СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мысли о воспитании внуков. Из Инструкции Екатерины II князю Н.И. Салтыкову при назначении к воспитанию великих князей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мысли о воспитании внуков. Из Инструкции Екатерины II князю Н.И.Салтыкову при назначении к воспитанию великих князей.

Екатерина II принимала непосредственное участие в воспитании своих внуков. Свои взгляды на то, как должно воспитывать Великих Князей, она изложила в Инструкции, данной князю Н.И.Салтыкову, виднейшему царедворцу своего времени, и официальному воспитателю Александра и Константина.

В «Наказе» депутатам, которые должны были разработать для России новое уложение, то есть свод законов, императрица писала, что «правила воспитания суть первые основания, подготавливающие нас быть гражданами». При этом «гражданин» непременно отождествлялся с «человеком добродетельным», у которого с ранних лет нужно «утверждать сердце в похвальных склонностях». Соглашаясь с французскими просветителями в том, что воспитание сугубо зависит от среды, она для «исправлениия сердца и нравов народа хотела создать новую породу людей в искусственных питомниках, открыв в России сеть закрытых школ. В этих школах оторванные от «пагубного влияния семьи должны были учиться дети — будущие родители нового поколения. Екатерина верила, что «когда добродетель и добронравие вкоренятся в душах детей, все прочее приидет ко времени». Мысль эта главенствует и в педагогической инструкции, данной ею князю Н.И.Салтыкову при назначении к воспитанию Великих Князей — Александра и Константина.

Примечательно и то, что императрица не ограничилась составлением «Инструкции» относительно того, как и чему следует учить и воспитывать внуков. Она также отобрала 126 русских пословиц, написала две сказки - «Сказку о Царевиче Хлоре» и «Сказку о царевиче Февее». Сказки эти не столько художественные, сколько правильные. Вот, например, что говорит умненький Февей своим приближенным: «Не дайте душе моей возгордиться никогда, и для того ежедневно, как пробуждаюсь от сна ночного, скажите мне речь сию: «Февей, вставай с одра и помни во весь день, что ты еси человек такой же, как и мы».

В инструкциии сохранена стилистика и орфография оригинала.

А. НАСТАВЛЕНИЕ КАСАТЕЛЬНО ЗДРАВИЯ И СОХРАНЕНИЯ ОНОГО

Об одежде. Да будет одежда Их Высочеств летом и зимою не слишком теплая, не тяжелая, не перевязанная, не гнетущая наипаче грудь.

Чтобы платье их было как возможно проще и легче.

О пище. Пища и питие да будут простыми и просто заготовленными, без пряных зелий или таких корней, кои кровь горячат, и без многой соли.

Буде кушать захотят между обеда и ужина, давать им кусок хлеба.

Запрещается им давать вина инако, как разве по докторскому предписанию.

Летом вместо завтрака и между обеда и ужина давать можно вишен, земляники, смородины, яблок и груш спелых. Чтоб не кушали, когда сыты, и не пили, не имея жажды; чтоб не пили холодного вспотевши или когда разгорячены и вспотевши не пили инако, как скушав наперед кусок хлеба.

О воздухе. Что в покоях Их высочеств летом и зимою по крайней мере дважды в день переменен был воздух открытием окон воздушных.

Чтоб как можно Их Высочества летом и зимою чаще были на вольном воздухе, когда сие не может вредить их здоровью.

Зимою колико возможно реже быть возле огня и чтобы зимою покои Их Высочеств не были теплее натоплены, как от 13 до 14 градусов по термометру Реомюра (16-17 градусов по Цельсию — Ред.).

Чтобы летом играли на свежем воздухе, на солнце, на ветру. На огар лица и рук от солнца не смотреть.

О постели и сне. Чтобы Их Высочества спали не мягко, но на тюфяках, как привыкли, а отнюдь не на перинах, и чтоб одеяла их были легкие, летом простые ситцевые, подшитые простыню, зимою стеганные.

Спать им, чтоб ночью голова не была покрыта или закутана, колико захотят: понеже сон детям здоров, но как вставать детям рано здорово же и для того поваживать Их Высочеств ложиться рано.

За семь лет от осьми до девяти часов сна, кажется, довольно может быть.

