СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Надпредметный курс "Мир деятельности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Надпредметный курс «Мир деятельности» –  теоретический фундамент для формирования у учащихся начальной школы общеучебных и деятельностных умений.

   Школа сегодня стремительно меняется. Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.

Цель выступления:

  • ознакомить с основными принципами построения надпредметного курса «Мир деятельности»

  С сентября 2013 г. я начала работать по программе  надпредметного курса «Мир деятельности», автором которого является руководитель Московского центра системно - деятельностной педагогики «Школа 2000…» Людмила  Георгиевна Петерсон.

 «Основной целью курса является создание теоретического фундамента для формирования у учащихся начальной школы общеучебных и деятельностных умений и связанных с ними способностей и личностных качеств как необходимого условия построения современной модели образования.

Курс «Мир деятельности» 1-го года обучения рассчитан на 32 часа с рекомендованной периодичностью занятий 1 раз в неделю, может быть использован для обучения младших школьников как в урочное, так и во внеурочное время. Включает в себя программу, в которой определены основные содержательно-методические линии, включено тематическое планирование, цели, задачи и сценарии каждого урока. К сценариям уроков разработаны демонстрационные материалы, СD-диски с презентациями и материалом для печати к каждому уроку, а также комплекс учебных материалов  для детей (учебное пособие, разрезной материал, наклейки, эталоны)

Курс мне сразу понравился, так как в своей работе я всегда опиралась на элементы занимательности, игры. В курсе «Мир деятельности» сквозной герой - Смайлик, который путешествует с ребятами по миру знаний и помогает им открывать новое. Главной задачей первых уроков было не научить, а скорее заинтересовать предметом.

Все занятия  построены в технологии деятельностного метода. Занятие открытия нового знания предполагает пройти два этапа учебной деятельности: 1 – понять, что я не знаю, 2- самому открыть новое знание.

Чтобы открыть новое знание, необходимо пройти шаги учебной деятельности: повторить необходимые знания, выполнить пробное действие, попытаться преодолеть затруднение. Если столкнулись с затруднением, не огорчаться, а остановиться и подумать, почему не получается.

В курсе «Мир деятельности» новое надпредметное знание не дается детям в готовом виде, а «добывается» ими самими под руководством учителя.

Включение детей в учебную деятельность на уроках по курсу «Мир деятельности», как и на предметных уроках, осуществляется на основе дидактической системы деятельностного метода обучения

Технология деятельностного метода   обеспечивает системное прохождение на каждом  занятии 1 шага формирования всего комплекса УУД ФГОС

1)  Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

2)  Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

3)  Выявление места и причины затруднения.

4)  Построение проекта выхода из затруднения.

5)  Реализация построенного проекта.

6)  Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

7)  Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

8)  Включение в систему знаний и повторение.

9)  Рефлексия учебной деятельности.

Прохождение 2-го шага формирования УУД − мотивация и знакомство со способами выполнения изучаемого УУД, − планируется осуществлять в рамках надпредметного курса  «Мир деятельности »  

Курс «Мир деятельности» состоит из четырех параллельно развивающихся содержательно-методических линий.

I.   Организационно-рефлексивная.

IIКоммуникативная.

III. Познавательная.

IV. Ценностная.

Данные линии включают в себя в полном объеме все виды УУД, определенные ФГОС (соответственно, регулятивные, коммуникативные, познавательные и личностные УУД).

       Организационно-рефлексивная линия ( 9 часов).

       У учащихся формируется первичное представление об учебной деятельности , её цели и результате, двух основных этапах, которые структурно разделены на учебные шаги , а также опыт пребывания в учебной деятельности при изучении различных предметов. Дети учатся точно следовать образцу и осуществлять самопроверку своей работы по образцу. Формируется представление о роли учителя в учебной деятельности , доказательстве правильности выполнения заданий с помощью ссылки на образец или на согласованный способ действий (эталон).

ПРИМЕРЫ ТЕМ ЗАНЯТИЙ  ОРГАНИЗАЦИОННО-РЕФЛЕКСИВНОЙ ЛИНИИ

Виды УУД

Примеры тем курса

«Мир деятельности»

ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ

«Ставлю цель».

