СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Модернизация образования и курс «Основы православной культуры».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Православие, то есть форма исповедания

ХРИСТА, есть начало нравственности и совести

нашей, а стало быть, общественной силы, науки, всего.

Ф.М.Достоевский

 

Семья, школа и духовно-нравственное состояние общественной жизни – вот очевидные приоритеты для государства и Церкви, поле для активного нашего сотрудничества.

Святейший Патриарх Алексий

 

  В связи с ускорением темпов развития общества, повсеместной информатизации среды изменились требования к выпускнику. Прежние методы, формы и средства обучения устаревают. Образование, ориентированное только на получение знаний, не оправдывает себя. Чтобы адаптироваться в современной среде, будущий профессионал должен владеть современными технологиями, обладать стремлением к самообразованию, уметь сотрудничать,  ориентироваться в потоке информации, быть инициативным, гибким, иметь твердую жизненную позицию (5).

 

  В рамках реализуемого Министерством образования РФ проекта «Стандарт общего образования»  ведется разработка методологических оснований образовательных стандартов, а также самих стандартов. Все наше общество заинтересовано в том, чтобы  в школах дети получали не только достойные знания, но и реальное представления о  мире. Учеными-педагогами  вводится в нормативную и практическую составляющую образования понятие ключевых компетенций, которое поможет решить проблему, типичную для российской школы: ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но не могут их применить.

 

  Авторы «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», анализируя мировую образовательную практику последних лет, утверждают, что понятие «ключевые компетенции» является центральным для научно-методологических оснований модернизации, обладает интегративной природой, объединяет знание, навыковую и интеллектуальную составляющую                              образования (4).

 

По мнению А.В. Хуторского (докт. пед. наук, академик международной педагогической академии Москвы),  понятие ключевых   компетенции включает совокупность смысловых ориентаций, знаний умений, опыта деятельности учащегося (7,С.2).

 Учеными Международной педагогической академии  выработано определение компетенций, дана их классификация, разработана технология ключевых компетенций и образовательных стандартов на практике.  Термин «компетенция» применительно к образовательной области понимается как отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовки ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере. Компетентность – это владение, обладание учеником  соответствующей компетенцией, включая его личностное отношений к ней и предмету деятельности. (7,С.2)

 

  Компетентностное обучение является перспективным еще и потому, что при таком подходе учебная деятельность приобретает исследовательский и практико-ориентированный характер  и  сама становится предметом усвоения. Как отмечает В.А. Болотов, В.В.Сериков, «компетентность, выступая результатом обучения, не прямо вытекает из него, а является следствием саморазвития индивида, обобщения личностного и деятельностного опыта»(2). Таким образом, ценность компетентостного обучения определяется ориентацией на личностное становление ученика.

 

    Определяются следующие группы ключевых компетенций: ценностно-смысловые, общекультурные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые,  компетенции личностного самосовершенствования.

Выделение ключевых компетенций определяется  главными целями общего образования,  представлением о структуре социального опыта и опыта личности, а также представлением об основных видах деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе (7,С.6).

Обладать опытом, способностью действовать в ситуации неопределенности – именно эти качества и дадут возможность сформировать у выпускника компетентностный подход, реализуемый на уроке учителем (3).

 

 Одним из перспективных направлений  в решении данных задач является осуществление компетентностного подхода не только путем изменения форм и методов обучения, но и введением в школьную практику новых предметов, помогающих сформировать компетентность.

 Поскольку  общепредметное содержание образования  включает и общекультурные знания о действительности, поэтому в современной школе должен повыситься интерес  к культурологическим  дисциплинам.  Предмет «Православная культура» интегрирует в себе теологические, исторические, гуманитарные знания и имеет исключительные возможности для решения образовательных и воспитательных задач. Материал для уроков курса выбран с учетом его нравственной значимости. При изучении данного курса «закладывается фундамент духовно-нравственных представлений об окружающей жизни на основе культурологических знаний о православной культуре в контексте ценностей детского мира» (9,C.10).

