СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Микроэкономика в обществознании». практикум

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Понятие о рынке 2. Спрос и предложение/ Равновесие на рынке 3 Конкуренция и типы рыночных структур. 4. Основы теории фирмы 5. Рынок труда. 6. Роль государства в экономике Тема 1.Понятие о рынке. 1. Тип рынка, где продаваемым товаром является реклама, называется рынком 1) валютным 2) финансовым 3) коммерческим 4) информационных услуг 2. Тип рынка, охватывающий своим действием несколько стран, называется 1) транснациональным 2) национальным 3) региональным 4) мировым 3.Предоставление сведений о производстве и потребительском спросе составляет функцию рынка 1) ценообразующую 2) информационную 3) регулирующую 4) посредническую 4. Рост занятости в процессе производства женщин, имеющих малолетних детей, сопровождается увеличением спроса на услуги профессиональных нянь. Это пример функционирования рынка 1) труда 2) товаров 3) капиталов 4) фондового 5. В перечне функций рынка является лишним 1) обеспечение связи производителей и потребителей 2) регулирование общественного производства 3) обеспечение полной занятости 4) учет затрат на производство продукции 6. Рынок обязательно предполагает 1) конкуренцию независимых производителей 2) государственную регламентацию производственной деятельности 3) наличие значительного сектора государственной собственности 4) полное отсутствие государственного вмешательства в экономику. 7. Рост спроса на компьютеры, сотовые телефоны, аудио- и видеоаппаратуру отражает ситуацию, сложившуюся на рынке 1) фондовом 2) капиталов 3) труда 4) товаров и услуг 8. Какое слово пропущено в таблице? ФУНКЦИИ РЫНКА ХАРАКТЕРИСТИКА Информационная Рынок предоставляет информацию о ценах, дефиците или избытке товара. Регулирующая С помощью рыночного механизма экономика перераспределяет свои ресурсы в пользу того или иного товара. …………………. Рынок связывает воедино производителей и потребителей 9. Шотландский экономист Адам Смит раскрыл механизм рыночной саморегуляции экономики без вмешательства государства, назвав его «невидимой рукой» рынка. Приведите три объяснения действия этого механизма. 10. Назовите три негативных проявления влияния рынка на экономику и при¬ведите по одному примеру, соответствующему им. Тема 2. Спрос и предложение. Равновесие на рынке 1. Конкуренция товаропроизводителей на рынке приводит к 1) относительному равновесию спроса и предложения 2) постоянному снижению объёмов производства 3) увеличению расходов на природоохранную деятельность 4) снижению налогов 2. Накануне Пасхи в России резко возрастает спрос на продукты для приготовления куличей и готовые куличи. Какой фактор в данном случае влияет на формирование спроса? 1) сезонность 2) интенсивность рекламы 3) религиозные традиции 4) инфляционные ожидания 3. Если рыночные цены на товары и услуги повышаются, то 1)растет безработица 2)производители увеличивают предложение 3)снижается минимальный размер оплаты труда 4)сокращается неравенство доходов населения 4. Цена товара возрастет, если спрос 1) останется неизменным, а предложение сократится 2) уменьшится, а предложение останется неизменным 3) останется неизменным, и предложение останется неизменным 4) уменьшится, а предложение возрастет 5. На рисунке отражена ситуация на рынке легковых автомобилей: линия спроса DD переместилась в новое положение D’D’. (P – цена товара, Q – объем спроса товара) Это перемещение может быть связано с 1) увеличением затрат автозаводов 2) повышением цен на бензин и дизельное топливо 3) увеличением доходов потребителей 4) повышением пошлин на ввоз иностранных автомобилей 6. На рисунке отражена ситуация на рынке кофе: линия предложения S переместилась в новое положение S’. (P – цена товара, Q – объем спроса товара). Это перемещение может быть связано с 1) увеличением затрат производителей кофе 2) снижением доходов потребителей 3) введением акцизного налога на кофе 4) высоким урожаем кофе 7. Установлено, что в данной местности жители используют сливки в качестве обязательного дополнения к кофе, а чай является заменителем кофе в потреблении. В случае неожиданного возрастания цены на кофе, скорее всего, 1) цены на сливки и чай возрастут 2) цены на сливки и чай упадут 3) цена на сливки возрастет, а цена чая понизится 4) цена на сливки упадет, а цена на чай возрастет 8. На рынке недвижимости формируются, в частности, спрос и предложение на 1) квартиры 2) труд работников 3) акции предприятий 4) технические средства 9. В соответствии с законом спроса при увеличении цены на товар 1) увеличивается величина спроса 2) снижается величина спроса 3) всегда увеличивается выручка продавца 4) всегда снижается выручка продавца 10. Наибольшему увеличению равновесной цены соответствует 1) увеличение спроса с одновременным уменьшением предложения 2) уменьшения спроса с одновременным увеличением предложения 3) одновременное увеличение спроса и предложения 4) одновременное уменьшение спроса и предложения 11. Влияние рыночной цены товара на поведение производителя выражается в 1) постоянном увеличении объема предложения 2) определении вида и объема производимой продукции 3) поддержании конкурентоспособности производителя. 