СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Направления работы современного учителя

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приоритетные направления деятельности современного учителя

Формирование универсальных учебных действий (УУД) является приоритетным направлением деятельности современного учителя. С введением в действие нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий, т.е. «умение учиться», формируют способность саморазвития и самосовершенствования личности путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоения обучающимися конкретных предметных знаний и навыков. Система образования отказывается от традиционного предоставления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков.

Учитель, который не начинает с того, чтобы пробудить у ученика желание учиться, кует холодное железо. Формирование у обучающихся «умения учиться» возможно лишь в тесной связи активных действий педагога и учащихся. Для того, чтобы детям хотелось получать знания, чтобы учащимся младших классов было интересно работать на уроках, нужно выбирать различные формы и приёмы организации уроков, использовать занимательный материал, игровые ситуации, которые развивают способности и интерес обучению.

Сегодня важно сформировать у учащихся не только предметные знания, умения и навыки, но и универсальные учебные действия, которые дадут им возможность самосовершенствоваться и саморазвиваться.

Особое место в группе образовательных результатов занимают регулятивные учебные действия, обеспечивающие способность учащихся к организации своей деятельности. Эти умения являются базой, фундаментом для успешного обучения и формирования всех УУД, поэтому проблема их формирования является актуальной для учителя. Хочу поделиться опытом формирования регулятивных умений у младших школьников в урочной деятельности.

К регулятивным учебным действиям относят:

- целеполагание (постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);

- планирование (определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий);

- прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения знаний);

- контроль (сличение способа действия и его результата с заданным эталоном для обнаружения отклонений и отличий от эталона);

- коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата);

- оценка (выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения);

- саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию и преодолению препятствий.

Процесс формирования регулятивных УУД происходит на всех этапах урока, начиная с I класса. Уже с первых дней в школе у школьника возникают трудности с самоорганизацией, когда ему необходимо самому собрать портфель согласно расписанию, приготовиться к уроку в классе.

В решении данной проблемы учителю помогают пиктограммы — особые значки, обозначающие текстовую информацию. Учитель прикрепляет к доске зрительные ориентиры — таблички с надписями, напротив которых прописывает цели урока: В зависимости от типа урока, его цели, конечно, могут меняться (повторить, обобщить), но для наиболее часто практикуемых уроков (открытия нового знания и рефлексии) данные цели остаются. Приведу пример пиктограмм из своей практики, которые помещаю на доску, когда нужно настроить учащихся на определенный вид деятельности.

Удобно использовать пиктограммы для обозначения учебных предметов. Первоначально такие пиктограммы изображают в дневниках родители, объясняют первоклассникам их значение, вместе собирают портфель по расписанию. Уже через 2–3 недели обучения школьники могут выполнять эту работу самостоятельно (при этом не исключен контроль со стороны родителей). Такие же пиктограммы учитель помещает на доску (в соответствии с расписанием на день), для того чтобы ученики могли самостоятельно готовиться к уроку, делать записи в дневнике напротив нужного урока. Таким образом, у первоклассников, еще не умеющих читать, формируются навыки самостоятельности, самоорганизации и самодисциплины.

При обучении умению планировать собственную деятельность эффективно использовать план-схему урока, что предоставляет младшим школьникам возможность зрительно воспринять этапы урока, учит распределять время для работы. Для составления план-схемы также можно использовать пиктограммы или условные обозначения, которые целесообразно разместить на карточках, так как этапы урока могут повторяться. Например, при изучении новой темы на уроке русского языка можно выделить и зафиксировать этапы урока. Учитель размещает этапы урока на доске. По ходу урока он фиксирует выполнение каждого этапа, а учащиеся контролируют свою деятельность и оценивают ее.

Обучение регулятивному действию оценки деятельности возможно только в случае четко выработанных критериев. Первоначально критерии вырабатываются совместно с учителем, фиксируются на доске. Для каждого задания формулируются свои критерии оценки. При этом важно не забывать, что выполнение задания учащимся на 50 % и более говорит об усвоении базового уровня. Для того чтобы учащиеся смогли оценить свою деятельность за весь урок, им важно увидеть результат каждого выполненного задания. Оценивать их можно на полях в тетради или специально заготовленных оценочных листах. В I классе, когда отметки не ставятся, оценить правильность выполнения задания помогает шкала оценки. Со II класса учащиеся оценивают свою работу отметкой. В конце урока на этапе рефлексии они просматривают выполненную ими за урок работу, суммируют полученные отметки и выводят средний балл за урок. Конечно, среднее арифметическое младшим школьникам вывести трудно, поэтому здесь помогает учитель. Если учащийся недоволен своей отметкой, он имеет право на пересдачу, отработку умения в течение 7 дней (с одним условием — без напоминания учителем). Таким образом, систематическая и поэтапная работа над формированием регулятивных действий позволяет учащимся стать организованными и самостоятельными, сознательно ставить цель своей деятельности, продумывать шаги по ее реализации, контролировать процесс и оценивать результат.

Работа с учениками начальных классов заставила меня глубже изучать психофизиологические особенности. Внимание и запоминание (особенно в 7-8 лет) слабые, особенно если учение не захватывает. Поэтому решила вводить игры, игровые ситуации, ведь всегда легче запомнить то, что интересно.

Игровые технологии, используемые в обучении и развитии учащихся, позволяют:

- проводить уроки в интересной, нетрадиционной форме;

- раскрывать творческие способности учащихся;

- развивать коммуникативные навыки учащихся;

- облегчать решение учебных задач;

- вовлекать всех без исключения учащихся в учебный процесс;

- закреплять полученные знания на практике.

Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Поэтому игровая технология – самая актуальная для учителя начальной школы, особенно при работе с 1-м и 2-м классами.

Занятия с использованием игровых технологий являются эффективным средством обучения и воспитания. В игре ученики попадают в ситуации, позволяющие им критически оценить свои знания в активном действии, привести эти знания в систему.

Игра - это эмоциональное поле, в котором ребёнок естественно, без принуждения и назидания, по доброй воле стремится к самовыражению, самопознанию, самостоятельности. Она создаёт условия для сотворения собственного мира, пробуждает в младшем школьнике творческое отношение к жизни.

Игра вызывает активную работу мысли, способствует расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, стимулирует переход детского организма к более высокой степени развития, то есть всё, что так необходимо детям младшего школьного возраста.

Сначала учащихся интересует только сама форма, а затем уже и учебный материал, без которого невозможно участвовать в игре. В процессе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные виды упражнений, заданий, где тренируются, например, в устном счёте, решают задачи, сравнивают множества, учатся беглому чтению и так далее.

Игра пробуждает интерес к победе, поэтому дети стараются чётко выполнять задания, соблюдая правила игры, при этом у них возникает желание быть быстрыми, собранными, находчивыми. Воспитывается дисциплина, воля, характер.

На разных этапах урока, в зависимости от темы и целей урока, я применяю различные игры и игровые приемы. Для уроков математики – игры на обработку состава чисел «Заселяем домики», «Собери урожай яблок» и др.

На уроках обучения грамоте использую игры: «Дождик», «Собери цветы», «Подарки Деда Мороза», «Наряди ёлку», «Поймай рыбку», «Ромашка».

В своей работе применяю сюжетные игры. Эти игры направлены на то, чтобы раскрепостить ученика.

Например, на уроках окружающего мира использую игры экологического характера, когда дети выступают в роли экологов, директоров предприятий, решающих экологические проблемы. Такие игры способствуют углублению, закреплению учебного материала, позволяют установить взаимосвязи в природе.

Таким образом, использование игровых технологий создают условия для снижения напряжения обучающихся и формируют:

- коммуникативные УУД - умение слышать, слушать, понимать собеседника, выполнять согласованно совместные дела, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договориться, правильно выражать свои мысли;

- познавательные УУД - сравнивать, искать хитроумные решения, находить закономерности);

- регулятивные УУД - планировать, оценивать правильность выполнения действий;

- личностные УУД - фантазировать, проявлять интерес к окружающему миру, к себе, ориентировать на моральные нормы.

Предлагаю свой опыт по обучению учащихся самооцениванию при работе над ошибками. В настоящее время работа над ошибками меняет свое содержание и приобретает более масштабное значение. При правильной организации на этом этапе урока или на целом уроке анализа контрольной работы появляется возможность формирования познавательных, коммуникативных, личностных и регулятивных универсальных учебных действий и навыков самоконтроля и самооценки, внимательного и неравнодушного отношения к своей работе.

Проверяя работы, анализируя их, на уроке дети заносят результаты в таблицу, в которой отмечают допущенные орфографические ошибки и ошибки в грамматических заданиях, т.е. классифицируют их. Такую работу выполняю с 3 класса. Эта работа, во-первых, позволяет выявить пробелы в определенных темах отдельных учащихся и построить индивидуальную работу с ними. Во-вторых, может «просигнализировать», что большинство учащихся не усвоили материал и необходима повторная отработка той или иной темы. Пример такой таблицы приведен на слайде.

3. Учащиеся получают тетради с выполненными накануне контрольными работами. Работы уже проверены учителем, выставлена отметка. Задача учащихся: классифицировать собственные ошибки, выполнить работу, предупреждающую такие ошибки, и оценить свои работы. Каждый получает «Индивидуальный лист ученика», где в графе «Орфографические правила и грамматические задания» перечислены только те, которые присутствовали в текущей контрольной работе.

В графе «Ошибки» учащиеся отмечают наличие ошибок вертикальной чертой | (как и в таблице учителя). Во II классе можно использовать смайлики.

4. Самостоятельно с индивидуальным листом учащиеся работают примерно 10 минут. За это время сильные и средние учащиеся успевают выполнить работу, а вот слабые учащиеся испытывают трудность. Поэтому на следующем этапе урока идет работа в парах (сильный — слабый), где сильные учащиеся помогают затрудняющимся товарищам классифицировать ошибки, привести примеры слов на орфограммы, в которых допущены ошибки. Конечно же, учитель в ходе урока оказывает помощь парам, если это необходимо.

5. На этапе рефлексии учитель предлагает каждому оценить свою контрольную работу на «лесенке успеха». Кроме того, учащемуся нужно представить себя в роли учителя и подумать, что бы он пожелал ученику, выполнившему данную работу.

6. Индивидуальные листы после заполнения их учащимися идут в портфолио (в раздел «Моя учеба»). Они позволяют учащимся проследить динамику своих успехов.

Опыт показывает, что такая работа нравится учащимся: они не только с интересом анализируют свою работу, но и с удовольствием работают «в роли учителя», помогая своим одноклассникам понять материал, в ходе такой работы у них формируется навык самооценивания. На вопрос: «Если бы ты был учителем, как бы ты оценил контрольную работу? Что сказал бы ученику о выполненной работе?» учащиеся дают разные ответы, например: «Молодец! Ты отлично поработал!», «Умница! Замечательная работа!», «В следующий раз будь внимательнее!», «Старайся!», «Я считаю, что перед тем, как начать работу, надо сначала внимательно прочитать задание». В этих комментариях обычно отражается стиль работы учителя, ведь ученики оценивают себя (и других) теми же словами, что слышат от своего учителя.

09.03.2024 10:32


© 2024 27

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!