Интеграция в систему образования ценностей российской культуры, которые являются основным предметом содержания курса «Основы православной культуры»,  не только не противоречит концепции модернизации российского образования, но и согласуется по всем основным направлениям и в формировании ключевых компетенций  может сыграть ведущую роль. Преподавание в светских школах предметов культурологического цикла должно сопровождаться углублением всего процесса обучения.

Курс «Православная культура» как предмет гармонично сочетает элементы нравственной, религиозной и эстетической культуры и ориентировано, в первую очередь, как и компетентностное обучение, на становление личности.

Так как одним из ведущих общих принципов курса является личностно-ориентированный подход, должна быть решена важная для современной педагогики задача обеспечения личностного отношенные к видам деятельности, с которыми учащиеся будут знакомиться.

 Формирование личностных качеств осуществляется путем передачи знаний из области православной культурной традиции. Знакомство с православной культурой позволит развивать у  детей способность к сопереживанию как основе взаимопонимания и обеспечить навыки жизни и практической деятельности, гармоничное развитие образного и логического мышления, что поможет осуществить все виды деятельности, необходимые для жизни в современном мире, проводить личностно-ориентированное воспитывающее компетентостное обучение.

 

 Ценностно-смысловые компетенции  связаны с ценностными ориентирами ученика, с его способностью видеть и понимать окружающий мир, осознавать свою роль и предназначение, выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков (7,С.4)

 

Общеобразовательный школьный предмет «Основы православной культуры» противопоставит моральной деградации современного общества традиционные ценности российской культуры, и вклад в формирование ценностно-смысловой компетенции курса очевиден. Святейший Патриарх Алексий считает необходимым введения предмет «Основы православной культуры» в школьную программу: « Совершенно очевидно, что нельзя найти или изобрести какие–то принципиально новые ценности бытия, отличные от тех, которые были положены в основу плодотворного развития нашей страны с момента ее возникновения». (1,С.2)

Православная культура, основанная на нормах христианской нравственности, всегда поднимала вопросы о цели и смысле жизни и выполняла регулятивную роль в жизни отдельной личности общественной жизни России.  «Учебный предмет культурологического содержания «Православная культура» ставит задачу систематического и последовательного сообщения детям духовно-нравственных знаний, отражающих основные традиционные отечественные ценности» (8,С.13). Приобщение к высокой православной морали будет препятствовать деградации нравственного сознания молодежи.

 

 Общекультурные компетенции связаны  с познанием и опытом  деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры, с духовно-нравственными основами жизнедеятельности человека и человечества, культурологическими основами семейных, социальных, общественных явлений и традиций, познанием роли науки и религии в жизни человека и общества. Сюда же относится опыт освоения учеником картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания(8,С.4).

 

 Культурно-образовательный уровень программы под редакцией Л.Л.Шевченко включает преломление православной культуры в различных формах общественной, культурной, материальной жизни всего человечества: в  литературе, языке, иконописи, религиозной живописи, истории, музыке, религиозной философии, что, несомненно, повысит культуру учащегося.

           Как можно приобщить ребенка к мировой культуре, не введя его в национальную? Преподавание школьникам культурологических знаний, необходимых для формирования у них целостной картины мира, основано, в первую очередь, на традиционных для России православных  ценностях.  По мнению Святейшего Патриарха Алексия, « прочная и целостная структура, каковой, бес сомнения, призвана стать образовательно-воспитательная система, не может быть выстроена на непрочном фундаменте, лишенном глубокой и взаимопроникающей связи с исторической, культурной и духовной почвой, на которой возрастало величие русского народа»(1,С.2).

          Кроме того, методологической основой учебного предмета «Православная культура» являются философские труды, произведения искусства и литературные произведения не только отечественных авторов, но и зарубежных, что  будет способствовать освоению учеником общей картины мира. Курс позволяет осуществлять межпредметные связи с такими учебными предметами, как музыка,  история,  обществознание, музыка, мировая художественная культура.

          В жизни русского человека и всего человечества была во все времена одна нравственная основа – Библия, в которой отражен весь жизненный опыт человечества.  С этим утверждением уже не спорят даже материалисты. Почерпнуть этот опыт нашему поколению необходимо, что будет препятствовать деградации нравственного сознания молодежи. «Основы православной культуры» - единственный школьный предмет, который может предоставить такую возможность детям.

