СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мобильный телефон – враг или друг: использование гаджетов на уроках

Нажмите, чтобы узнать подробности

Не секрет, что телефон для подростка – это целый мир. Он погружается туда с головой и не желает из него выходить в реальную жизнь. За окнами экскурсионного автобуса проплывают чудесные пейзажи, экскурсовод что-то бойко рассказывает, но основная масса школьников азартно ударяет по экранам, потому что там, интересней, чем здесь. В театре идет развеселый спектакль, актеры просто превзошли себя, но в разных углах погруженного в темноту зрительного зала, то тут, то там все равно вспыхивают знакомые огоньки мониторов. Даже на обложке учебника по обществознанию за 8 класс под редакцией Л.Н. Боголюбова на одной из иллюстраций пожилой лектор объясняет молодой аудитории какую то тему, все сосредоточенно слушают, но если внимательно присмотреться, одна девушка в уголке продолжает «общаться» с телефоном.

И конечно все гаджеты стали просто катастрофой для учебного процесса в школе. Учителя ведут неравную борьбу с виртуальным миром. В ход идут разные приемы: «Сто раз говорила, телефоны на парты не кладите», «Давай дневник», «Телефон ко мне на стол», «Дай мне его сюда, я твоим родителям с него позвоню» и т.д.

Кто выигрывает в этой ситуации? Точно не учитель, потому что детей в классе много, а он один, проследить за всеми просто не возможно. Самые шустрые умудряются отправлять сообщения «даже с левой пятки». Но проигрывают и дети, отвлекаясь и не получая нужные знания. Выходит, что в выигрыше только производители гаджетов и сотовые операторы. А мы? Что делать нам?

А если попробовать превратить телефоны и планшеты из врагов в друзей, включить их в учебный процесс? Давайте рассмотрим простейшие функции этих устройств. Во-первых, это фото и видео камеры, причем хорошего качества, а с учетом размеров современных гаджетов, и неплохой возможностью немедленного воспроизведения этих снимков. Во-вторых, безлимитный интернет, позволяющий беспрепятственно получать любую информацию. В-третьих, возможность хранения уже скаченной информации. В-четвертых, обмен данными с одного устройства на другое. Вот на эти функции и опираются передовые учителя в образовательном процессе.

В настоящий момент уже разработаны технологии по использованию гаджетов в образовательном процессе. Учительские сообщества проводят конференции и вебинары по вопросам применения детских мобильных устройств на уроках[3].

Мария Зильбер в статье «Использование мобильных технологий (технологии BYOD) в образовательном процессе» предложила ряд проектов по работе с электронными устройствами:

«Лабораторные работы с датчиками Vernier,

Работа с встроенными датчиками смартфонов/ планшетов

Проект “Класс без стен”,

Работа с ЛЕГО “Построй свою историю”

Работа с документами Google (просмотр, редактирование, работа в группах)

Геокешинг (по текущим школьным правилам возможен только в командах взрослый + ученики)» [1].

Свои варианты использования мобильных устройств на уроках предлагает учитель начальных классов Елена Чулихина в статье «И снова все о НЁМ.о мобильном устройстве на уроке. Быть ему в школе или не быть?» Эти приемы, на мой взгляд, вполне применимы и для средней школы: «Самый простой и естественный способ использования личных девайсов в начальной школе - это использование их в качестве фиксаторов наблюдений на парковых уроках (экскурсии)… Вскоре я попросила принести ребят свои девайсы на урок литературного чтения. На уроке ребята читали наизусть стихотворения об осени (Тютчева и Фета) и..записывали своё чтение на свои мобильные устройста. Потом слушали и сами анализировали своё чтение (согласитесь, когда мы читаем вслух, мы себя "не слышим", а в данном случае ребята получили возможность услышать себя)» [4]. Это прием применим и на уроках истории и обществознания. Мы знаем, какие трудности возникают у детей при выстраивании монологической речи, сколько слов паразитов и ненужных пауз они делают. Запись и прослушивание своей речи, позволит учащимся исправить ошибки, изменить в лучшую сторону манеру ведения монолога.

