СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
находились в прямой в прямой зависимости от Франции, а Австрия и Пруссия были тесно связаны с Францией неравноправными договорами. Стремясь подорвать экономическое господство своего основного конкурента- Англии, Наполеон навязал европейским государствам кон-тинентальную блокаду, но это тяжело сказалось и на самой Франции, которая в 1811 году оказалась в промышленном кризисе. Нарушение Россией, в отличии от других государств, континентальной блокады показало, что она не согласна на экономическую и политичес-кую зависимость от Франции и будет противостоять её агрессивным устремлениям. Это ставило под удар стремление французской буржуазии к мировому господству.
Наполеон в 1811 году говорил: «Через 5 лет я буду господином мира; остаётся одна Россия, но я раздавлю её.»
Вынужденное присоединение России к континентальной блокаде привело к сокраще-нию её торговли с главным потребителем русского сырья- Англией, и падению курса руб-ля. Русское дворянство потребовало от правительства оградить его интересы. Использование Россией для торговли американского торгового флота, Наполеон воспри-нял, как нарушение Тильзитского мира и начал готовиться к войне.
ПРИЧИНЫ ВОЙНЫ:1.Стремление Наполеона к мировому господству.
2.Обострение отношений между Россией и Францией.
ДАТА ВОЙНЫ:12 июня 1812 года- декабрь 1812 года.
Плацдармом для нападения на Россию Франция сделала Польшу. Какую нужно было преодолеть реку, чтобы оказаться на территории России?
- Неман
Итак, 12 июня 1812 года форсировав Неман оказалась на территории России, т. е. Франция напала на Россию, т. о. характер войны; со стороны России это отечественная война-защита свободы и независимости страны. Для Франции- захватнический, грабительский.
-Какова была численность армии России и Франции.( Работа с учебником – 1 абзац.)
-Почему такая разница в численности войск? Армия Наполеона- половина армии это французы, вторая половина- воины покоренных народов Европы. Скомплектованная по принудительному принципу она теряла свою надёжность в случае серьёзных неудач. Во Франции была всеобщая воинская повинность, т. е. все мужчины должны были служить в армии. Это давало возможность быстро пополнить армию. Русская армия –рекрутская система, т. е. от определённого числа мужчин служил один, следовательно большинство населения не обучено военному делу. Силы сторон:640 тысяч и 200 тысяч.
Русская армия была разделена на три части, далеко отстоящие друг от друга: армия Барклая-де-Толли( 120 тысяч) Петербургское направление, армия Багратиона( 49 тысяч) Московское направление, армия генерала Тормасова(44тысячи) в направлении г. Волынь.
Александр 1 находился при штабе армии Барклая-де-Толли. Из трёх возможных направле-ний наступления Наполеон выбрал Московское: Если я возьму Киев, я возьму Россию за ноги; если я овладею Петербургом, я возьму её за голову; заняв Москву, я поражу её в сердце. Наполеон планировал выиграть одно-два приграничных сражения, разгромив рус-скую армию не дав ей возможности соединиться, захватить значительную территорию, за-хватить Москву и заключить выгодный для Франции мир. Быстрое продвижение француз
ской армии сорвало планы русского командования- задержать её силами Барклая-де-Тол-ли и ударить во фланг силами Багратиона. Стратегическая обстановка требовала скорей-
шего соединения двух армий, а это заставляло отступать. У Витебска соединиться не смо-ли, пошли до Смоленска. Численное превосходство армии Наполеона ставило вопрос о срочном пополнении армии. 6 июля 1812 года Александр 1 издал МАНИФЕСТ ( обраще-
ние царя к народу ) с призывом создавать ОПОЛЧЕНИЕ ( военные формирования созда-
ваемые в военное время из мирных граждан ).Александр 1 выехал в Смоленск.
Война приближалась к Смоленской земле,и всякому кто в те дни по ней проезжал бросался в глаза опустелый вид сёл и деревень. Не было видно ни людей, ни животных.
Ребята у вас на столе лежит документ « Из воспоминаний французского офицера на русской земле», прочтите его и дайте ответы на поставленные там вопросы.
Русские отступали в порядке и не оставляли ни одного раненого. Жители следовали за армией; деревни опустели. Несчастный город Дорогобуж, который русские оставили нам нетронутым, загорелся от костров. Многие деревни постигла та же участь.Армия могла питаться лишь, что добывали мародёры, организованные в целые отряды; казаки и крестьяне ежедневно убивали многих наших людей, которые отваживались отправиться на поиски. Чем больше мы продвигались вперёд, тем более полным было бегство населения. Не оставались даже старики и дети. Дело доходило до того, что даже авангард не мог раздобыть себе проводника, который был бы в состоянии назвать местность и дать какие –нибудь сведения о соответствующем районе. Лошади и скот – всё исчезло вместе с людьми, и мы находились как бы среди пустыни.
