СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Моя педагогическая деятельность

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательскую работу с младшими школьниками я начала в 1984 году. За период многолетней педагогической деятельности я изучила, осмыслила сотни методических статей, пособий, книг педагогов-новаторов. Отобрала, на мой взгляд, самые оптимальные методы и формы работы с учетом возможностей и психологических особенностей младших школьников. В своей работе я руководствуюсь изречением Сократа: «Не насиловать душу ученика, а вести его за собой, давать ему делать свои робкие шаги».

Главная цель моей педагогической деятельности всестороннее развитие личности каждого ученика.

Основные задачи:

- дать учащимся прочные и глубокие знания по предметам;

- содействовать творческому развитию каждого ученика, как на уроке, так и вне урока;

- вызвать у ребенка интерес к знаниям, научить его иметь собственное мнение;

- воспитывать у детей любознательность, самостоятельность, честность, личную инициативу;

- воспитывать милосердие и доброжелательность к родным и близким, товарищам, любовь к своей Отчизне;

- добиваться того, чтобы каждый ученик чувствовал себя равноправным членом коллектива, был активным, общительным, разделял с учителем ответственность за качество знаний, умений, уровень овладения нравственно-этическими нормами.

Взаимоотношения с учащимися я строю на основе демократии и дисциплины. Это значит, что авторитет учителя завоевывается через выработку педагогического мастерства, преодоление себя, нравственное самосовершенствование. Демократические взаимоотношения не исключают педагогику сотрудничества между мною и учеником, основанную на справедливости, уважении к личности ученика. Стиль взаимоотношений с учащимися оптимистический, способствующий целенаправленной, творческой деятельности с использованием методов контроля, анализа и оценки результатов.

Важно не только развивать интерес детей к знаниям, но и научить их добывать эти знания самостоятельно в тех областях науки и культуры, которыми интересуется сам ученик. Для реализации этих задач выявляю индивидуальные особенности (склонности, интересы, способности) каждого ученика, а также стиль воспитания детей в семье. Каждого ученика включаю в разнообразные виды деятельности: учебную, познавательную, исследовательскую, оздоровительную, эстетическую. Оценивая знания и умения учащихся, и их учу этому, стараюсь быть объективной в оценке поведения учащихся. Систематически анализирую свою работу: что

получается, что нет, почему? Регулярно информирую учащихся и родителей об итогах (удачах и неудачах) в учебно-воспитательном процессе.

Работу с детьми разделяю на два периода. На первом этапе выявляю уровень развития шести-семилетних детей, знания, мышление, культура поведения. На втором этапе анализирую развитие школьников в процессе трех-четырех лет обучения. На основании этого подвожу итоги начального образования, наблюдаю за началом учебы в среднем звене.

Несколько примеров из первого периода обучения.

Общее впечатление о подготовленности детей к школе – отсутствие всякой системы в подготовке учащихся к обучению. Буквы знают все, но каждый по-своему: 20% детей могли писать печатными буквами; 15% не могли написать свою фамилию. Только пятеро учащихся могли определить время, и т.д.

Но всех детей объединяло одно общее – их жизнерадостность, рискованность, желание петь, танцевать, играть. Именно эти способности детей я и взяла за основу своей работы, чтобы нести эту радость дальше, переводя её в другое качество – в познание мира, открытие новых человеческих отношений.

Уровень подготовленности учеников

На начало обучения, 2004

На конец начального образования, 2008

Результаты окончания V класса,

2009

Учащиеся, которые настойчиво овладевают знаниями

57,6

55

55

Учащиеся, которые требуют помощи учителя, хотят учиться

19,2

17

18

Учащиеся, которые ленивы, безответственны

25,6

22

23

Отлично воспитаны, соблюдают дисциплину

57,6

59

58

Хорошее поведение, но требуют помощи и индивидуальной работы со стороны учителя

12,8

10

11

Учащиеся, которые не умеют владеть собой

25,6

22

23

Для получения основ знаний по предметам использовались таблицы-опоры: «Правила чтения», «Правила чистописания», «Как учить

стихотворение», «Фонетический разбор», «Как надо читать», «Как решать задачу», «Как списывать текст», «Как писать под диктовку» и т.д. для освоения основ этики и культуры поведения также применялась целая серия таблиц. Например, «Единые требования на уроке, перемене, вне школы, дома», «Волшебные слова», «Умей слушать и слышать», «Как быть внимательным», «Что такое собственное достоинство», «Воспитай себя сам», «Учись управлять собой», «Твои манеры» и др.

С каждым годом обучения таблицы-опоры обновляются, появляются новые. Например, в 3 классе появились такие опорные таблицы как «Собеседник хорош тот, кто умеет слушать», «Внимание – сосредоточение мыслей, зрения или слуха на чем-нибудь», «Моя фантазия», «Хочу быть грамотным», «Учимся писать сочинения», «Контролирую свои знания и поведение» и т.д.

Для родителей были приготовлены таблицы-опоры «Что должны знать учащиеся по предметам на конец учебного года», «Контрольные работы учащихся – результаты систематической работы ученика», «Знаете ли вы своего ребенка» и т.д.

Выбор методов, форм обучения, развития и воспитания учащихся преимущественно зависит от уровня профессионализма учителя. Основными методами моей работы с учащимися являются: наблюдение за учащимися; беседы на различные темы; анкетирование; контроль и самоконтроль; анализ и самоанализ; самостоятельная и творческая работа учащихся; взаимодействие обучения и воспитания; общение через конкретные темы; непрерывность образования на уроке и вне его; непрерывность проверки достигнутых результатов.

