СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Модернизм и его течения: символизм, акмеизм, футуризм.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Модернизм (от франц. modern – новейший, современный) – направление, совокупность течений в литературе и искусстве на рубеже 19 – 20 веков. Модернизм противопоставляется реализму.

Черты модернизма

1. Изображает субъективный взгляд автора на действительность.

2. Использует нереалистические образы, нередко – элементы фантастики.

3. Отказывается от линейного повествования и четко выраженного сюжета. Развязка перестает иметь значение.

4. Авторская позиция и авторская оценка героев скрыты. Автор не поучает. Читатель должен сам определить отношение к герою. Значим подтекст.

5. Использует традиционные, широко известные образы мифологии, литературы, переосмысливает, осовременивает культурное наследие. Поднимает проблему традиций и новаторства.

Примеры в целом реалистических произведений, в которых присутствуют и черты модернизма, – пьеса А. П. Чехова «Вишневый сад», рассказы И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник», «Легкое дыхание».

Культурно-исторический процесс в России рубежа 19 – 20 веков

На рубеже 19 – 20 вв. новым по сравнению с 19 в. стало мироощущение человека. Эпоху можно определить как пограничную, кризисную. Предшествующая эпоха представлялась исчерпанной: безвозвратно уходили в прошлое прежние формы быта, труда, организации общества, пересматривалась система духовных ценностей. О новой эпохе отзывались как о «возрождении», «переломе», «перепутье».

Рубеж 19 – 20 вв. – это радикально новый этап как в мировой, так и в русской культуре. С начала 1890-х гг. до 1917 г. изменились все стороны жизни в России: экономика, политика, наука, техника, культура, искусство. По темпам изменений, глубине перемен, катастрофичности внутренних конфликтов Россия опережала любую страну.

Социально-политическая ситуация

Реформа 1861 г. оказалась неудачной, не решила судьбу крестьянства. Как следствие, в России укоренился марксизм – разновидность социализма, философское, экономическое и политическое учение, основанное К. Марксом и Ф. Энгельсом. Основа марксизма следующая. В капиталистическом обществе человек отчужден от продуктов собственного труда, лишен возможностей творческого саморазвития и превращен в винтик производственного процесса. Марксизм делает ставку на развитие промышленности и рабочий класс – пролетариат. Этот новый класс должен быть свободен от собственности, объединен общественным трудом в коллективе и готов к организованной борьбе за равенство, свободу и справедливость, к построению коммунистического общества. В новой литературе в связи с этим появляется образ человека бунтующего, бунтарские мотивы – например, в творчестве Горького, в искусстве футуристов.

Другая группа мыслителей после трагических событий (убийства Александра II в 1881 г., «Кровавого воскресенья» и первой русской революции 1905 г.) убедилась в бесчеловечности революционного пути и отстаивала идею совершенствования внутреннего мира человека. Сторонники этих взглядов искали спасение в русском народе, говорили о его великой духовной миссии, о том, что он должен подать пример Европе. Начался расцвет русской религиозно-философской мысли. В 1909 г. группа философов и религиозных публицистов, среди которых были Н.А. Бердяев и С.Н. Булгаков, выпустила философско-публицистический сборник «Вехи», в котором и изложила свою точку зрения: недопустима абсолютная вера в общественный идеал и какие-либо теоретические программы, путь революции гибелен для России.

Участие России в I Мировой войне поставило страну на грань катастрофы, была подорвана экономика страны. В феврале 1917 г. политики-радикалы, противостоящие властям, предприняли чрезвычайные меры, в результате которых Николай II отрекся от престола и было сформировано Временное правительство. Хаос, охвативший страну, привел к захвату власти большевиками. Октябрьская революция завершилась созданием нового, советского правительства – Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. В итоге было создано социалистическое государство с новым политическим курсом и идеологическими установками.

Наука и культура

Начало нового века стало временем фундаментальных научных открытий: изобретения беспроволочной связи (радиосвязи), открытия рентгеновских лучей, определения массы электрона, исследования феномена радиации, создания квантовой теории, специальной и общей теории относительности. Новые открытия резко поколебали прежние представления о строении мира. Кризис классического естествознания выразился в формуле «материя исчезла». То, что раньше считалось стабильным, оказалось неустойчивым и бесконечно подвижным. Люди пришли к выводу, что человеческий разум не всесилен, поставили под сомнение идею познаваемости мира.

