СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научно-исследовательская деятельность

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научно-исследовательская экологическая деятельность учащихся занимает свое, очень важное место, в экологическом образовании. Она позволяет не только получать знания, воспитывать на практике и собственном опыте личность, но и расширять активно свой кругозор, проверять известные истины и выдвигать новые теории и гипотезы (собственные). Научно-исследовательская деятельность учащихся это и результат, и побудительный мотив к более глубокому пониманию тех или иных экологических процессов, происходящих в современном мире. Можно с уверенностью сказать что, если результатом преподавания в школе экологических дисциплин является творческая деятельность учащихся, в том числе и реализация ими экологических работ и проектов – процесс экообразования состоялся и заслуживает наивысшей оценки.

Темы исследовательских работ я подбираю согласно интересам и способностям учащихся: это могут быть как работы по экологии, так и по биологии. В процессе подготовки работы, учащиеся получают возможность не только расширить свой кругозор и познакомиться с методами проведения научных исследований, но и научиться красиво и грамотно представлять результаты исследований (подготовка докладов, рефератов, конкурсных работ, написание тезисов и статей), а также приобрести опыт публичного выступления.

На мой взгляд, выбор темы исследования – наиболее сложная проблема, которую приходится решать учителю при организации исследовательской деятельности в школе. Довольно трудно находить интересные, перспективные темы для проведения исследования, то есть темы, обещающие интересные результаты. «Мечта для учителя – чтобы ученик сам нашёл перспективную тему для своего исследования. Но даже учителю это бывает трудно – очень часто оказывается, что полученный результат уже давно известен.

Исследовательская работа – деятельность творческая как для учителя, так и для ученика. Очень важно привить учащимся умения самостоятельной творческой деятельности. Только при самостоятельной работе воспринятая информация перерабатывается в знания, а знания в умения и навыки.

Для развития творческой исследовательской деятельности характерны способы создания особой, побуждающей к творчеству обстановки в ходе обучения.

§ Чтобы учащиеся были готовы к творческому поиску, необходимо помочь им обрести уверенность во взаимоотношениях с учениками и учителями. Ребят не должно тревожить, будут приняты или осмеяны их соображения. Важно, чтобы они не боялись сделать ошибку.

§ Целесообразно показывать учащимся возможности использования аналогий для творческого поиска, отыскания новых ассоциаций и связей. Возможности творческого поиска расширяются благодаря неочевидным сопоставлениям, сравнениям, дополнительным построениям.

§ Необходимо поддерживать живость воображения. Важно одобрять проявления фантазии, свободомыслия в учебной обстановке, так как они служат основой творческого мышления.

§ Нельзя упускать из виду, что создавая обстановку внутренней свободы, учитель и ученики помнят, что после выдвижения идей решения задачи, все способы будут критически рассмотрены.

§ Важно развивать умение задавать «правильные вопросы». Так, вместо обычного вопроса: «Пожалуйста, расскажите о Вашей новой работе (разработке, программе)?», учащиеся секции учатся задавать вопросы, заставляющие думать: «Чем Ваша работа (разработка, программа) отличается от аналогов, чем она лучше, хуже? и т. п.

При организации творческой деятельности важно учитывать, что такие приёмы, как поощрение, добровольность, позитивное отношение к творческим удачам, импровизация, сниженная критичность, свобода оценок, активизируют деятельность школьников, становятся фактором оптимизации творческого развития детей, ориентируя их на созидание, самопознание и саморазвитие нравственного потенциала.

Привлечение учащихся к выполнению творческих учебно-исследовательских работ имеет глубокий воспитательный характер. Оно способствует развитию целеустремленности, трудолюбия и силы воли, формированию стремления к познанию, самостоятельности мышления, научного мировоззрения. Самовыражению личности в учебно-познавательном процессе способствует создание ситуаций творческой активности. Ничто не заменит ребёнку наслаждения от собственного творчества, которое доставляет радость, стимулирует процесс мышления, способствует удовлетворению эстетических потребностей и показывает внутреннюю красоту познания.

Как правило, к моменту завершения учебно-исследовательской работы, учащиеся свободно владеют современными информационными технологиями, поэтому результаты работы представляют в виде презентаций PowerPoint. Это придает работам практический смысл, так как все подготовленные учащимися материалы используются в дальнейшей работе школьного научного общества учащихся, классными руководителями при проведении тематических классных часов и для включения в исследовательскую деятельность младших школьников. Подготовка слайдов для сопровождения докладов и выступлений является обязательной для каждого учащегося. Причем следует отметить, что уровень работ год от года повышается, что подтверждается наградами, получаемыми учащимися школы на различных конкурсах, фестивалях и конференциях.

