СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Мы все учились понемногу..."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Татьяна (Роот) Чемезова

Интерпретация рассказа К. Г. Паустовского «Старый чёлн» /

Небольшой рассказ К. Г. Паустовского «Старый чёлн» заставляет читателя задуматься о многом… Один из персонажей, дед Василий, обращается и к нам со словами: «Ты седины не бойся. Главное, чтобы сердце у тебя было в исправности…» Тем самым автор хотел ещё раз напомнить читателю об ответственности каждого человека за судьбу Земли и людей, на ней живущих, о доброте, щедрости и отзывчивости сердца, которое у каждого человека должно быть «в исправности».

Этой идее подчинены отбор и организация языковых средств, используемых автором рассказа. Называется рассказ К. Паустовского «Старый чёлн», а описание челна автор даёт только в конце рассказа. Как же соотносится заглавие текста с его содержанием? Обычно в заглавие выносится основной смысл произведения. И в данном рассказе образ старого челна очень значителен для идейного осмысления произведения: «Чёлн этот – одна труха, а в каждом пазу цветок тянется. Так вот погляжу на него, да нет-нет и подумаю: «Может, и от меня, от старика, тоже для жизни какая-нибудь полезность случится». И далее – замечательная мысль об «исправности» сердца. Очень интересен первый рассказ деда Василия о челне. Он говорит, что они с ним «одногодки» – автор как бы сам наталкивает нас на мысль о близости судеб этих двух художественных образов. Старый человек – старый чёлн… Очень стар дед Василий, но его доброта, отзывчивость, тревожная совесть – как цветы, что проросли на старом челне. «Правду сказать, худой чёлн, своё отслужил», – как бы уже не о челне, а о себе горестно говорит старик, но он уверен: «срок не вышел», он ещё нужен людям. Не менее важен и образ цветка – «днём дремлет, а как ночь – раскрывается, мёдом пахнет – и так до утра». Здесь тоже можно провести аналогию с жизненным путём человека. Так же важен образ цветка-бессмертника. Сердце настоящего человека – бессмертник. Если он честно прожил свою жизнь, оставил свой след на земле, – он заслужил бессмертие и вечно будет жить в памяти людской, в своих добрых делах.

Персонажей рассказа можно подразделить на три группы. С одной стороны, это дед Василий и Пётр Матвеевич, с другой – «попутчики», среди которых режиссёр и «маленькая женщина в лиловой пижаме». И между двумя этими полюсами – молоденькая девушка Наташа, занимающая как бы промежуточное положение. Она ещё очень молода и не определилась в жизни, но мы видим, что, несмотря на это, автор подчёркивает духовную близость Наташи и Петра Матвеевича. Так, например, он употребляет по отношению к ним одно ключевое слово «смутился». «Я горожанка, – ответила Наташа и смутилась». «Из Лукреция, – ответил лесничий и покраснел», «было видно, что лесничий и счастлив, и смущён», «… смущали его попутчики…», «смущала их подчёркнутая вежливость…», «единственным попутчиком, не смущавшим его, была Наташа…» Наташа – это образ чистоты, юности, свежести – это образ Надежды. Встреча с такими людьми, как дед Василий и Иван Матвеевич, помогает ей верно понять смысл человеческой жизни. «Песчинки», от которых лесничий помогает ей избавиться, – это жизненные ошибки, промахи, то наносное, чего он помогает ей избежать. «… Наташа тоже волновалась. В Крыму она ещё никогда не была, и он казался ей синим, туманным, пахнущим гвоздикой. Хотелось поскорее увидеть море. Говорили, что оно открывается неожиданно и похоже на высокую тучу». Таким в её представлении был и весь мир, жизнь. Дед Василий же с Петром Матвеевичем показали ей реальный мир, помогли многое понять. Встреча с этими необыкновенными людьми оказала на Наташу благотворное влияние, она научилась видеть и ценить красоту природы: «Наташа высунулась из окна и долго смотрела на блеск воды среди листвы, на радугу, и у нее сжалось сердце: если бы можно остаться здесь до самой осени!» Только этих героев автор наделил именами, да какими – простое, народное – Пётр Матвев (Матвеевич), Василий, которое «с Россией легко рифмовать». Очень лаконично, но ярко дан образ «маленькой женщины в лиловой пижаме», «щебечущая красота» которой «исчезла с первым же раскатом грома». Казалось бы, так мало сказано, но вместе с тем так полно и ёмко нарисован этот образ. Эта «маленькая женщина» и в делах своих маленькая, ей не по плечу дела большие. Такие детали, как «лиловая пижама», «щебечущая красота» ассоциативно связывают её с образом канарейки – символом мещанства, вызывающим осуждение. Это протест автора против равнодушия, против душевной чёрствости, против мещански-комнатной замкнутости в себе и обывательского отношения к жизни. Такие люди при первой же жизненной трудности (грозе) спасуют, не окажут помощи ближнему. Почти то же самое можно отнести и к «молодому режиссёру»: он ещё молод, но какое самодовольство, какая уверенность в себе чувствуется в нём, самовлюблённость, небрежность по отношению ко всем и ко всему. В нём нет ни капли естественности, всё в нём наносное, ненастоящее: «Какое славное название «Синезёрки»… Синие озёра! Это интересно…, «но по его лицу лесничий понял, что это ему совсем не интересно» – доказательство того, что для режиссёра превыше всего внешний эффект, внешний блеск. На большее он не способен. Если читатель в «грозовом небе» уже чувствует надвигающуюся опасность, режиссёр лишь восклицает: «Какая гроза! Как здорово сделано! – повторил он, всматриваясь в грозовое небо с таким видом, будто оно было театральной декорацией». Таков и его взгляд на жизнь, на людей. «Развалясь на диване, засунув бледные руки в карманы тончайших брюк, режиссёр курил папиросы «Элит» и ничуть не заботился о том, что его расстёгнутый пиджак мнётся, а табачный пепел осыпает завязанный узлом ослепительный галстук». В минуты приближающейся опасности эта только внешне блестящая масса «ослепительных галстуков», «лиловых пижам» и др., для которых характерны во всём «вольность», «небрежность», «подчёркнутая вежливость», ничуть не заботится не только о своей одежде, но вообще ни о чём и ни о ком. И не только до лесничего им «нет никакого дела», но и до судьбы ближних, до судьбы земли. Они «попутчики» не только в поезде, но и в жизни, что самое страшное.