12. Формирование равновесной цены происходит под действием механизма согласования спроса и предложения, который называется 1) конкуренцией 2) торговлей 3) рынком 4) товарооборотом 13. Верны ли суждения о факторах, влияющих на изменение предложения товара? А. Одним из факторов роста предложения товара выступают размеры прибыли, полученной производителем. Б. Одним из факторов, который обычно приводит к сокращению предложения данного товара, является снижение его цены. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 13. Верны ли следующие суждения о роли потребителя в рыночной экономике? А. Потребитель в рыночной экономике участвует в формировании цены товара. Б. Потребитель в рыночной экономике участвует в определении затрат товаропроизводителей. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 14. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «Спрос и ___________(1) - это две стороны процесса установления конкурентной рыночной _____(2). Они едины лишь в моменте акта купли-продажи товара. С точки зрения функционального анализа, это две разные функции: спрос - функция ____ (3), а предложение -функция __________(4), предоставления благ к продаже на рынке. При этом спрос выражает обратную зависимость между ценой и _______(5) покупаемых благ. Предложение, напротив, выражает прямую зависимость между ценой и объёмом производимых и поставляемых на рынок благ (товаров). К примеру, снижение цены товара вызовет ______(6) его производства и поставок на рынок». Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков. А) цена Б) увеличение В) производство Г) сокращение Д) потребитель Ё). качество Ж) тенденция З) предложение И) количество 15. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано. (1)Рекордная цена – 58,28 доллара за баррель нефти – была зафиксирована на торгах в Нью-Йорке 4 апреля. (2)Цены всё еще высоки, но их снижение можно считать тенденцией. (3)Причины снижения изучаются аналитиками разных стран. (4)Можно предположить, что снижение цен на нефть окажет оздоравливающее влияние на отечественную экономику. Определите, какие положения текста носят А) фактический характер Б) характер оценочных суждений 16. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «рынок». производитель, равновесная цена, спрос, дефицит, государственное распределение. Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию. 17. Назовите любые три фактора, влияющих на формирование спроса, и проиллюстрируйте каждый из них конкретным примером. Тема 3. Конкуренция и типы рыночных структур. 1.Если рынок является совершенно конкурентным, то отдельная фирма не может влиять на рыночную цену товара. 1)Да. 2) Нет. 2. Если на олигополистическом рынке фирма повысит или снизит цену или объем выпуска, то это окажет влияние на продажи и прибыль фирм-кон¬курентов. 1)Да. 2) Нет. 3.Какой из следующих рынков вероятнее всего соответствует условиям монополистической конкуренции ? 1) Рынок зубной пасты. 2) Рынок самолетов гражданской авиации. 3) Рынок труда нейрохирургов. 4) Рынок автомобилей "ВАЗ-21 09". 4.Понятие совершенной конкуренции предполагает, что: 1. Значительное число фирм, оперирующих в отрасли, выпускают стандартные товары. 2.Все продавцы и покупатели имеют полную информацию о рынке. 3. Имеет место свободный вход на этот рынок и выход из него. 4.Все ответы верны. 5.Рынки совершенной и монополистической конкуренции имеют общую черту: 1.Выпускаются дифференцированные товары. 2.На рынке оперируют множество покупателей и продавцов. 3.Выпускаются однородные товары. 4.Рыночное поведение каждой фирмы зависит от реакции ее конкурентов. 6. Фирма - олигополист как правило: 1) снижает цены в ответ на снижение цен конкурентов; 2) повышает цены в ответ на повышение цен конкурентов 3) выпускает ровно столько же продукции сколько конкуренты; 4) Возможен любой вариант в соответствии с разными моделями поведения олигополии. 7.Какая рыночная структура скорее всего будет рекламировать свою продукцию? 1.Совершенная конкуренция 2. Монополистическая конкуренция 3.Монополия 4. Олигополия 8. Товар, предлагаемый монополистом, 1) не имеет близких заменителей; 2) не имеет смысла рекламировать; 3) вызывает небольшие затраты в производстве; 4) обязательно требует применения дорогостоящих передовых технологий; 5) нет верного ответа. 9. Какие предприятия признаются коммерческими: 1) любые предприятия, имеющие самостоятельный баланс и смету; 2) любые предприятия, получающие прибыль, независимо от целей своей деятельности; 3) предприятия, преследующие в качестве основной своей цели получение прибыли; 4) предприятия, занимающиеся разработкой и реализацией нововведений; 5) предприятия, работающие в сфере торговли. 