«Результат открытия нового знания. Эталон».

ПЛАНИРОВАНИЕ

«Ключи к новым знаниям».

«Планирование учебной деятельности».

КОНТРОЛЬ

«Как проверить свою работу».

«Подробный образец».

КОРРЕКЦИЯ

«Я знаю. Я умею».

«Как выяснить, что я не умею».

«Как превратить своё неумение в умение».

«Алгоритм исправления ошибок».

 

Занятие 1 (организационно-рефлексивная линия)

  Тема: Учиться… А что это значит?

Основные цели: Сформировать представление об учебной деятельности (два шага).

           Занятие по данной теме начинает надпредметный курс «Мир учебной деятельности» по формированию УУД у учащихся начальной школы. Оно является ключевым в формировании регулятивных УУД, так как вся последующая учебная деятельность как на занятиях по курсу «Мир деятельности», так и на всех предметных уроках строится на основе знания учащимися 2 основных шагов учебной деятельности и их выполнения.

Данный урок  проводится первым в начале учебного года.

Важно обратить внимание на основные моменты урока:

  • Новое знание для учеников заключается в открытии того, что ученик учится сам, и выполняет 2 основных шага учебной деятельности: «что я не знаю» и «сам найду способ».

 

Познавательная линия (1час в каждом классе).

  •            У учащихся формируется представление о внимании в учебной деятельности и его значении для получения хорошего результата.
  •             Они знакомятся с простейшими приёмами концентрации внимания, которые помогут им эффективнее учиться.

ПРИМЕРЫ ТЕМ занятий  ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ЛИНИИ  (по слайду)

 

Коммуникативная линия(3часа).

  •             Учащиеся знакомятся со способами общения на уроке, самостоятельно строят основные правила общения, основанные на доброжелательности , приобретают положительный опыт их применения для получения высокого учебного результата.                        Учащиеся открывают для себя правила поведения на уроке , правила работы в паре в группе и применяют их в ходе предметных уроков.

 

ПРИМЕРЫ ТЕМ занятий КОММУНИКАТИВНОЙ ЛИНИИ  (по слайду)

 

Занятие 5 (коммуникативная линия)

Тема: Учимся работать в парах.

Основная цель: Построить простейшие правила работы в парах в учебной деятельности.

Представленное занятие  является первым в цикле занятий по данной линии и является ключевым в формировании коммуникативных умений у первоклассников.

Важно обратить внимание на основные моменты занятия:

  • Новое знание для учеников заключается в открытии основных правил парной работы: «если не понял, переспроси», «свое несогласие высказывай вежливо», «работать должны оба», «один говорит, другой слушает».

Пробное задание дается после работы в парах, которая может быть успешной или нет. Ученикам предлагается назвать правила работы в парах и определить, правильно ли они действовали.

Ценностная (воспитательная) линия (6 часов).

           У учащихся формируются первичные представления о ценностях жизни и качествах личности. Обсуждаются такие фундаментальные ценности , как ЖИЗНЬ, ЗДОРОВЬЕ , СЕМЬЯ.

              Организуется работа над качествами личности, помогающими успешно учиться. Эти обсуждения строятся на имеющемся у детей опыте, организуются самостоятельные выводы детей об этих ценностях, создаются условия для их принятия на личностно значимом уровне.

 

ПРИМЕРЫ ТЕМ ЗАНЯТИЙ  ЦЕННОСТНОЙ ЛИНИИ (по слайду)

 

Занятие 4 (ценностная линия)

Тема: Личностные качества ученика: активность в учебной деятельности.

Основные цели:

  • Сформировать представление о понятии «активность в учебной деятельности».

Показать значимость активной позиции в учебной деятельности как личностного качества, необходимого ученику в процессе обучения.

Данное занятие является первым в цикле уроков по ценностной линии и направлен на формирование у первоклассников личностного качества «активность», как качества, помогающего ученику быть успешным в учебе.

