На прошлой неделе на концерте в старинном лондонском Wigmor Hall стартовала стипендиальная программа, цель которой — способствовать более углубленному изучению музыки периода Холокоста.
Программа ORT Marks Fellowship субсидирует исследования в области изучения музыки периода Холокоста, которые не только внесут вклад в развитие созданного Всемирным ОРТ веб-ресурса «Музыка периода Холокоста», но и будут представлены в образовательных программах школ и колледжей.
«Это самый разумный и безопасный способ продолжить начатое на сайте «Музыка периода Холокоста», - заявил Клайв Маркс, филантроп, член ордена Британской Империи. «Наилучшее применение новой стипендии – это поддержка энтузиазма молодых ученых. Их вклад в развитие сайта будет невероятно значимым и многие годы спустя».
Труди Голд, главный редактор образовательного ресурса «Понимание Холокоста» (Understanding the Holocaust), в прошлом директор лондонского еврейского культурного центра, представила эту инициативу в камерном зале Wigmor Hall.
Криштоф Хорцельски и многие другие артисты в этот день работали бесплатно
Доцент кафедры исторических наук университета Саутгемптона Ширли Гилберт выступила перед слушателями: «Архивы «Музыка периода Холокоста» очень велики и продолжают увеличиваться благодаря инициативам, подобным этой стипендии. Следующая, возможно даже более важная задача, заключается в том, чтобы продолжать восстанавливать этот музыкальный мир и представить его широкой публике (на акциях в честь Дней памяти, в выступлениях хоров, во время школьных занятий). Это своего рода способ дать жертвам возможность поведать свою историю через музыку, позволить композициям стать памятниками разрушенных жизней».
Г-н Маркс, человек, который в течение сорока лет читал лекции по музыке Третьего Рейха и 15 лет заведовал Музыкальной школой в Лондоне (Университета Западного Лондона), теперь является идейным вдохновителем ресурса Всемирного ОРТ «Музыка периода Холокоста». Д-р Гилберт, автор признанной критиками книги «Музыка Холокоста: сопротивление в нацистских гетто и лагерях», отвечает за контент сайта. С момента появления сайта в 2008 году, оно увеличилось более чем в два раза, намного превзойдя ресурсы, предлагаемые по данной тематике в "Яд Вашем" и Мемориальном музее Холокоста США. Средняя посещаемость сайта - 16.000 просмотров в месяц, что делает его «одним из наиболее выдающихся источников информации о музыке времен Холокоста» по мнению д-ра Лоуренс Шерр, преподавателя музыки государственного университет Кеннесо.
Джемма Роузфилд (виолончель) «Музыка самоценна»
Концерт в Wigmor Hall представил публике необыкновенные музыкальные произведения. Прозвучали известные композиции, такие как «Партизанская песня» Дмитрия Покрасса, и некоторые вновь открытые и впервые исполняемые в Великобритании произведения. Большинство композиторов погибли в войну. «Интересно, каким бы был мир музыки XX века, если бы подающие большие надежды молодые композиторы выжили», - размышляет д-р Гилберт.
Фрагменты выступлений отдельных артистов будут транслироваться на радио BBC Radio 3 после традиционного “Radio 3 in Concert” на неделе перед Днем памяти жертв Холокоста (27 января). В воскресной рубрике радиостанции, посвященной Дню памяти, выступит д-р Гилберт и также прозвучат некоторые композиции концерта.
Уровень музыки, наравне с важностью темы побудили известную виолончелистку Джемму Роузфилд принять участие в концерте.
«Эта тема мне очень близка – я писала дипломную работу о музыке Терезиенштадта. Во время войны моя семья находилась в Польше. Музыка – моя страсть. Она самоценна, не зависит от тяжелых обстоятельств, в которых была написана; несмотря ни на что — это великая музыка», - сказала мисс Роузфилд. «Удивительно, как совсем недавно открытые малоизвестные композиции, которые мы исполнили, становятся частью репертуара камерной музыки».