О детских забавах и веселости нрава. Веселость нрава Их Высочеств ни унимать, ни уменьшать не должно; напротив этого поощрять их нужно ко всякому движению и игре, лету и полу их сходственным: ибо движение дает телу и уму силы и здоровье.

Дав детям в игре совершенную свободу, скорее узнать можно нравы и склонности их.

Не оставлять Их Высочеств никогда в праздности. Буде не играют и не учатся, тогда начинать с ними какой ни есть разговор, сходственный их летам и понятию, чрез который получали бы умножение знания.

Дети любят быть упражнены, они же любопытны. Всякое приобретение знания им приятно тогда, когда оное получают без принуждения: следовательно, не принуждая наставить можно, а принужденно их учить не должно и нездорово.

О болезни и лекарствах. Колико возможно реже приступать к употреблению им лекарства и отнюдь не давать им лекарства аки ради осторожности, и будто для упреждения болезни тогда, когда здоровы; словом, не давать им лекарства без крайней нужды (…)

Когда дети больны, надлежит их поваживать преодолевать более болезни терпением, сном и воздержанием от излишней по обстоятельствам или вредной пищи.

Помощь в подобных нуждах надобна; но когда здоровье детей от того вреда не потерпит, то помощь им подать без торопливости во всяком случае.

Б.НАСТАВЛЕНИЕ КАСАТЕЛЬНО ПРОДОЛЖЕНИЯ И ПОДКРЕПЛЕНИЯ УМОНАКЛОНЕНИЯ К ДОБРУ

Никакое наказание обыкновенно детям полезно быть не может, буде не соединено со стыдом, что учинили дурно; кольми паче таким детям, в душах коих стыд к дурному вселен от младенчества, и для того предписывается: твердить воспитанникам и давать им чувствовать при всяком удобном случае, что те, кои прилежанием и радением исполняют от них требуемое, у всех людей выигрывают любовь и хвалу; а за неприлежание и нерадение воспоследует презрение, нелюбовь и никто их не похвалит.

При всех случаях вселять и напоминать Их Высочествам правила человеколюбия и благоговения ко всякой твари и поощрять их к тому похвалою за те качества, в людях приобретаемою.

Когда в чем который повинится и осуждён будет, тогда никто да не дерзнет хвалить, донеже провинившийся не будет просить прощения и не увидят, что старается поправить свое поведение; к прощению же не надлежит приступать вдруг.

Приставникам не делать при воспитанниках того, чего не желают, чтоб дети переняли, и вовсе отдалить от зрения и слуха Их Высочеств дурные и порочные примеры.

Буде окажут несправедливость или обман, тогда лишить их принадлежащего, дабы почувствовали, какова несправедливость..

В. НАСТАВЛЕНИЯ КАСАТЕЛЬНО ДОБРОДЕТЕЛЕЙ И ТОГО, ЧТО ОТ ДЕТЕЙ ТРЕБУЕТСЯ

Приготовляя здравие тела, ака временное жилище души, надлежит приступить и к основанию добродетелей, полезных душе от самого младенчества; следствия этого простираться будут на времена настоящие и будущие. Первая добродетель по христианской должности есть истинное познание Бога, Творца видимого и невидимого, от которого зависит наше благополучие и от человеколюбия которого получается все благое, и которому достодолжную любовь и почтение приносить подобает, как совершеннейшему существу делами и молитвою.

Когда о законе речь идет, тогда не инако отзываться при детях, как с достодолжным почтением.

О хотении. Телесная сила оказывается в преодолении какого ни есть труда и затруднения; душевная же крепость оказывается в преодолении собственных хотений и подчинения хотений здравому рассудку, и для того от младенчества надлежит хотение детей подчинить здравому рассудку и справедливости дабы от младости поважены были повиноваться совету здравого рассудка и справедливости прежде еще, нежели ум созреет.

Буде Их Высочества чего пожелают, что им самим или другим вредно быть может, или чего дать не должно или не можно; в том им отказывать и отнюдь не давать и не дозволять.

Буде чего будут просить со слезами, или с упрямством, или упорно, то запрещается им давать, а притом сказывать надлежит, что не дается для того, что упорно, или со слезами, или с упрямством просят.

