –медийной грамотности и информационной грамотности. Эти два понятия вливаются в единое целое - обширную глобальную область исследования, которая включает в себя разнообразные формы, виды и типы владения как базовыми, так и профессиональными, специальными компетенциями.

Стремительный рост количества цифровых ресурсов и устройств за прошедшее десятилетие практически сформировал ландшафт новой эпохи – эпохи цифровых устройств, ресурсов и услуг, с одной стороны, и развертывания глобальной информационной медиа среды - с другой. При этом отмечается рост влияния глобальной медиал среды на человечество как системы трансляции, передачи, накопления, создания и распространения знаний в информационном обществе (своего рода виртуальную версию единого информационного поля человечества).

Понятие «цифровая грамотность» как инструмент информационной деятельности вышло за рамки умения только использовать компьютер и стало рассматриваться в ряду понятий, связанных с технологической грамотностью: компьютерной и ИКТ-грамотностью, и далее основам программирования и Веб-дизайном.

На сегодняшний день цифровая информационная грамотность служит катализатором развития новой информационной эпохи, потому что содействует самообразованию и приобретению других важных жизненных навыков гражданина информационного общества, потребителя электронных услуг. Цифровая грамотность – понятие, объединяющее важные группы навыков: компьютерная грамотность включает и пользовательские, и специальные технические навыки в области компьютеров, ИКТ грамотность включает коммуникационную составляющую как набор пользовательских навыков для использования сервисов и культурных предложений, которые поддерживаются компьютером и распределяются через Интернет, и информационную составляющую, которая сосредоточена на ключевых аспектах сообщества, основа которых – способность находить оптимальные решения, получать, выбирать, обрабатывать, передавать, создавать и использовать цифровую информацию.

Одним из важных аспектов информационной компьютерной грамотности является внедрение в образование новейших информационных технологии: мобильные платформы, CRM-системы, скрайбинг, инфографика и другие. Например, международная образовательная мобильность студентов становится возможной благодаря возможности продолжать обучение в удаленном режиме, уделять время не только рутинному, зачастую монотонному, объемному лекционному блоку, но и практическим закреплением изученного материала, отводить время на самостоятельное, более гибкое, интегрированное обучение. Это является неотъемлемой частью современного образовательного процесса. Если раньше, для того, чтобы изучить новый материал и достойно защитить его, необходимо было перебрать огромное количество книг, посетить библиотеки (что в свою очередь занимало уйму времени), то сегодня современный ученик сталкивается с совершенно новыми задачами. Сейчас не достаточно просто найти нужную информацию, главным и ключевым моментом становится поиск наиболее значимой, актуальной информации, которую нужно правильно уметь систематизировать и проанализировать в кратчайшие сроки, схематично визуализировать отобранную информацию для дальнейшего быстрого понимания и запоминания.

Профессиональное развитие преподавателей и учителей является еще одним ключевым индикатором, который достигается за счет использования электронного обучения, дистанционных курсов, формирующих новые методические навыки, впоследствии применяемые в педагогической практике. Эти примеры показывают ценность цифровой грамотности для существования и развития информационного общества в целом. Цифровая грамотность – важный жизненный навык, влияющий на все области современной жизни и профессиональной деятельности.

Центральную роль среди индикаторов развития информационного общества играет именно цифровая грамотность. В прошлом веке сдвиг от производства товаров к предоставлению услуг привел к построению экономики, основанной на информации и знаниях. Компьютеры заменяют работников в выполнении рутинных физических и умственных задач, но они же дополняют творческий, исследовательский, интеллектуальный труд. Современные организации и компании столкнулись с проблемой реструктуризации рабочего процесса, что означает появление распределенных организационных структур, децентрализацию процесса принятия решений, более широкий обмен информацией, гибкий рабочий график и сотрудничество внутри команды, работающей над проектом. Компании, реализующие такие перемены в организационных структурах и деловой практике, нуждаются в новых навыках, особенно в области ИКТ, новой организации рабочих мест с использованием коммуникаций, обмена информацией и компьютерного моделирования производственных процессов. Процент рутинных умственных и физических задач в экономике снижается, а доля аналитических и интерактивных задач возрастает. Возникающая в итоге новая кадровая политика требует от работников способности гибко реагировать на сложные проблемы, эффективно использовать коммуникации, обрабатывать информацию, работать в команде, использовать информационные технологии и производить новые знания и продукты умственной деятельности. Современные практические навыки – это сложная система знаний, умений, навыков и мотивационных факторов, которые необходимо развивать в соответствии с конкретными областями деятельности. Наиболее важна цифровая грамотность для пользователей ИКТ, профессионалов электронного бизнеса и специалистов в области ИКТ.

Навыки пользователя ИКТ должны быть освоены всеми гражданами общества, основанного на знаниях, они включают умение:

• эффективно выбирать и применять информационные системы и ИКТ устройства;

• использовать общедоступное программное обеспечение в повседневной жизни;

• использовать специализированные ИКТ средства и инструменты для работы;

• гибко адаптироваться к изменениям инфраструктуры и прикладных ИКТ инструментов.