10. Участник картеля в краткосрочном периоде: 1) мог бы увеличить свою прибыль, продавая некоторое количество товара сверх квоты по более низкой цене; 2) мог бы увеличить свою прибыль устанавливая более высокую цену, чем у других участников картеля; 3) мог бы увеличить свою прибыль ограничивая свой выпуск ниже установленной квоты, но продавая его по более высокой цене, чем другие участники картеля; 4) не может увеличить свою прибыль, так как при установленных картелем квоте и цене, участники получают максимально возможную прибыль; 5) нет верного ответа 11.Какой, по Вашему мнению, рынок меньше всего соответствует условиям совершенной конкуренции? 1. Сельскохозяйственной продукции, 2. Рынок ценных бумаг, 3. Косметических услуг, 4. Метрополитен, 5. Канцелярских товаров 12. Характерными чертами монополистической конкуренции служат: 1) отсутствие зависимости прибыли участников от управленческих решений одной из фирм 2) дифференциация выпускаемого продукта 3) кривая спроса менее эластична, чем кривая спроса на продукт конкурирующего производителя 4) верно все перечисленное 13.Что из следующего не приводит к монополии? 1) Лицензии 2)Авторские права 3) Контроль над единственным источником товара 4) Производство и сбыт товара, имеющего много близких субститутов . 14. Важнейшая черта, отличающая олигополию: 1) выпускаются дифференцированные товары 2) на рынке действует множество покупателей и продавцов 3) каждая фирма - олигополист сталкивается с горизонтальной кривой спроса на свой продукт 4)рыночное поведение каждой фирмы зависит от реакции ее конкурентов 15.Предельный доход равен цене у фирмы, действующей в условиях: 1) монополистической конкуренции 2) чистой монополии 3)олигополии 4) совершенной конкуренции 5) все ответы верны 16. Характерными чертами монополистической конкуренции служат: 1) отсутствие зависимости прибыли участников от управленческих решений одной из фирм 2) дифференциация выпускаемого продукта 3) кривая спроса менее эластична, чем кривая спроса на продукт конкурирующего производителя 4) верно все перечисленное 17 На рынке монополистической конкуренции: 1) отдельный покупатель может влиять на цену продукции 2) фирмы не пользуются рекламой 3)товары отличаются по внешнему виду и условиям продажи 4) производители имеют одинаковый доступ к информации 18. Какие из фирм будут располагать большей свободой действия при установлении цен на свою продукцию? 1) одна из трёх компаний данной отрасли 2) единственный производитель товара, для которого существует достаточно много заменяющих товаров 3) единственный производитель товара, для которого не существует заменяющих товаров 4) одна из ста фирм данной отрасли Тема. 4. Основы теории фирмы 1. Чистая прибыль – это 1) доход управляющего фирмы 2) доход фирмы от реализации продукции 3) выручка от продаж за вычетом расходов на оплату факторов производства 4) выручка от продаж за вычетом налогов, расходов на оплату ресурсов и других обязательных платежей. 2. Экономические затраты – это 1) явные затраты 2) неявные затраты 3) сумма явных и неявных затрат 4) разница между явными и неявными затратами 3. Плата за использование внешних ресурсов называется 1) явными затратами 2) неявными затратами 3) суммой явных и неявных затрат 4) разницей между явными и неявными затратами 4. Если экономическая прибыль положительна, то бухгалтерская прибыль 1) положительна 2) отрицательна 3) может быть равна нулю 4) равна экономической прибыли 5) возможен любой вариант. 5. Бухгалтерские издержки - это: 1) явные издержки, которые несет фирма на производство продукции; 2) стоимость израсходованных ресурсов на производство продукции, выпускаемой фирмой, которая (стоимость) выражена в ценах этих ресурсов; 3) затраты фирмы на зарплату, материалы, топливо, аренду помещения, амортизацию основного капитала, выплату процентов и т.п.; 4) верно все вышеперечисленное; 5) нет верного ответа. 6.Какой из видов затрат не относится к внешним (явным) издержкам? a. покупная стоимость сырья и материалов; b. стоимость рабочего времени предпринимателя; c. арендная плата, уплачиваемая предпринимателем за использование помещения; d. заработная плата нанимаемых им работников. 7. Постоянными факторами производства являются факторы: 1) не влияющие на спрос на данный товар; 2) фиксированные при различном выпуске продукции; 3) с постоянной ценой; 4) определяемые размерами фирмы; 5) нет верного ответа. 8.В ателье по пошиву одежды примером постоянных издержек являются: 1) расходы на покупку ткани 2) расходы на покупку пуговиц и молний 3) расходы на аренду помещения ателье 4) расходы на зарплату, если заработная плата сдельная (процент от выполненных заказов) 5) правильного ответа нет 9.