О послушании. Поваживать воспитанников к непрекословному послушанию Нам и Императорской Нашей власти. Да будет то, что Бабушка приказала, непрекословно исполнено, что запретила, того отнюдь не делать, и чтоб им казалось столько же трудно то нарушить, как переменить погоду по их хотению.

Кто с младенчества не поважен повиноваться приказанию и совету родителей и приставников, тот, созрев, не в состоянии будет слушать совета здравого рассудка и справедливости.

Чего дети повелительным голосом требовать будут, того не давать; но поваживать воспитанников просить того, чего желают, благодарить за то, что получили.

Об упрямстве. Кто не слушается, тот болен, следовательно лишен выгод здорового. Его содержать аки больного, и болезнь его не кончится инако, как с возвращением здравого рассудка, т. е. с послушанием и покорностию и когда надежда видится, что умнее быть хочет.

Что запрещать и до чего не допускать. Запрещать и не допускать до того, чтоб Их Высочества учинили вред себе или жизнь имеющему; следовательно бить или бранить при них не надлежит и их не допускать, чтоб били, щипали, или бранили человека, или тварь или какой вред или боль причиняли.

Не допускать их Высочеств до того, чтоб мучили или убивали невинных животных, как-то: птиц, бабочек, мух, собак, кошек или иное подобное, или портили что умышленно; но поваживать их, чтоб попечение имели о принадлежащей им собаке, птице, белке или ином животном и оным доставляли выгоды свои, и даже до цветов в горшках, поливая оные. Буде что им принадлежащее оставят без попечения или призрения, то оное отобрать от них, ибо все в свете требует попечения.

Ложь и обман запрещать.

Ложь и обман запрещать как детям самим, так и окружающим их, даже и в шутках не употреблять; но отвращать их от лжи. Буде кто из воспитанников или при них кто солжет, то представить ему, что лгать есть дело стыдное и бесчестное, влекущее за собою презрение и недоверие всех людей. Буде кто из них солжет, то первый раз сказать о том удивление, как о поступке странном и неприличном. Буде же паки найден будет во лжи, то чинить ему выговор и смотреть на него и обходиться с ним холодно и с презрением всем тем, кои об этом знают. Буде, паче чаяния, не уймется, то почесть ложь за упрямство; упрямство же влечет за собою наказание, которое совокуплено быть имеет со стыдом и с опасением поношения.

О худых и порочных примерах. Отдалять от глаз и ушей Их Высочеств все худые и порочные примеры. Чтоб никто при детях не говорил грубых, непристойных и бранных слов и не сердился.

Отдалять от воспитанников всякие разговоры, рассказы и слухи, умаляющие любовь к добру и добродетели или умножающие пороки.

О смелости и пустом страхе в опасении. Пороки вообще уменьшают смелость и храбрость; добродетели же умножают твердость духа и укрепляют рассудок, истинную его смелость и храбрость.

Истинная смелость состоит в том, чтоб пребывать в том, что долг человеку предписывает.

Е. НАСТАВЛЕНИЯ КАСАТЕЛЬНО ЗНАНИЯ И ТОГО, ЧТО ПОТОМУ ОТ ДЕТЕЙ ТРЕБУЕТСЯ

Буде неприлежно пишут, читают или иному учатся, тогда отобрать на тот час перья, чернила, бумагу, книги и прочее; то сами уже просить будут, чтоб возвратили.

Когда учиться будут непринужденно, добровольно, тогда такожде охотно учиться будут, как играть. Не принуждая Их Высочеств к учению, сами просить будут и приходить к учению, как к игрушкам.

Когда к какому учению, в которое время или часы охоты не имеют, тогда Их Высочеств не принуждать; но прилежно избирать другой час или время, когда охоту к тому иметь будут.

При всяком учении не держать детей более получаса сряду и кончить всегда прежде, нежели они станут скучать. К учению не принуждать детей и за учение не бранить. Буде учатся хорошо своею охотою, тогда похвалить.

Детям трудно иметь прилежание.

Страхом научить нельзя, ибо в душу, страхом занятую, не более вложить можно учения, как на дрожащей бумаге наткать.

Не столько учить детей, колико им нужно дать охоту, желание и любовь к знанию, дабы сами искали умножить своё знание.