Формулой эпохи стала фраза немецкого философа и филолога Ф. Ницше «Бог умер», которая выразила кризис веры, утрату универсальной точки отсчета. Кризис веры, постигший человека начала 20 века, преодолевался активными поисками русской философской мысли, переживавшей в тот период подлинный расцвет. Философы (В. С. Соловьев, Л. И.Шестов, Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, В. В. Розанов) оказали определяющее влияние на развитие разных сфер русской культуры, особенно литературы. Мыслители фокусировали свое внимание на внутреннем, духовном мире личности. Человек стал главной проблемой философии и литературы.

Менялись и условия бытования искусства. Урбанизация (процесс повышения роли городов в развитии общества), увеличение городского населения, изменения в сфере народного просвещения привели к росту зрительской и читательской аудитории. Искусство получило возможность влиять на духовную жизнь страны, быть рупором идей. Культура разделилась на массовую и элитарную.

Усилились контакты русской культуры с мировой. Отныне русская культура не только использовала опыт зарубежной, но и, к концу 19 века, вписывалась в ее контекст (всемирно известными стали Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, П. И. Чайковский; благодаря «Русским сезонам» С. П. Дягилева всемирную славу приобрел русский балет).

Изменилась картина художественных направлений и течений; одновременно существовали разные эстетические системы. Самыми крупными литературными направлениями стали реализм и модернизм, но и они были внутренне разнообразны, изменчивы, имели промежуточные формы.

Специфическая примета культуры рубежа веков – синтетизм (взаимодействие разных видов искусства). Расцвет переживает театральное искусство, самое синтетичное по своей природе. Нередки были случаи творческого универсализма: М. А. Кузмин был поэтом и композитором, поэты-футуристы занимались изобразительным искусством. Жанровые обозначения могли заимствоваться из смежных искусств: А. Н. Скрябин свои симфонические произведения называл поэмами, А. Белый свои литературные произведения – симфониями.

Литература рубежа 19 – 20 веков. Понятие «серебряного века»

Свершился переход от эпохи классической литературы к литературе нового времени. Особенно динамично развивалась русская поэзия. Вновь, после пушкинской поры, она стала значимой в общекультурной жизни страны. Позднее поэзия рубежа веков и начала 20 века получила название «поэтического ренессанса», или «серебряного века» (пушкинский период в литературе традиционно обозначался термином «золотой век»). Сначала словосочетание «серебряный век» использовали применительно к вершинам поэзии того времени. Постепенно термин «серебряный век» получил более широкую трактовку и стал синонимом понятия «культура рубежа веков и начала 20 века».

Символизм – направление конца 19 – начала 20 в., выражающее с помощью символов интуитивно, чувственно постигаемые идеи. Зародилось во Франции (поэзия А. Рембо, П. Верлена, Ш. Бодлера). Старшие символисты: В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, Ф. К. Соллогуб. Младшие символисты: А. А. Блок, А. Белый.

Черты символизма

1. Окружающий мир представляется непознаваемым разумом. Единственными орудиями познания мира считаются чувства, интуиция, духовный опыт человека.

2. Мир говорит с человеком на языке символов. Конкретных вещественных образов в поэзии нет, так как образ-символ многозначен. В минуты озарения через символы за внешней оболочкой предметов и явлений можно разглядеть их глубинную суть. Например, важна символика цвета.

3. Продолжая традиции романтизма, символизм основывается на двоемирии: материальный мир считается вторичным, низшей жизнью, а идеальный – первичным, жизнью высшей.

А.А. Блок. «Запевающий сон, зацветающий цвет…»

Запевающий сон, зацветающий цвет, Исчезающий день, погасающий свет. Открывая окно, увидал я сирень. Это было весной – в улетающий день. Раздышались цветы – и на темный карниз Передвинулись тени ликующих риз, Задыхалась тоска, занималась душа, Распахнул я окно, трепеща и дрожа. И не помню – откуда дохнула в лицо, Запевая, сгорая, взошла на крыльцо.1902

Стихотворение Блока из цикла «Распутья», бесспорно, связано с впечатлениями окружающего мира: оно изображает весенний вечер, погасающую зарю, цветущую сирень. Однако мы видим не столько пейзаж, сколько внутреннее состояние лирического героя – ощущение им тихой радости, красоты окружающего мира, присутствия святости и тайны. Об этом говорят мотивы сна, света, образ цветов. Тени от цветов напоминают тени «ликующих риз» (риза – покрывало на престоле в православном храме, верхняя часть облачения священника или святого).

Тоска лирического героя уходит, сменяется предчувствием любви. В финальных строках возникает туманный женский образ, который словно рождается из всего окружающего – весны, дохнувшей в лицо, сгорающей зари, цветущей сирени.

Стихотворение музыкально. Автор использует звукопись, парную рифму. В произведении много ярких эпитетов: например, «запевающий сон», «улетающий день», «ликующих риз».