ВОПРОСЫ К ДОКУМЕНТУ.
С разрешения Смоленского епископа Александр 1 обратился с призывом к населению о начале партизанской войны (народные вооружённые отряды, самостоятельно действующие в тылу врага). В августе на Смоленской земле уже действовали партизанс-
кие отряды( работа с иллюстрациями « В 1812 году, крестьянское партизанское оружие).
22 июля 1812 года по планам французов был нанесён первый удар - русские армии соединились у Смоленска. Это был крупный успех русской армии и неудача Наполеона. Армия Наполеона быстро уменьшалась – у Смоленска 200 тысяч, у русских – 120 тысяч.
Франция ещё превосходила Россию. 4-5 августа состоялось кровопролитное Смоленское сражение, которое по замыслу Наполеона должно быть генеральным. Атаки французов были отбиты, но Барклай-де Толли принял решение об отступлении вглубь страны. Со сдачей Смоленска дорога на Москву была открыта.6 августа Смоленск был оставлен.
Встал вопрос о смене руководства русской армией, которую возглавлял Барклай-де Толли. Почему так встал вопрос? Какие были предложения ? (работа с учебником страни-ца 132 абзац 2-3) Беседа. Сообщение о Кутузове. Работа с иллюстрацией.
КУТУЗОВ МИХАИЛ ИЛЛАРИОНОВИЧ ( 1745-1813)
Русский полководец и дипломат, ученик и сподвижник А.В.Суворова, генерал-фельд-
маршал. Участник русско-турецких войн 1768-1774 гг. и1787-1791 гг., во время которых получил два тяжелейших ранения. Обе раны признавались смертельными, но Кутузов остался жив. Был послом в Константинополе, являлся директором Сухопутного шляхетс-
кого корпуса в Петербурге. В 1805 году назначен главнокомандующим русской армией, действующей в союзе с Австрийцами против Франции. Командовал русской армией в войне с Турцией 1806-1812 гг. За крупные победы в этой войне был возведён в графское достоинство. В начале войны 1812 года был избран начальником Московского и Петербургского ополчений. 8 августа Александр назначил его главнокомандующим русской армией. Военная философия Кутузова: «Лучше быть слишком осторожным, нежели оплошным и обманутым». Ещё одной чертой Кутузова была хитрость. « Старый лис Севера»,- сказал о Кутузове Наполеон.
17 августа 1812 года Кутузов принял русскую армию.( иллюстрация). Русские солдаты говорили : « Пришёл Кутузов бить французов». Подтвердил, что действия Барклая были правильные. Отдал приказ- отступать ближе к Москве- нужно было навести порядок в армии и соединиться с подходящими резервами. В конце августа перевес ещё был на стороне Франции, но сдерживать желание народа дать сражение больше было невозможно.
М.Ю.ЛЕРМОНТОВ «БОРОДИНО».
Мы долго молча отступали
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
«Что ж мы? На зимние квартиры?
Не смеют, что ли командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?»
Кутузов принял решение, дать большое сражение основным силам неприятеля в 120 км. от Москвы у села Бородино. Хотя соотношение сил ещё было не в пользу русской армии, но уже не столь неблагоприятным,как раньше.
Планы сторон: Франция- разгромить русскую армию и добиться полной капитуляции России. Россия- Кутузов планировал оборонительное сражение, единственно возможное при данном соотношении сил. Он стремился нанести, как можно больший, урон живой силе противника, сохранить боеспособность своей армии и изменить соотношение сил в её пользу.
Докажите, при помощи схемы стр.136 и текста учебника стр. абзац 5,6, что расположение русских войск было выбрано правильно, чтобы выполнить поставленную задачу- сражение оборонительное, французов не пропустить. Словарные слова: батарея-артиллерийское подразделение из нескольких орудий, редут- многоугольное земляное укрепление, подготовленное для круговой обороны, флеши- укрепления в форме тупого угла.
-Какую роль в расположении войск сыграл географический фактор, т.е. ландшафт.
-Что в расположении войск выполняло задачу- не пропустить врага?
« Застонала земля и пробудила спавших на ней воинов. Дрогнули поля, но сердца покойны были. Так началось Бородинское сражение- 26 августа 1812 года. Тяжко вздыхали окрестности- и земля, казалось, шаталась под бременем сражающихся.» Из воспоминаний русского офицера Ф.Н.Глинка.