 

  Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов духовного, интеллектуального и физического саморазвития, эмоциональной саморегуляции и поддержки.

 

 Для того чтобы освоить способы духовного роста, нужно создать условия для духовного роста.

 Основные компоненты содержания курса «Основы православной культуры» это духовные, нравственные и эстетические. Погружение в православную культуру станет стимулом для саморазвития, будет способствовать формированию духовности. «Культура есть явление внутреннее и органическое: оно захватывает самую глубину человеческой души», - писал православный философ И.А.Ильин (цитата по:8,С.11). 

 

 Понятия «духовность» и «православие» и «саморазвитие» тесно связаны. Православная культура, по словам Н.О.Лосского, «есть чувственное воплощение абсолютных ценностей бытия в творческих формах жизнедеятельности человека». Понятие духовности философ связывает с его личностным развитием, так как настоящая личность – это «деятель, осознающий абсолютные ценности бытия и долженствование осуществить их в своем поведении» (цитата по:9,С11). Поэтому  обязательными средствами дидактического обеспечения уроков по православной культуре являются не только иллюстрации, репродукции картин, музыкальное сопровождение, что способствует становлению духовности, но практические уроки: рисование, создание притчей, сказок, рассказов, ролевые игры.

 

 Наше государство считается светским, но это не значит, что оно должно быть атеистическим. Церковь не остается в стороне от решения проблемы образования.

 

 По мнению Святейшего Патриарха Алексия, «православная церковь рассматривает функцию образования не только в представлении человеку суммы знаний, соответствующей его возрасту и интересам общества, но и в создании условий для духовного становления личности. В соответствии с этим под образованием понимается непрерывный процесс, имеющий корни в прошлом и ведущий в будущее, цель которого – обеспечение связи поколений, передача знаний и традиций и, в конечном итоге, создание условий для целостного духовного, интеллектуального и культурного развития как отдельной личности, так и всего общества в целом». (1,С.2)

  Если говорить об эмоциональной саморегуляции, то ребенок должен получить информацию о том, что обращение к психологу не единственное средство обрести выбитую почву под ногами. Наши предки знали силу молитвы, которая была опорой в  жизни православного христианина, и предоставить возможность выбора – долг общества перед ребенком.

 

  Информационные компетенции предполагают, в том числе,  умение ученика анализировать полученные сведения, давать им оценку. Ребенок должен научиться ориентироваться в потоке информации, которая на него обрушивается. Общество обеспокоено тем, что отсутствие цензуры позволяет проникать в нашу жизнь ложным идеалам.

 Сегодня все чаще поднимается вопрос о том, чтобы деятельность СМИ соответствовала национальным интересам России и других стран ближнего зарубежья.  Но остановить и проконтролировать весь поток информации в современных условиях – трудно решаемая задача.

 Чтобы решить ее, необходимо научить молодежь разбираться в разных мировоззренческих системах, представленных сегодня в обществе, и осознанно совершить выбор духовных ценностей, традиционных для большинства граждан нашей страны.

 Гуманитарное знание формирует мировоззрение личности,  при помощи которого   включается  эмоционально-оценочное отношение к знаниям, к нравственным нормам. Верные мировоззренческие установки единственное, что может защитить ребенка от информационной грязи. Являясь предметом духовно-нравственной и эстетической направленности, курс «Основы православной культуры» дает возможность познакомить  школьников с ценностями христианской морали, основанной на традиционном понимании нравственности как благонравия, согласия с абсолютными законами правды, достоинством, долгом, совестью, честью гражданина Отечества» (8,С.13)

 

 Если говорить о социально трудовых и коммуникативных компетенциях, то православная культура и здесь имеет богатый опыт, и ей есть  что предложить системе образования.   Курс «Основы православной культуры» предполагает приобщение детей к творческому труду. На уроках предполагаются разнообразные виды деятельности: обсуждение, размышление, слушание музыки, знакомство с иллюстрациями, рисование и раскрашивание, чтение, сочинение сказок и рассказов, игры на тему нравственного выбора. Полученные знания закрепляются в формах творческих работ, позволяющих детям сопережить радость творческой деятельности в области православной культуры на доступном для них уровне.