Акмеизм – литературное течение 1910-х гг. Термин ввел Н. С. Гумилев. «Акме» – от греч. «высшая степень чего-либо, цветущая сила, вершина». Акмеисты стремились к ясности образов, языка. Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам.

Черты акмеизма

1. Акмеизм противопоставляет символизму ясность (кларизм), предметность, вещественность. Акмеизм освобождает поэзию от туманных символов, возвращается к конкретным образам и точным значениям. Важна художественная деталь – вещественный символ (например, в поэзии Ахматовой – зеркало, лестница, порог, дом, свечи).

2. Адамизм – это способность удивленно и радостно взглянуть на мир глазами первого человека Адама, заново открыть красоту земного мира.

3. Язык поэзии акмеизма также стремится к предельной простоте, ясности, использованию конкретных значений слов, минимального количества выразительных средств.

А. А. Ахматова. «Проводила друга до передней…»

Проводила друга до передней.Постояла в золотой пыли.С колоколенки соседнейЗвуки важные текли.Брошена! Придуманное слово –Разве я цветок или письмо?А глаза глядят уже суровоВ потемневшее трюмо.1913

Стихотворение «Проводила друга до передней…» отличают простые, конкретные образы, призванные передать внутреннее состояние героини. Подчеркнута задумчивость женщины, пытающейся осмыслить свою судьбу, перемены в себе: «Постояла в золотой пыли», «А глаза глядят уже сурово в потемневшее трюмо». Поэт использует художественную деталь. Образ зеркала в стихотворении говорит о самопознании, «важные» звуки, текущие с колоколенки – о значимости, исключительности момента.

Новое в освещении темы любви – изображение внутреннего мира женщины, бывшей прежде лишь объектом искусства, к тому же изображение не идеального счастья влюбленной женщины, а ее жизненной, земной драмы. Важно не только расставание героини с возлюбленным, но и то, что, оставшись одна, она обретает мудрость, понимание ценности каждого момента жизни, свободы быть самой собой. В этом проявляется психологизм стихотворения.

Футуризм (от лат. futurum – будущее) – авангардистское («идущее впереди», «передовое») литературно-художественное течение начала 20 в., зародившееся в Италии. Футуристы осуществляли художественный бунт, эпатировали публику, экспериментировали с формой произведений, словом. В. В. Маяковский, В. Хлебников. Эго-футуризм И. Северянина.

Черты футуризма

1. Поэты решительно отрицали традиционную культуру, стремились избавиться от навязываемых культурных штампов.

2. Урбанизм – изображение городской, индустриальной цивилизации.

3. Футуристы практиковали бунтарство, эпатаж (умышленно скандальные выходки или вызывающее, шокирующее поведение), презрение к общественным нормам поведения и морали.

4. Поэты экспериментировали с формой стиха и словом, использовали авторские неологизмы («самовитое слово»): например, «любёночек», «опожаренный» (Маяковский), «любеса», «стыдесный» (Хлебников), «грёзофарс», «фиольно» (Северянин). Применяли рубленую (короткую) строку, записываемую в столбик или лесенкой – графическую подачу стиха, придавали особое значение ритму и рифме, были внимательны к звуковому составу слова, речи.

В. В. Маяковский. «А вы могли бы?»

А ВЫ МОГЛИ БЫ?Я сразу смазал карту будня,плеснувши краску из стакана;я показал на блюде студнякосые скулы океана.На чешуе жестяной рыбыпрочел я зовы новых губ.А выноктюрн сыгратьмогли бына флейте водосточных труб?1913

Уже заголовок стихотворения Маяковского «А вы могли бы?» содержит призыв, даже вызов, эпатирует привыкшего к классике читателя. Образы произведения крайне необычны, авангардны, строятся на смелых ассоциациях, метафорах: плеснул краску – «смазал карту будня», на блюде с едой показал романтический образ океана, чешуя рыбы на уличной вывеске напомнила зовущие губы… Наконец, звучит неожиданное предложение сыграть на «флейте водосточных труб». Лирический герой, как и сам поэт, стремится уйти от всего привычного, стандартного, открыть неизведанные жизненные горизонты, испытать новые ощущения.

Возникает и характерная для поэзии начала 20 века, а особенно для футуризма, тема города: жестяная рыба, водосточные трубы становятся частью нового искусства, выходящего на улицы.

Большое значение в стихотворении имеет ритм. Автор использует рубленую строку, помогающую подчеркнуть смысл отдельных слов. Слово «будень» с легкой руки поэта стало авторским неологизмом, ведь слово «будни» ранее употреблялось только во множественном числе.

03.09.2023 15:41


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!