Беседы о милосердии, добре помогают воспитать в каждом готовность помочь кому-то, простить кого-то. Нет на свете высшей ценности, чем взаимопонимание, дружба и любовь между живущими рядом людьми. Вот некоторые ответы младших школьников на вопрос: Что такое милосердие? «Когда у человека добрая душа»; «Когда человек к человеку относится мило»; «Когда делаешь больше добра, то получишь его обратно»; «Когда кого-то жалко».

Внеклассная воспитательная работа с учащимися осуществляется с в следующих основных формах: кружки «Эрудит», «Детская риторика»; классные часы, традиционные «Дни рождений», «Дни поэзии», «День памяти» (9 мая); торжество в честь окончания учебного года; через стенные газеты: «Что снится нам под Новый Год?», «Дерево желаний», «Наши любимые мамы бабушки», «Навстречу летним каникулам» и др.

И, конечно проводим такие праздники, как День защитника Отечества, 8 Марта и др. часто используем форму театрализации – это постановки спектаклей, танцы и песни, ансамбли и хороводы.

Элементы самоуправления реализуются при выполнении должностей старосты класса, дежурных, цветоводов, помощников учителя по учебе. У каждого ученика есть свои обязанности.

В оформлении кабинета-класса использована композиция, которая отражает все основные направления концепции: обучение, развитие и воспитание, оздоровительная деятельность, работа с родителями.

Бывшие шестилетки закончили начальную школу. Моя работа с ними завершена. Они продолжают учиться, взрослеют. Желаю им счастья, успехов, здоровья. Надеюсь, что наша совместная деятельность помогла им выработать свое «я», что проявляется в отношении к себе, товарищам, жизни, природе. А главное – у каждого ребенка появилось чувство собственного достоинства.

Невозможно заставить каждого ученика хорошо учиться и быть воспитанным. Но для этого ученику нужна цель, ради которой он учится и старается стать Человеком. В этом ему помогает учитель.

Давняя история: при переходе учащихся из IV в V класс у большинства из них снижается успеваемость по математике. Кто виноват в этом?

Наблюдая эту неприглядную ситуацию более 20 лет, прихожу к выводу, что виноваты, разумеется не по злому умыслу, два человека: учитель начальных классов и учитель математики, принимающий V класс. Разумеется, не снимается вина с авторов учебников и составителей программ по математике.

В чем же проявляются ошибки учителей и как их избежать? Попробуем дать ответ на эти трудные вопросы.

Некоторые учителя не осознают того, что нельзя подходить к ученику с одной меркой в течение четырех лет его обучения. В процессе роста ученика надо не только (и не только) довольствоваться повторением им того, что сказал учитель, а пробуждать его интерес, инициативу.

Каждый учитель начальных классов должен свободно уметь выполнять задания из учебников математики для V и VI классов (это в основном курс арифметики), с тем чтобы видеть, куда он ведет своих питомцев.

Учитель IV класса должен иметь учебник и V класса и по мере изучения материала предлагать примеры и задачи из раздела «Повторение изученного».

Учитель математики, который будет в следующем году принимать V класс, должен заблаговременно просмотреть программу и учебник IV класса. Для этого администрация школы в начале учебного года должна определить, кто из математиков в следующем году будет вести V класс.

Между учителем IV класса и будущим учителем математики V класса должны быть с начала учебного года установлены тесные взаимоотношения, добровольная (без приказа директора) деловая связь. Содержание этой связи примерно может быть выражено так:

1) по договоренности практиковать посещение уроков математики IV-V классов (3-4 раза в месяц). Что это даст? Будущий учитель математики V класса в течение учебного года достаточно хорошо узнает каждого ученика класса, а учитель IV класса познакомиться с методикой проведения уроков специалистом-математиком. При этом каждый выскажет свое мнение об уроке коллеги (разумеется в дружеской форме и без «протокола»);

  1. учителю математики во втором полугодии провести несколько уроков в IV классе в присутствии учителя начальной школы;
  2. полугодовые и годовую контрольные в IV классе желательно составлять и практиковать вместе с учителем V класса.

Что должны знать и уметь выпускники IV класса по математике, чтобы без особых затруднений с первых дней начать учебу в V классе, чтобы избежать указанных в заголовке статьи «ножниц»?

  1. Все до единого ученики IV класса должны безукоризненно знать таблицу умножения и уметь находить частное с помощью таблицы автоматически.
  2. Уметь безошибочно производить четыре математических действия с натуральными числами и грамотно использовать знание порядка действий в комбинированных примерах.
  3. Желательно расширить представления учащихся о вычислительных приемах, предлагая им в начальных классах с этой целью следующие задания:
  1. Способы быстрого сложения и вычитания натуральных чисел в примерах вида:

264+692=264+(692+8)=264-8+700=956

994+853=(994+6)+(853-6)=1 000+847=1 847

  1. Сложение многозначных чисел в строку («с конца»)

328+875+1 203

  1. Способы быстрого умножения натуральных чисел в примерах вида:

214*7=(200+14)*7=1 400+98=1 498

  1. Умножение чисел на 5, на 25, на 125

236*5=236*10/2=2 360/2 =1 180

548*25=548*100/4=54800/4=13 700

  1. Умножение одинаковых двузначных чисел, оканчивающихся на 5:

35*35=1 225

75*75=5 625

  1. Умножение на 9,99,999:

472*9=4 720-472=4 248

37*99=3 700-37=3 663

54*999=5 400-54=5 346

  1. Уметь быстро производить все действия с числами в пределах 100, например:

28*3=84

68/17=4

57+29=86

  1. Уметь решать основные типы задач из курса 4 класса с записью вопросов к задаче.
  2. Знать метрические соотношения между единицами длины, площади, объема, массы.
  3. Уметь решать задачи на смекалку, сообразительность.
22.08.2015 17:51


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!