СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Исследовательскую работу с младшими школьниками я начала в 1984 году. За период многолетней педагогической деятельности я изучила, осмыслила сотни методических статей, пособий, книг педагогов-новаторов. Отобрала, на мой взгляд, самые оптимальные методы и формы работы с учетом возможностей и психологических особенностей младших школьников. В своей работе я руководствуюсь изречением Сократа: «Не насиловать душу ученика, а вести его за собой, давать ему делать свои робкие шаги».
Главная цель моей педагогической деятельности всестороннее развитие личности каждого ученика.
Основные задачи:
- дать учащимся прочные и глубокие знания по предметам;
- содействовать творческому развитию каждого ученика, как на уроке, так и вне урока;
- вызвать у ребенка интерес к знаниям, научить его иметь собственное мнение;
- воспитывать у детей любознательность, самостоятельность, честность, личную инициативу;
- воспитывать милосердие и доброжелательность к родным и близким, товарищам, любовь к своей Отчизне;
- добиваться того, чтобы каждый ученик чувствовал себя равноправным членом коллектива, был активным, общительным, разделял с учителем ответственность за качество знаний, умений, уровень овладения нравственно-этическими нормами.
Взаимоотношения с учащимися я строю на основе демократии и дисциплины. Это значит, что авторитет учителя завоевывается через выработку педагогического мастерства, преодоление себя, нравственное самосовершенствование. Демократические взаимоотношения не исключают педагогику сотрудничества между мною и учеником, основанную на справедливости, уважении к личности ученика. Стиль взаимоотношений с учащимися оптимистический, способствующий целенаправленной, творческой деятельности с использованием методов контроля, анализа и оценки результатов.
Важно не только развивать интерес детей к знаниям, но и научить их добывать эти знания самостоятельно в тех областях науки и культуры, которыми интересуется сам ученик. Для реализации этих задач выявляю индивидуальные особенности (склонности, интересы, способности) каждого ученика, а также стиль воспитания детей в семье. Каждого ученика включаю в разнообразные виды деятельности: учебную, познавательную, исследовательскую, оздоровительную, эстетическую. Оценивая знания и умения учащихся, и их учу этому, стараюсь быть объективной в оценке поведения учащихся. Систематически анализирую свою работу: что
получается, что нет, почему? Регулярно информирую учащихся и родителей об итогах (удачах и неудачах) в учебно-воспитательном процессе.
Работу с детьми разделяю на два периода. На первом этапе выявляю уровень развития шести-семилетних детей, знания, мышление, культура поведения. На втором этапе анализирую развитие школьников в процессе трех-четырех лет обучения. На основании этого подвожу итоги начального образования, наблюдаю за началом учебы в среднем звене.
Несколько примеров из первого периода обучения.
Общее впечатление о подготовленности детей к школе – отсутствие всякой системы в подготовке учащихся к обучению. Буквы знают все, но каждый по-своему: 20% детей могли писать печатными буквами; 15% не могли написать свою фамилию. Только пятеро учащихся могли определить время, и т.д.
Но всех детей объединяло одно общее – их жизнерадостность, рискованность, желание петь, танцевать, играть. Именно эти способности детей я и взяла за основу своей работы, чтобы нести эту радость дальше, переводя её в другое качество – в познание мира, открытие новых человеческих отношений.
Уровень подготовленности учеников |
На начало обучения, 2004 |
На конец начального образования, 2008 |
Результаты окончания V класса, 2009 |
Учащиеся, которые настойчиво овладевают знаниями |
57,6 |
55 |
55 |
Учащиеся, которые требуют помощи учителя, хотят учиться |
19,2 |
17 |
18 |
Учащиеся, которые ленивы, безответственны |
25,6 |
22 |
23 |
Отлично воспитаны, соблюдают дисциплину |
57,6 |
59 |
58 |
Хорошее поведение, но требуют помощи и индивидуальной работы со стороны учителя |
12,8 |
10 |
11 |
Учащиеся, которые не умеют владеть собой |
25,6 |
22 |
23 |
Для получения основ знаний по предметам использовались таблицы-опоры: «Правила чтения», «Правила чистописания», «Как учить
стихотворение», «Фонетический разбор», «Как надо читать», «Как решать задачу», «Как списывать текст», «Как писать под диктовку» и т.д. для освоения основ этики и культуры поведения также применялась целая серия таблиц. Например, «Единые требования на уроке, перемене, вне школы, дома», «Волшебные слова», «Умей слушать и слышать», «Как быть внимательным», «Что такое собственное достоинство», «Воспитай себя сам», «Учись управлять собой», «Твои манеры» и др.
С каждым годом обучения таблицы-опоры обновляются, появляются новые. Например, в 3 классе появились такие опорные таблицы как «Собеседник хорош тот, кто умеет слушать», «Внимание – сосредоточение мыслей, зрения или слуха на чем-нибудь», «Моя фантазия», «Хочу быть грамотным», «Учимся писать сочинения», «Контролирую свои знания и поведение» и т.д.
Для родителей были приготовлены таблицы-опоры «Что должны знать учащиеся по предметам на конец учебного года», «Контрольные работы учащихся – результаты систематической работы ученика», «Знаете ли вы своего ребенка» и т.д.