В парикмахерской примером переменных издержек являются: 1) расходы на шампуни и краски для волос 2) расходы на зарплату парикмахрр6в, если заработная плата фиксирована (не зависит от реального объема работы) 3) расходы на аренду помещения парикмахерской 4) верно все вышеперечисленное 5) правильного ответа нет 10. Примером правового документа, регулиру¬ющего предпринимательскую деятельность, явля¬ется: 1) Гражданский кодекс РФ; 2) Семейный кодекс РФ; 3) Закон РФ «Об образовании»; 4) Всеобщая декларация прав человека. 11. При снижении объемов производства 1) переменные и постоянные затраты не меняются 2) переменные и постоянные затраты уменьшаются 3) переменные затраты уменьшаются, постоянные не меняются 4) переменные затраты не меняются, постоянные уменьшаются. 12. Верны ли следующие суждения о прибыли фирмы? А. Экономическая прибыль учитывает внутренние и внешние затраты фирмы. Б. Бухгалтерская прибыль фирмы может быть положительной, а экономическая — нулевой или отрицательной (убытки). 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны Тема 5. Рынок труда 1. Рынок труда функционируется тем лучше, чем 1) больше мобильность рабочей силы 2) меньше мобильность рабочей силы 2. Величина спроса на рынке труда зависит от 1)степени насыщенности спроса на отдельны товары 2) безработицы 3) инфляции 4) предложения на рынке труда 3. Заработная плата работника не может быть 1) выше суммы, которую можно выручить на рынке за произведенную им продукцию 2) ниже суммы, котору можно выручить на рынке за произведенную им продукцию 3) выше себестоимости произведенной им продукции 4) ниже себестоимости произведенной им продукции 4. Готовность людей трудиться ослабляет 1) тягость труда 2) потребность в свободном времени 3) сложность труда 4) все вышеперечисленное 5. Кто из указанных далее входит в понятие рабочая сила 1) пенсионеры 2) студенты 3) безработные 4) все вышеперечисленное 6. Рынок рабочей силы регулируется в России 1) конституцией РФ 2) законом «О занятости населения в РСФСР 3) Указом Государственной Думы 4) Постановлением Правительства РФ 7. Предложение на рынке труда зависит от 1) заработной платы 2) престижа профессии 3) потребности в свободном времени 4) сложности труда 5) все вышеперечисленное 8. Продавцом на рынке труда является 1) учитель 2) чиновник 3) менеджер 4) все вышеперечисленное Тема 6. Роль государства в экономике 1. Функцией государства в рыночной экономике является 1) увеличение числа частных предприятий 2) поддержка стабильности рыночных цен 3) регулирование обмена 4) обеспечение защиты прав собственности 2. В обществе с рыночной экономикой государство воздействует на экономическую жизнь через 1) систему налогообложения 2) централизованное установление цен 3) директивное планирование производства 4) снабжение населения товарами 3. Государство воздействует на рыночную экономику, 1) контролируя цены 2) централизованно распределяя ресурсы 3) директивно планируя производство 4) применяя антимонопольное законодательство 4. Какую задачу государство решает эффективнее, чем рынок? 1) перераспределение доходов 2) стимулирование эффективности производства 3) регулирование обмена 4) рациональное распределение ограниченных ресурсов 5. Одной из государственных мер, направленных на снижение не¬равенства в доходах, является 1) предоставление налоговых льгот предприятиям 2) обеспечение занятости населения 3) ограничение оптовой торговли 4) повышение ставок по кредитам 6. Разработка государством мер антимонопольной политики направлена на 1) поддержку конкуренции производителей 2) обеспечение роста доходов населения 3) производство общественных благ 4) стимулирование деловой активности 7. Антимонопольное законодательство является инструмен¬том 1) налоговой политики 2) кредитной политики 3)правового регулирования 4) государственного предпринимательства 8. К косвенным методам государственного регулирования в рыночной экономике относится 1) предоставление субсидий 2) формирование государственного оборонного заказа 3) кредитно-денежная политика 4) государственное предпринимательство 9. Верны ли следующие суждения о роли государства в усло¬виях рыночной экономики? А. Государство в условиях рыночной экономики поддержи¬вает социально значимые, но не выгодные для частного предпринимательства производства. Б. Государство в условиях рыночной экономики защищает экономические интересы производителя и потребителя. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 10. Нередко можно услышать мнение, что с безработицей в рамках рыночной экономики государство бороться не должно: она присуща рынку. Сформулируйте собственное мнение по данному вопросу. Приведите два аргумента. 11. Раскройте на трёх примерах значение налоговой системы в жизни государства и общества. 12. Приведите любые три примера, иллюстрирующие экономическую политику государства, направленную на преодоление трудностей в условиях кризиса и спада производства.
12.03.2015 21:49


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!