Научно-исследовательская экологическая деятельность учащихся занимает свое, очень важное место, в экологическом образовании. Она позволяет не только получать знания, воспитывать на практике и собственном опыте личность, но и расширять активно свой кругозор, проверять известные истины и выдвигать новые теории и гипотезы (собственные). Научно-исследовательская деятельность учащихся это и результат, и побудительный мотив к более глубокому пониманию тех или иных экологических процессов, происходящих в современном мире. Можно с уверенностью сказать что, если результатом преподавания в школе экологических дисциплин является творческая деятельность учащихся, в том числе и реализация ими экологических работ и проектов – процесс экообразования состоялся и заслуживает наивысшей оценки.

Темы исследовательских работ я подбираю согласно интересам и способностям учащихся: это могут быть как работы по экологии, так и по биологии. В процессе подготовки работы, учащиеся получают возможность не только расширить свой кругозор и познакомиться с методами проведения научных исследований, но и научиться красиво и грамотно представлять результаты исследований (подготовка докладов, рефератов, конкурсных работ, написание тезисов и статей), а также приобрести опыт публичного выступления.

На мой взгляд, выбор темы исследования – наиболее сложная проблема, которую приходится решать учителю при организации исследовательской деятельности в школе. Довольно трудно находить интересные, перспективные темы для проведения исследования, то есть темы, обещающие интересные результаты. «Мечта для учителя – чтобы ученик сам нашёл перспективную тему для своего исследования. Но даже учителю это бывает трудно – очень часто оказывается, что полученный результат уже давно известен.

Исследовательская работа – деятельность творческая как для учителя, так и для ученика. Очень важно привить учащимся умения самостоятельной творческой деятельности. Только при самостоятельной работе воспринятая информация перерабатывается в знания, а знания в умения и навыки.

Для развития творческой исследовательской деятельности характерны способы создания особой, побуждающей к творчеству обстановки в ходе обучения.

§ Чтобы учащиеся были готовы к творческому поиску, необходимо помочь им обрести уверенность во взаимоотношениях с учениками и учителями. Ребят не должно тревожить, будут приняты или осмеяны их соображения. Важно, чтобы они не боялись сделать ошибку.

§ Целесообразно показывать учащимся возможности использования аналогий для творческого поиска, отыскания новых ассоциаций и связей. Возможности творческого поиска расширяются благодаря неочевидным сопоставлениям, сравнениям, дополнительным построениям.

§ Необходимо поддерживать живость воображения. Важно одобрять проявления фантазии, свободомыслия в учебной обстановке, так как они служат основой творческого мышления.

§ Нельзя упускать из виду, что создавая обстановку внутренней свободы, учитель и ученики помнят, что после выдвижения идей решения задачи, все способы будут критически рассмотрены.

§ Важно развивать умение задавать «правильные вопросы». Так, вместо обычного вопроса: «Пожалуйста, расскажите о Вашей новой работе (разработке, программе)?», учащиеся секции учатся задавать вопросы, заставляющие думать: «Чем Ваша работа (разработка, программа) отличается от аналогов, чем она лучше, хуже? и т. п.

При организации творческой деятельности важно учитывать, что такие приёмы, как поощрение, добровольность, позитивное отношение к творческим удачам, импровизация, сниженная критичность, свобода оценок, активизируют деятельность школьников, становятся фактором оптимизации творческого развития детей, ориентируя их на созидание, самопознание и саморазвитие нравственного потенциала.

Привлечение учащихся к выполнению творческих учебно-исследовательских работ имеет глубокий воспитательный характер. Оно способствует развитию целеустремленности, трудолюбия и силы воли, формированию стремления к познанию, самостоятельности мышления, научного мировоззрения. Самовыражению личности в учебно-познавательном процессе способствует создание ситуаций творческой активности. Ничто не заменит ребёнку наслаждения от собственного творчества, которое доставляет радость, стимулирует процесс мышления, способствует удовлетворению эстетических потребностей и показывает внутреннюю красоту познания.

Как правило, к моменту завершения учебно-исследовательской работы, учащиеся свободно владеют современными информационными технологиями, поэтому результаты работы представляют в виде презентаций PowerPoint. Это придает работам практический смысл, так как все подготовленные учащимися материалы используются в дальнейшей работе школьного научного общества учащихся, классными руководителями при проведении тематических классных часов и для включения в исследовательскую деятельность младших школьников. Подготовка слайдов для сопровождения докладов и выступлений является обязательной для каждого учащегося. Причем следует отметить, что уровень работ год от года повышается, что подтверждается наградами, получаемыми учащимися школы на различных конкурсах, фестивалях и конференциях.

Категория: Биология
28.10.2015 07:39


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!