-Каков был итог Бородинского сражения. Изучаете самостоятельно дома.
- Цели свои в этом сражении Россия выполнила- французы оборону не прорвали, хотя русские немного отступили. Моральная победа была на стороне русских.Но принимая во внимание, что у Наполеона остался нетронутый резерв(Старая Гвардия) Кутузов приказал утром 27 августа отойти с поля сражения, войска отошли к Москве. Кутузов думал, как сохранить армию, царь и окружение требовали нового сражения.
1 сентября 1812 года совет в Филях(сегодня Москва). Кутузов поставил перед генералами вопрос- давать новое сражение и рисковать армией, а следовательно и судьбой страны или оставить Москву без боя. Большинство генералов высказалось за новое сражение, хотя и не были уверены в его успехе. Внимательно выслушав всех, Кутузов объявил о своём решении оставить Москву без нового сражения. « Мы оставим Москву, но сохраним армию, а значит и всю Россию» Всю ночь перед отступлением Кутузов не спал. Было слышно, как он ворочался, вздыхал и плакал.
2 сентября русская армия оставила Москву. Следом за ней город покинуло и мирное население. Наполеон отдал город на разграбление своим войскам. Бесчинства закончились пожаром в городе. Известно, что Наполеон, находясь в Москве трижды предлагал Александру 1 начать переговоры о мире, но все его письма остались без ответа.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ:
А) царь издал манифест с призывом создавать народное ополчение;
Б) была введена всеобщая воинская повинность;
В) объявлено о ежемесячных рекрутских наборах.
2.Какой генерал командовал армией, при штабе которой в начале войны 1812 года находился Александр I ?
А )Б.Барклай- де – Толли;
Б) А. П. Тормасов;
В) П. И. Багратион.
3.1 сентября 1812 года в деревни Фили под Москвой Кутузов проводил вошедший в историю военный совет. Какой главный вопрос решался на нем ?
А) Оставить Москву без боя или сражаться за неё;
Б) Кто должен возглавить русскую армию;
В) Как пополнить продовольственные запасы армии.
4. Показать на карте: река Неман, Витебск, Смоленск, Бородино, Москва.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
§56, карта.
ПОВТОРЕНИЕ.
ЗАДАНИЕ 1: историческая разминка: многонациональное государство, многоконфессиональное, перечислить конфессии, сословия, их виды, перечислить привилегии, кто к ним относился, крепостные крестьяне, виды повинностей, что такое барщина, на каких землях была, оброк, его виды, месячина, отходники, капиталистые крестьяне, заговор, континентальная блокада, указ о « вольных хлебопашцах». ( фронтальный опрос)
ЗАДАНИЕ 2: даты (работа у доски) 1801. 1801-1825, 1803,1796-1801,1804-1813,1806-1812, 1808-1809, 1805,1806-1807, 1807.
ЗАДАНИЕ 3:(работа у доски) Династия Романовых- схема.
ЗАДАНИЕ 4:(работа с тестами- сильный ученик).
ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ФРАНЦУЗСКОГО ОФИЦЕРА НА РУССКОЙ ЗЕМЛЕ.
Русские отступали в порядке и не оставляли ни одного раненого. Жители следовали за армией; деревни опустели. Несчастный город Дорогобуж, который русские оставили нам нетронутым, загорелся от костров. Многие деревни в эти дни постигла та же участь…
Армия могла питаться лишь тем, что добывали мародёры, организованные в целые отряды; казаки и крестьяне ежедневно убивали многих наших людей, которые отваживались отправиться на поиски. Чем больше мы продвигались вперёд, тем более полным было бегство населения. Не оставались даже старики и инвалиды. Дело доходило до того, что даже авангард не мог раздобыть себе проводника, который мог бы в состоянии назвать местность и дать какие-нибудь сведения о соответствующем районе. Лошади и скот- всё исчезло вместе с людьми, и мы находились как бы среди пустыни.
ВОПРОСЫ К ДОКУМЕНТУ.
1.Как встретили русские города французскую армию? Какие лишения испытывала армия Наполеона?
2. Чем можно объяснить, что, в захваченных французами русских поселениях, как пишет автор, «лошади и скот- всё исчезло вместе с людьми, и мы находились как бы среди пустыни….?»
3.Прокоментируйте слова «.армия могла питаться лишь тем, что добывали мародёры, организованные в целые отряды…»
© 2019, Федосенко Наталья Николаевна 562