Любопытство детей в знании удовольствовать надобно и для того, выслушивая терпеливо их вопросы, ответствовать им ясно, точно и кратко с тишиною.

Прочих знаний основания в досужие часы Их Высочествам показывать можно, буде охоту окажут, дозволяя им избрать их по вкусу, к которому более прилежания употребить желают, и тогда для оного избрать человека знающего.

Привлекать любопытство детей к учению ласкою, а не принуждением; учение их первое читать, писать, рисовать, арифметике; продолжать нехудо учиться и писать под титлами, или abreviafion. За сим:

География, начав с России, астрономия, хронология, математика.

Искусство учителей будет состоять в том, чтоб всякую науку и изучение облегчить ученикам колико возможно.

Виршам и музыке учить не для чего, тем и другим много времени теряется, дабы постигнуть искусства.

Запрещается принуждать детей твердить много наизусть. Сие памяти не подкрепляет; ибо добрая память от доброго сложения, а не от иного чего происходит. Наизусть вытвердить разве выбранные краткие правила из писателей, кои служить могут детям для украшения ума и основанием в поведении.

На каждом языке для чтения избрать книги писаные лучшие, и из них выбрать то, что детям читать или пред ними читать.

Всеобщая история, древность, мифология, география, генеалогия, о России и её производствах, торговля и прочее, также физика и история художеств, которая воспитанников водила бы от легкого до искуснейшего, доказав опытами.

Русское письмо и язык надлежит стараться, чтобы знали как можно лучше.

Из древней истории примеры добродетельные, так же причины приращений, уменьшений и падений государств и народов выбрать можно с помощью чтения, краткое известие о всяком государстве: 1-е о его начале, 2- е о знатных происшествиях, 3-е о важнейших и похвальных делах государей, 4-е о несчастии последствий порочных дел, 5-е наследственное или нет, 6-е ограничена ли власть государя, 7-е как правится, 8-е и какими местами, 9-е о военной силе сухопутной и морской и в чём примечательна, 10-е о многолюдстве, 11-е о доходах, богатствах, торговле, естественном положении, имеет ли все выгоды природные, либо получает оные из других стран, 12-е о законе каждой земли, 13-е какие намерения иметь могут в рассуждении своих соседов.

Учителям наставления свои давать Их Высочествам при наставниках, чтоб свободное время употреблено было на забавы, приличные возрасту Их Высочеств, и в движении содержаны были; несколько же часов дня совершенно оставить на собственную их волю, как сами захотят оные употребить.

Склонность каждого человека почти влечет его к какому ни есть делу или ремеслу.

Буде Их Высочества окажут охоту точить или к иному рукоделию или ремеслу, то от оного их не отвращать, чрез что от праздности отвращены будут и время займется, питая в Их Высочествах добрую волю, свободность духа, весёлость нрава и прилежание.

*

поваживать — приучать кого-либо к чему-либо, делать привычным для кого-либо, научить чему-либо

призрение — заботиться, опекать неимущих и больных

попечение — покровительство, забота

поношение — оскорбление, позор, бесчестье

почесть - официальное выражение признания чьих-нибудь больших заслуг, уважения

вирши - плохие стихи бездарного или неумелого сочинителя (разг. пренебр.).

ВЫБОРНЫЕ РОССИЙСКИЕ ПОСЛОВИЦЫ

Составлено Екатериной II для внуков

Аще царство разделится, вскоре разорится.

Внятно рассудить, скоро начать, прилежно производить.

Всуе законы писать, когда их не исполнять.

Всегда новизна, да редко правизна.

В мыслях неправых не жди советов здравых.

Деньги много могут, а правда царствует.

Глуп совсем, кто не знается ни с кем.

Горду быть, глупым слыть.

Догадка лучше разума.

Дурно в очи хвалить, а за очи хулить.

Кто вчерась солгал, тому и завтра не поверят.

Кто говорит что хочет, услышит чего и не хочет.

Кто дела не знает, напрасно о нем и рассуждает.

Кто завидлив, тот и обидлив.

Кто охоч врать, того нельзя за друга считать.

Кто переносит вести, тому не много чести.

Категория: История
16.04.2017 15:32


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!