Навыки профессионала в сфере электронного бизнеса представляют собой способности, необходимые для использования возможностей этого вида деятельности на базе Интернета. Среди наиболее важных навыков можно выделить следующие:

• рационализация управления;

• продвижение наиболее эффективных и результативных способов организации бизнеса;

• освоение новых путей управления уже существующим бизнесом;

• выстраивание нового бизнеса.

Навыки специалиста в области ИКТ требуют высокого уровня специальных знаний, необходимых для того, чтобы:

• исследовать, развивать и совершенствовать инструменты ИКТ;

• управлять, производить, обеспечивать маркетинг и продавать ИКТ инструменты и услуги;

• консультировать, внедрять и устанавливать прикладные программы на основе ИКТ;

• обеспечивать работу, администрирование и поддержку, оказывать сервисные услуги при применении ИКТ.

Цифровая грамотность способствует успешному обучению: учащиеся легче получают доступ к информации по мере того, как растет объем баз данных цифровых хранилищ, а это упрощает доступ по сравнению с работой с традиционными, бумажными ресурсами обучения. Компонентом цифровой грамотности является и управленческая информация, предоставляемая учащимся и используемая ими в частной жизни, когда они вступают в онлайн сообщества и работают с различными сетями. С другой стороны, интегрированная и оценочная информация становится частью навыков, осваиваемых в классе, когда учитель выступает как эксперт по оценке информации, показывая ученикам различия между надежными и бесполезными цифровыми ресурсами.

Самая трудная задача – научиться синтезировать, суммировать, сравнивать и выявлять противоречия в информации, получаемой из разнообразных источников. Интеграция требует решения определенных технических задач: зачастую разные типы данных должны обрабатываться одновременно. Следовательно, для процесса интеграции необходима и визуальная, и вербальная грамотность, чтобы сопоставлять и увязывать друг с другом тексты, таблицы и изображения.

Наиболее важны компоненты цифровой грамотности для будущих пользователей компьютера и профессионалов в области ИКТ – доступ, управление, оценка, интеграция, создание и коммуникационный обмен информацией в индивидуальной или коллективной работе в сети, поддержка компьютерных технологий, веб-среда для обучения, работы и досуга. Эти навыки напрямую связаны с базовыми компетенциями; следовательно, цифровая грамотность так же насущна, как и традиционная грамотность.

Список литературы

1. Алексеева М.Б., Балан С.Н. Технология использования систем мультимедиа:Учеб. пособие. – М., 2002.

2. Андреев А.А., Троян Г.М. Основы Интернет обучения / МИЭИФП. – М.:2003. – 68 с.

3. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Кн.1. Казань, 1996.

4. Берд П. Тайм-менеджмент: Планирование и контроль времени / Пер. с англ. – М.: ФАИР_ПРЕСС, 2001.

5. Бондаренко Е.А., Журин А.А., Милютина И.А. Технические средства обучения в современной школе: Пособие для учителя и директора школы. / Под ред. А.А. Журина. – М.: ЮНВЕС, 2004. – 416 с.

6. Буковецкая О.А. Создание презентаций на ПК.– М.: НТ Пресс, 2005. – 144 с.:ил. – (Просто о сложном).

7. Граф В., Ильясов И.И., Ляудис В.Я. Основы самоорганизации учебной деятельности и самостоятельной работы студентов. – М.: Изд-во МГУ, 1981.

8. Дьяченко В.К. Коллективный способ обучения. Дидактика в диалогах. М.: Народное образование, 2004., 352 с.

9. Кэмпбэлл С. Определение понятия информационной грамотности в XXI веке // Информационная грамотность: международные перспективы / Под ред. Х. Лау. Перевод с англ. М.: МЦБС, 2010.

10. Медийная и информационная грамотность: программа обучения педагогов/ Под ред. А. Гриззл, К. Уилсон. М.: Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, 2012. URL: http://iite.unesco.org/pics/publications/ru/fi les/3214706.pdf (дата обращения: 29.01.2015).

11. Парижская программа или 12 рекомендаций по медиа образованию. Париж, ЮНЕСКО, 21-22 июня 2007 г. URL: http://www.mediagram.ru/netcat_fi les/106/104/h_7a4b2a575064fb8b0c6e937d12d0c3c6 (дата обращения:14.02.2015).

12. Педагогические аспекты формирования медийной и информационной грамотности / Под ред. С. Туоминен, С. Котилайнен. М.: Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, 2012. URL: http://iite.unesco.org/pics/publications/ru/fi les/3214708.pdf (дата обращения: 29.01.2015). Питер, 2002.

13. Попов И.И., Храмцов П.Б. Мировые информационные ресурсы и сети (методы доступа к ним): Учебное пособие / Под общ. ред. К.И. Курбакова. – М.: Рос. экон. акад., 1999. – 145 с.

14. Рабочие профили специалистов открытого и дистанционного обучения, основанные на компетенциях./ Под ред. М.И. Нежуриной. – М.: Издательский дом «Камерон», 2005. – 80 с.

15. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / пер. с англ. – М.: «Когито_Центр», 2002. – 396 с.

16. Скок Г.Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность: Учебное пособие для преподавателей. _ М.: Педагогическое общество России, 2000.

17. Уэбстер Ф. Теории информационного общества / Пер. с англ. М.В. Арапова, Н.В. Малыхиной; Под ред. Е.Л. Вартановой. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 400 с.

Категория: Информатика
22.03.2015 09:21


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!