Зато с каким уважением описывает Паустовский Петра Матвеевича! «Лесничий», «лесовик», «чёртов провинциал» – вот его самооценка. Он скромен, его смущают разговоры о «портье» и «линкольнах», но зато он (а не режиссёр! Не представители «элиты»!) цитирует Лукреция, он – хозяин на своей земле, он всё знает о ней (Это дикие голуби!.). Он бережёт не свой «единственный серый костюм», он бережёт всю Землю – такие люди, как он, приумножают её богатства. Именно он спасёт лес, именно он поможет Наташе стать настоящим человеком. Таков же образ Василия, старого деда, который и в старости не хочет жить спокойно. Интересная аналогия – старый чёлн заставляет деда Василия задумываться о том, что он ещё должен быть полезен людям, и в свою очередь дед Василий призывает Петра Матвеевича исполнить свой долг перед людьми, перед лесом. Они оба близки к природе, так же естественны и мудры. Такие люди – «цвет страны и её опора».

Вернёмся к началу рассказа. Тишина («стало слышно, как гудит шмель», «сонный голос», «поезд остановился», но вдруг картина меняется – «от высокой насыпи до самого горизонта тянулся лес (открытое пространство, бескрайность). Над ним, закрывая половину неба, стояла глухая туча…», «стаи белых птиц метались…». Чувствуется приближение грозы, и вот, действительно, «громыхнул гром». В природе разразилась гроза («Какая гроза!»). Значит, что-то должно произойти и в человеческих отношениях. И не туча нависла над лесом, а беда, опасность, угроза гибели. В сильнейшем описании грозы мы видим всю масштабность этой беды и опасности. Лес, на который раньше дед Василий не мог насмотреться, вдруг становится «мёртвым», «руками цепляется за край неба», как бы моля «о помощи». Лес олицетворяется с человеком, простирающим руки к небу в минуты опасности. Интересно проследить описание леса по ходу всего повествования. Вот над ним нависла беда, и мы видим «мёртвый лес», потом идёт воспоминание о молодом лесе. Гимном лесу и всей заповедной сторонушке можно воспринимать слова деда Василия: «Лес мы с тобой, Петр Матвев, какой насадили! Сосна к сосне, как красавицы сестры. Ей-богу, верь не верь, а я как войду в него, шапку скину и стою как беспамятный: до чего хорош лес! В конце рассказа, когда становится ясно, что лес будет спасён, погода установилась. Всё будет хорошо, если за дело взялись люди, способные любить и ценить родную землю: «Сторонушка наша заповедная! Леса эти завалились до самого края земли, нету их лучше на свете»». Очень важны слова деда Василия о совести, об ответственности человека перед природой, перед лесом, которому человек дал жизнь.

Для выявления второго плана (подтекста) важно выявить значение оппозиции (сопоставление и противопоставление), что мы и пытались сделать. Образ леса – это сопоставление со всей страной, это основа жизни. Лесничий и дед Василий – настоящие хозяева страны, хозяева жизни. Противопоставляются образы персонажей (настоящих хозяев жизни и «попутчиков», лесничего, лесного объездчика и «нового лесовода»), противопоставляются их отношение к жизни, мера их ответственности за судьбу земли, судьбу страны. Образ леса сопоставляется в разных временных планах, старый дед Василий – со старым челном.

В рассказе К. Г. Паустовского, как и в любом художественном произведении, в создании контекста большую роль играют опорные, ключевые слова, которые в тексте принимают доминирующую внутреннюю форму, а остальные языковые средства связаны с ними по смыслу и грамматически, чем способствуют формированию или созданию внутренней формы произведения. В данном рассказе, вероятно, такими словами являются лес(а), лесничий, лесовик, лесовод, лесной объездчик, перелески, лесной (заповедный) край (сторонушка), польза, полезность, совесть и др. Для глубины раскрытия характеров персонажей и изображения картин природы автором мастерски используются лексические повторы. Очень ярко даны речевые характеристики героев, особенно деда Василия. В рассказе в основном используются два типа текста: повествование и описание, но встречается и рассуждение.

Небольшое по объёму произведение ещё долго «не отпускает» читателя, заставляя размышлять над прочитанным, думая о мере своей ответственности за собственную судьбу и судьбу родного края, своей «заповедной сторонушки» и всей страны.

© Copyright: Татьяна Роот Чемезова, 2022

18.06.2022 16:49


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!