Еще один оригинальный способ работы с записывающими устройствами предлагает педагог Корытова Екатерина: «Очень часто, при изучении нового материала, нужно запомнить целую цепочку действий. Происходит это так: учитель показывает образец, а дети индивидуально или фронтально – хором повторяют его. Но дома они забывают об этом алгоритме работы и зовут на помощь родителей. И наши старшие помощники начинают учить детей по-своему. На самом деле на помощь может прийти использование такой функции, как видео или аудиозапись алгоритма. И размещения его в том же электронном справочнике по предметам. Это является незаменимой помощью ученику в выполнении домашнего задания» [2].

С монитора гаджета дети читают доклады, с помощью телефонов и планшетов ведут поиск информации для выполнения практических заданий, в играх по командам передают друг другу дистанционно (по блютузу) задания или подсказки. Учитель, выводя задание на экран, разрешает школьникам с плохим зрением подойти поближе и сфотографировать его себе на телефон и используя функцию приближения фото, хорошо его рассмотреть.

Однако при работе с электронными устройствами можно столкнуться с рядом сложностей. Не во всех школах есть беспроводной интернет и организован доступ к нему учащихся, а безлимитные тарифы установлены не у всех. Школа не может «залезать в карман родителей», требуя использовать на уроке дорогую связь. Нельзя забывать и о том, что уровень достатка семей разный, и электронные устройства тоже с разными возможностями. К примеру, мы хотим, чтобы весь класс скачал очень увлекательную обучающую программу, но у некоторых детей возможности их мобильных телефонов или планшетов не позволяют этого сделать. Наконец, некоторые могут просто забыть телефон дома, или устройство может быть испорчено, что делать этим детям?

На мой взгляд, выходом из этих ситуаций может являться групповая работа (по командам). Учащиеся получают разноплановые задания и перераспределяют их между собой. Тот, у кого есть безлимитный интернет, ведет поиск информации, у кого хорошо работает блютуз придумывает и передает задания другим командам, или ловит задания-сообщения от других. Третий фотографирует и приносит карты, схемы, таблицы с монитора компьютера учителя. Учащийся без телефона или планшета выполняет задания из учебника. Такое перераспределение обязанностей снимает ряд проблем связанных с применением гаджетов.

Очень хорошо действует и вызывает восторг прием «Подсказка друга». Учитель разрешает обратиться при затруднительных вопросах к помощи друзей или родителей, отправив им сообщение через соц-сеть. Важно добиться, чтобы после получения подсказки ребенок усвоил материал и в следующий раз ответил самостоятельно.

Подводя итоги, мы можем сказать, что преподаватели активно осваивают возможности современных электронных устройств в процессе обучения, применяя фантазию и смекалку. И при желании любой учитель-предметник может найти для себя полезную информацию на эту тему на сайтах и форумах коллег, а так же предложить свои приемы и методы работы.

Литература

1. Зильбер М. Использование мобильных технологий (технологии BYOD) в образовательном процессе // Образовательная галактика Intel // https://edugalaxy.intel.ru/index.php?automodule=blog&blogid=14399&showentry=6116

2. Корытова Е.В. Сотовый телефон – инновационное средство обучения// Интерактивное образование: электронная газета, ВЫПУСК №57, ФЕВРАЛЬ 2015 // http://io.nios.ru/articles2/61/3/sotovyy-telefon-innovacionnoe-sredstvo-obucheniya

3. Сиденко А.Г. Вебинар «Использование мобильных устройств в образовании» // http://edcommunity.ru/communication/forum/?PAGE_NAME=read&FID=14&TID=1017

4. Чулихина Е. И снова все о НЁМ.о мобильном устройстве на уроке. Быть ему в школе или не быть?// http://edcommunity.ru/communication/blogs/detail.php?blog=e_a-blog-s1&id=805

18.02.2017 19:30


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!