Со звуками, с музыкой связаны все явления окружающего мира. И надо ли удивляться тому, что музыка может оказывать разнообразное влияние на человека: она может радовать и печалить, возбуждать и успокаивать, повышать работоспособность и создавать фон для отдыха. Музыка окружает нас повседневно: вместе с радио, телевидением, магнитофонами она вошла буквально в каждый дом.
И в этих условиях очень важно, чтобы человек овладел культурой восприятия музыки, умел регулировать её «дозы».
Плохо, когда музыка звучит непрерывно с утра до ночи. Звуковая мощь современной электромузыкальной техники во много раз превосходит уровень, безвредный для человеческого организма, а изобилие звуковоспроизводящей аппаратуры сегодня зачастую приводит к тому, что музыка из великого блага превращается в огромное зло.
Установлено, что звуки воспринимает не только орган слуха, но и вся поверхность тела, причём нет способов, позволяющих полностью блокировать этот раздражитель. Так что все находящиеся в доме (а часто и соседи) волей неволей вынуждены окунаться в звуковую стихию.
Музыка превращается в каскад звуков, шумовой фон, далеко не безразличный для организма.
Особенно неблагоприятно действует навязчиво громкая, ритмически подчёркнутая музыка на маленьких детей и пожилых людей.
Ребёнок первых лет жизни реагирует на громкую музыку общим возбуждением, учащением сердцебиения, дыхания.
У пожилых людей, страдающих атеросклерозом, гипертонической болезнью, она может вызвать раздражительность, приступы головной боли, способствовать повышению артериального давления. Рок-музыка, воздействуя ультра и инфразвуками, которые мы не слышим, но которые «слышат» все наши органы, способна разрушать мозг.
Какая же музыка нужна в доме? Конечно, многое зависит от вкусов, от музыкальной подготовленности, индивидуальных особенностей. Приобщение к музыке должно начинаться с детства. Ведь каждого ребёнка необходимо научить любить и понимать музыку.
Врачи и музыковеды не без оснований встревожены тем, что зачастую первые мелодии, которые слышит и к которым привыкает ребёнок – это грохочущие шквалы современных эстрадных шлягеров, а не мамина колыбельная, не прекрасная классика. Ведь даже спокойную мелодичную музыку ребёнок должен слушать не более получаса. Конечно, если вы просто усадите малыша и скажете: слушай! – то он вряд ли будет на это способен. Но пока он играет с игрушками, складывает кубики, лепит, рисует, поставьте ему пластинку, или включите магнитофон с подходящей записью.
Музыка, как, пожалуй, никакое другое из искусств, может влиять на
настроение, создавать его. Кстати, классической называется такая музыка, которая уже десятилетия и века оздоравливает человеческий дух, душу, а значит, и тело.
Музыка утешает, как надпись на кольце Соломона: «Это пройдёт». Она дарит мужество и веселит до того, что хочется танцевать. Все музыкальные произведения можно условно разделить на активизирующие, тонизирующие и расслабляющие, успокаивающие.
Велика потребность в музыке, когда настроение праздничное, когда хочется усилить общий подъём, создать атмосферу большой торжественности, приподнятости.
Но музыка может нам помочь и в минуты печали, волнения, тревоги. Для профилактики утомляемости необходимо слушать «Утро» Грига, романс «Вечерний звон», «Времена года» Чайковского. Полное расслабление вы можете получить от «Романса» Шостаковича из к/ф. «Овод», «Романса» Свиридова из музыки к повести Пушкина «Метель».
Нормализуют кровяное давление и сердечную деятельность «Свадебный марш» Мендельсона, снимает головную боль и невроз прослушивание знаменитого «Полонеза» Огинского. Язва желудка исчезает при прослушивании «Вальса цветов» Чайковского, «Соната № 7» Бетховена излечивает от гастрита, а музыка Моцарта способствует развитию умственных способностей у детей.