 

Основной, системообразующей линией данного курса является организационно-рефлексивная линия: именно здесь закладываются и формируются те знания и умения детей, которые определяют их умение учиться, готовность и способность к саморазвитию, необходимые для успешного вхождения в созидательную жизнь общества и самореализации.

Остальные три линии являются поддерживающими, сопровождающими основную линию, но без них деятельностные умения, освоенные ребенком, не принесут ожидаемого эффекта. Данные 4 линии образуют целостную систему, обеспечивающую реализацию современных целей образования.

Одним из особенностей курса «Мир деятельности» является организация работы с индивидуальной картой «Копилка моих достижений» и «Лесенкой успеха». Они состоят из двух разделов: «ЗНАЮ» и «УМЕЮ»…                 

Итог этой работы подводится в конце урока по курсу «Мир деятельности» и фиксируется на «Лесенке успеха». Ученики могут критериально оценить свое знание (выше, ниже, не изменилось) и умение его применять. В результате у учащихся формируется рефлексивная самооценка своих знаний и умений.

- Если вы запомнили шаги алгоритма проверки своей работы, поставьте себя на верхнюю ступеньку. Если не все шаги, поставьте ниже, на сколько – каждый решит сам.

 

                   Индивидуальная карта «Копилка моих достижений»

Карта заполняется детьми после прохождения каждой темы по программе «Мир деятельности», начиная со следующего дня. Самодиагностика проходит ежедневно на протяжении всей последующей недели(5-ти) дней на любом предметном уроке, проводимом в технологии деятельностного метода обучения.

Вместе с тем, в соответствие с результатами самодиагностики, учитель и дальше может использовать индивидуальные карты на любом уроке, проводимом в технологии деятельностного метода (ТДМ).

На индивидуальной карте «Копилка моих достижений» указана тема урока, после которого проводится данная диагностика и две шкалы: знаю и умею. На каждой шкале ученик фиксирует свой результат любым значком (крестиком, штрихом) по следующим критериям: высокий уровень (если выше средней линии), средний уровень (на уровне средней линии), ниже среднего и низкий. Также, у учителя есть возможность оценить, насколько выше или ниже среднего оценивает себя ученик

 

Основной целью использования индивидуальной карты является формирование у учащихся рефлексивной оценки своих общеучебных знаний и умений и отслеживание учителем динамики их освоения по программе «Мир деятельности».

  • Данная самодиагностика является промежуточной и постепенно готовит учащихся к контролю уровня сформированности ОРФ ОУУ (организационно-рефлексифных общеучебных умений).
  • Также, она позволяет учителю проводить системный тренинг изученных универсальных учебных действий на любых предметных уроках, проводимых в технологии деятельностного метода, формируя, таким образом, надпредметные умения.
  • Уроки по программе «Мир деятельности» должны проводиться регулярно.

 

Важно отметить, что полученные знания и первичные умения на уроках по курсу «Мир деятельности», учащиеся закрепляют и отрабатывают на уроках по другим предметам – математике, русскому языку, окружающему миру и др. Это возможно только в том случае, когда учитель организует самостоятельную учебную деятельность детей. Такую работу можно системно организовывать на основе технологии деятельностного метода обучения (ТДМ).  В обратном случае ученики, освоив надпредметные знания, не приобретают надпредметных умений, что является самым ценным приобретением этого курса.

 

Технология деятельностного метода позволяет учителю:

  • СИСТЕМНО, НАДЕЖНО, КАЧЕСТВЕННО обеспечивать результаты ФГОС;
  • систематизировать инновационный опыт традиционной школы и новых концепций образования;
  • каждому учителю «увидеть» себя в новой системе обучения;
  • переходить к новому способу обучения поэтапно, своим темпом, на посильном для себя уровне, в соответствии со своими возможностями;
  • уже на первых этапах перехода достигать видимые  результаты в качестве образования (ЗУН, познавательные процессы, здоровье детей), которые мотивируют к дальнейшему развитию;
  • вырасти профессионально и освоить ту культуру саморазвития, которую мы должны транслировать нашим детям.

 

«Единственный путь, ведущий  к  знанию –  это деятельность» Бернард Шоу

 

 

07.01.2015 18:43


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!