Выбор методов, форм обучения, развития и воспитания учащихся преимущественно зависит от уровня профессионализма учителя. Основными методами моей работы с учащимися являются: наблюдение за учащимися; беседы на различные темы; анкетирование; контроль и самоконтроль; анализ и самоанализ; самостоятельная и творческая работа учащихся; взаимодействие обучения и воспитания; общение через конкретные темы; непрерывность образования на уроке и вне его; непрерывность проверки достигнутых результатов.
Беседы о милосердии, добре помогают воспитать в каждом готовность помочь кому-то, простить кого-то. Нет на свете высшей ценности, чем взаимопонимание, дружба и любовь между живущими рядом людьми. Вот некоторые ответы младших школьников на вопрос: Что такое милосердие? «Когда у человека добрая душа»; «Когда человек к человеку относится мило»; «Когда делаешь больше добра, то получишь его обратно»; «Когда кого-то жалко».
Внеклассная воспитательная работа с учащимися осуществляется с в следующих основных формах: кружки «Эрудит», «Детская риторика»; классные часы, традиционные «Дни рождений», «Дни поэзии», «День памяти» (9 мая); торжество в честь окончания учебного года; через стенные газеты: «Что снится нам под Новый Год?», «Дерево желаний», «Наши любимые мамы бабушки», «Навстречу летним каникулам» и др.
И, конечно проводим такие праздники, как День защитника Отечества, 8 Марта и др. часто используем форму театрализации – это постановки спектаклей, танцы и песни, ансамбли и хороводы.
Элементы самоуправления реализуются при выполнении должностей старосты класса, дежурных, цветоводов, помощников учителя по учебе. У каждого ученика есть свои обязанности.
В оформлении кабинета-класса использована композиция, которая отражает все основные направления концепции: обучение, развитие и воспитание, оздоровительная деятельность, работа с родителями.
Бывшие шестилетки закончили начальную школу. Моя работа с ними завершена. Они продолжают учиться, взрослеют. Желаю им счастья, успехов, здоровья. Надеюсь, что наша совместная деятельность помогла им выработать свое «я», что проявляется в отношении к себе, товарищам, жизни, природе. А главное – у каждого ребенка появилось чувство собственного достоинства.
Невозможно заставить каждого ученика хорошо учиться и быть воспитанным. Но для этого ученику нужна цель, ради которой он учится и старается стать Человеком. В этом ему помогает учитель.
Давняя история: при переходе учащихся из IV в V класс у большинства из них снижается успеваемость по математике. Кто виноват в этом?
Наблюдая эту неприглядную ситуацию более 20 лет, прихожу к выводу, что виноваты, разумеется не по злому умыслу, два человека: учитель начальных классов и учитель математики, принимающий V класс. Разумеется, не снимается вина с авторов учебников и составителей программ по математике.
В чем же проявляются ошибки учителей и как их избежать? Попробуем дать ответ на эти трудные вопросы.
Некоторые учителя не осознают того, что нельзя подходить к ученику с одной меркой в течение четырех лет его обучения. В процессе роста ученика надо не только (и не только) довольствоваться повторением им того, что сказал учитель, а пробуждать его интерес, инициативу.
Каждый учитель начальных классов должен свободно уметь выполнять задания из учебников математики для V и VI классов (это в основном курс арифметики), с тем чтобы видеть, куда он ведет своих питомцев.
Учитель IV класса должен иметь учебник и V класса и по мере изучения материала предлагать примеры и задачи из раздела «Повторение изученного».
Учитель математики, который будет в следующем году принимать V класс, должен заблаговременно просмотреть программу и учебник IV класса. Для этого администрация школы в начале учебного года должна определить, кто из математиков в следующем году будет вести V класс.
Между учителем IV класса и будущим учителем математики V класса должны быть с начала учебного года установлены тесные взаимоотношения, добровольная (без приказа директора) деловая связь. Содержание этой связи примерно может быть выражено так:
1) по договоренности практиковать посещение уроков математики IV-V классов (3-4 раза в месяц). Что это даст? Будущий учитель математики V класса в течение учебного года достаточно хорошо узнает каждого ученика класса, а учитель IV класса познакомиться с методикой проведения уроков специалистом-математиком. При этом каждый выскажет свое мнение об уроке коллеги (разумеется в дружеской форме и без «протокола»);
Что должны знать и уметь выпускники IV класса по математике, чтобы без особых затруднений с первых дней начать учебу в V классе, чтобы избежать указанных в заголовке статьи «ножниц»?
264+692=264+(692+8)=264-8+700=956
994+853=(994+6)+(853-6)=1 000+847=1 847
328+875+1 203
214*7=(200+14)*7=1 400+98=1 498
236*5=236*10/2=2 360/2 =1 180
548*25=548*100/4=54800/4=13 700
35*35=1 225
75*75=5 625
472*9=4 720-472=4 248
37*99=3 700-37=3 663
54*999=5 400-54=5 346
28*3=84
68/17=4
57+29=86
© 2015, Джагалинова Татьяна Николаевна 840