СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика организации коллективно-творческого дела в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ

КОЛЛЕКТИВНО - ТВОРЧЕСКОГО ДЕЛА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

(по материалам курсового исследования)

Герасимова Ирина Сергеевна

Научный руководитель – Соколкина О.С., преподаватель кафедры психолого-педагогических дисциплин I квалификационной категории

Актуальность проблемы исследования заключается в том, что культурно-досуговые мероприятия и праздники - неотъемлемая часть в деятельности школьного учреждения. Организация праздников, развлечений, детских творческих дел способствует повышению эффективности воспитательно-образовательного процесса, создает комфортные условия для формирования личности каждого школьника. По мнению Т.А. Стефановской обогащая коллектив и личность социально ценным опытом, КТД позволяют каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно. [1, с.118]

Поэтому хорошо спланированный, подготовленный по специальному сценарию праздник или мероприятие доставит радость не только детям, но и взрослым. Ведь нет ничего желаннее, чем увидеть счастливую улыбку на лице ребенка, знать, что мероприятие помогло ему почувствовать себя хозяином веселого торжества, лидером среди друзей, подарило ему дополнительные умения и мгновения счастья.

Празднично-досуговая деятельность младших школьников отличается особым динамизмом, появлением неожиданных видов и форм. Досуг большей части детей, часто практически не контролируемый, отличается сложностью и противоречивостью. С одной стороны, дети имеют возможность выбирать занятия на досуге по собственному желанию, с другой, - нередко не готовы к выбору видов деятельности, способствующей полноценному формированию личности, охотно перенимают модели заполнения свободного времени, далеко не всегда содействующие их физическому и психическому развитию.[2]

На основании актуальности проблемы исследования нами сформулирована тема исследования:« Методика организации коллективной творческой деятельности (далее – КТД) в начальной школе».

В данной работе мы поставили перед собой цель - на основе психолого-педагогической и методической литературы разработать методику организации КТД в начальной школе.

Чтобы достигнуть поставленной цели мы разработали следующие задачи исследования:

  1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования;
  2. Отобрать наиболее эффективные методы и приёмы педагогической деятельности по методике организации КТД в начальной школе;
  3. Систематизировать материал исследования;
  4. Разработать методические основы организации КТД в начальной школе;
  5. Рассмотреть КТД как средство развития творческих способностей младших школьников;
  6. Обобщить результаты теоретического исследования.

В ходе нашей работы мы использовали такие методы исследования, как: анализ, изучение, систематизация, моделирование, обобщение.

В 1 главе мы рассмотрели что такое «коллективная творческая деятельность», обосновали, почему она именно коллективная, творческая. Рассмотрели, какие бывают виды КТД и пришли к выводу, что сила каждого КТД в том, что оно требует общего поиска, дает ему толчок и открывает для него широкий простор. Поэтому в каждом из таких дел - гибкая форма и богатое, разнообразное содержание, нестандартные варианты.

Также мы рассмотрели, какие психологические особенности нужно учитывать при организации взаимодействия младших школьников. В ходе КТД у ребёнка развиваются такие черты личности, как организованность, позитивная направленность, целеустремленность, предприимчивость и пр., формируются жизненные ценностные ориентиры и отношения, определяющие в целом его поведение в разнообразных условиях жизнедеятельности, позволяющие детям шагнуть в подростковую жизнь и дальше. Также постарались ответить на вопрос, как же объединить различные интересы детей в единое целое.[3]

Во 2 главе мы постарались доказать, что через проведение КТД наиболее эффективным способом развиваются творческие способности младших школьников. Раскрыли сущность понятия «творческие способности» через такие понятия как «творчество» и «способности». Также мы постарались раскрыть методику организации КТД в начальной школе. Выделили этапы организации КТД и составили в каждом этапе практические советы для учителей-организаторов.

Демократические преобразования в обществе, динамизм окружающей действительности, конкурентоспособность и другие явления рыночной экономики на первое место ставят индивидуальность и неординарность личности человека, его умения взаимодействовать с этим миром на разных уровнях: от исполнительского до творческого, созидательного.

Все это предъявляет подрастающему поколению особые требования: быть активными и инициативными, самостоятельными и ответственными, творческими личностями, доброжелательными и толерантными, умеющими владеть собой в любых обстоятельствах.

Особого внимания заслуживает младший школьный возраст, потому, что именно в этот период становления личности ребенка происходит дальнейшее расширение диапазона совместных с другими людьми действий, развиваются такие черты личности, как организованность, позитивная направленность, целеустремленность, предприимчивость, формируются жизненные ценностные ориентиры и отношения, определяющие в целом его поведение в разнообразных условиях жизнедеятельности.

Для того чтобы происходило расширение диапазона нужны специальные педагогические действия. Такие условия классному руководителю и его воспитанникам предоставляет методика коллективного творческого воспитания, технологическим ядром которой является коллективное творческое дело (КТД). Изучив психолого-педагогическую литературу по данной теме и проанализировав опыт учителей начальной школы, мы пришли к выводу, что КТД является важнейшим структурным компонентом процесса воспитания и позволяют создать в школе широкое игровое творческое поле, в процессе которого ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового.

КТД позволяют каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно.

Список использованной литературы

  1. Стефановская,Т.А. Классный руководитель./ Т.А. Стефановская. - М.: Академия, 2006. - 111-126 с.
  2. Садыгова, Е.Н. Общая характеристика коллективной творческой деятельности/ Е.Н. Садыгова//Воспитательная работа.- 2009.- №3.- 18 – 22 с.
  3. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел: / И.П. Иванов.- М.: Педагогика, 1989. - 208 с.
30.01.2017 22:18


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!