 Идея соборности, на которой испокон веков держалось наше общество, представляет идеальную модель сосуществования людей в государстве, и коммуникативная компетенция не может быть сформирована без представления об этой форме жизнедеятельности.

 

Компетентность всегда окрашена качествами конкретного ученика и не сводится только к знаниям и умениям, она предполагает наличие определенных качеств.

 

    Умения, навыки, способы деятельности, необходимые выпускнику, в современной педагогике группируются в блоки личностных качеств, подлежащих развитию.

 

  Выделяются когнитивные (познавательные) качества, благодаря которым развивается  умение задавать вопросы, отыскивать причины явлений, креативные (творческие) качества, которые предполагают вдохновленность, раскованность мыслей, критичность, наличие своего мнения. Оргодеятельностные (методологические) качества способствуют правильной организации учебной деятельности, умение ставить цели, оценивать результат. Коммуникативные качества обусловлены необходимостью общения с другими людьми, ребенок должен быть готовым выполнять различные социальные роли в группе и коллективе(7,С.7). Мировоззренческие качества определяют эмоционально-ценностные ориентиры ученика, его способность к самопознанию, умение определить свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе.  Ученик должен представлять национальные и общечеловеческие устремления, быть патриотом. Очевидно, что партнерство религиозных организаций и государственных образовательных учреждений востребовано сегодня как никогда раньше, особенно при выработке ценностных ориентиров у подростков.

 

    Формирование компетенций и развитие личности происходит  через содержания образования. Изучение учебного предмета «Православная культура» ставит перед собой цели передачи современным школьникам знаний в области православной культурной традиции как средства формирования их личностных качеств. Православная культура насчитывает сотни лет. Без знания основ православной культуры невозможно понять произведения русской  и зарубежной классической литературы, оценить духовную музыку, многие классические оперные произведения и произведения зодчества, понять множество картин художников-классиков, потому что их идеи основаны на библейских сюжетах, нельзя сформировать у учащегося целостную картину мира.

Интеграция в систему образования ценностей российской культуры, обучение и воспитание школьников на основе отечественных духовных традиций согласуется с принципиальными целями модернизации российского образования, отражает потребности нашего обществам в повышении воспитательных функций современной школы, особенно в части гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи.

  Просвещение должно помочь молодому поколению понять мир, в котором они живут, и познать то культурное наследие, за которое они ответственны.

            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

 

1. Алексий, Священный Патриарх. Сохранить и упрочить [Текст] / Священный Патриарх Алексий // Газета «Встреча».- 2006.03.- №3.

 

2. Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе [Текст] / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика.- 2003. -  №10. - С. 12.

 

3. Гетманская А. А. Формирование ключевых компетенций у учащихся [Текст] / А. А. Гетманская // Сайт ИД «Первое сентября». Сайт фестиваля 2003-2004.- С. 8.

 

4. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года: Приказ Министерства образования РФ от 11.02.2002 №2, с.152-154.

 

5. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании (Текст) / О. Е. Лебедев // Школьные технологии.- 2004.-№5.-С.3.

 

          6. Примерное содержание образования по учебному предмету «Православная культура» [Текст]: письмо Министерства образования от 22.10.2002г. №14-52-876 ин/16 – М.:2002.-17с.

 

7. Хуторской А. В. Ключевые компетенции и  образовательные и стандарты [Текст] / А. В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос».-2008.- 22 февраля. http:www/eidos.ru/ journal/2008/02.22.htm. – в надзаг: Модернизация образования «Эйдос», e-mail: [email protected]стр.

          8. Шевченко Л. Л. Православная культура [Текст]: методическое пособие для учителя: 1-год обучения. 2-издание / Л. Л. Шевченко.– М.: Центр поддержки культурно- исторических традиций Отечества, 2004,-120с.

 

9.Шевченко Л.Л. Православная культура[Текст]: методическое пособие для учителя: 2-й год обучения. – 2-е изд., перераб. и доп. / Л.Л. Шевченко. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2004.- 176с.

 

Категория: ОРК
08.01.2015 08:58


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!