СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по организации коррекционно-развивающих занятий в темной сенсорной комнате

Нажмите, чтобы узнать подробности

Назначение сенсорной комнаты

Доказано, что развитие психических функций ребенка, эмоциональной и интеллектуальной сферы напрямую зависит от сенсорного развития ребенка, то есть от развития восприятия. Мы воспринимаем окружающий мир и события, происходящие внутри нас при помощи органов чувств (глаз, ушей, кожных покровов, вкусовых рецепторов). Каждый из них реагирует на влияние окружающей среды и передает соответствующую информацию в центральную нервную систему (ЦНС). Сенсорный поток, поставляя информацию в ЦНС, является основным фактором, обеспечивающим созревание мозга ребенка, и предопределяет развитие его поведения и психики. Темная сенсорная комната, оснащенная стимуляторами различного типа, позволяет получить дополнительную стимуляцию органов чувств.

Сенсорная комната является мощным инструментом для сенсорного развития, развития познавательной сферы, расширения мировоззрения ребенка. Главное назначение сенсорной комнаты – восполнить всю полноту восприятия, что, в свою очередь, определяет развитие высших психических функций ребенка (памяти, мышления, внимания, речи) и гармоничное развитие личности ребенка и его эмоциональной сферы.

Показаниями к занятиям в темной сенсорной комнате являются

- различные психоневрологические проблемы; неврозоподобные состояния;

- задержки психомоторного и речевого развития;

- резидуально-органические поражения ЦНС с явлениями заикания, энуреза, энкопреза, тиков и т.п.

- аутизм (легкие формы);

- адаптационные расстройства (при поступлении в детский сад, школу, смене места жительства и т.п.);

- школьные проблемы (неуспеваемость, отсутствие познавательного интереса, учебной мотивации);

- явления нарушенного поведения (агрессивность, СДВГ (синдром гиперактивности и дефицита внимания, неусидчивость, импульсивность);

- нарушения эмоциональной сферы (страхи, замкнутость, застенчивость);

- психосоматические заболевания;

- различные психологические проблемы: состояние психоэмоционального напряжения, стрессы, депрессивные состояния.

Необходимо помнить, что существуют противопоказания!

Противопоказаниями к занятиям в сенсорной комнате являются инфекционные заболевания. Ограничивает использование интерактивного оборудования сенсорной комнаты эпилептический синдром или готовность к эпилепсии, умеренная и тяжелая умственная отсталость, психоневрологические заболевание, лечение которых проходит с помощью психотропных препаратов, синдром гиперактивности. При наличии вышеизложенных явлений, занятия проходят в рамках специально разработанной психологом программы, учитывающей потребности и особенности ребенка. Состав группы (подгруппы) также регулируется в зависимости от заболевания, особенностей ребенка. Предусмотрена возможность индивидуального подхода во время занятий (занятия с одним ребенком).

При необходимости возможно организовывать занятия по этапам, особенно если дети впервые оказались в темной сенсорной комнате:

- ознакомительный. Необходимо ознакомить детей с правилами и особенностями организаций занятий в темной сенсорной комнате;

- адаптационный. Главной особенностью адаптационного этапа является самостоятельность ребенка. Дети, приходя в сенсорную комнату, сами выбирают себе зону и играют в ней. Свобода и самостоятельность позволяют ребенку познавать мир в своем собственном темпе, чувствовать себя независимым, развивают устойчивый интерес к познавательной деятельности. Ребенок испытывает особое удовольствие от познавательной деятельности, потому что поступает не по чьему-то указанию, а по собственному желанию. Роль педагога на этом этапе состоит не в обучении, а в руководстве самостоятельной деятельностью ребенка;

- основной – развивающий этап, непосредственно проведение коррекционно-развивающей программы.

Использованные источники:

- Сенсорная комната – волшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие/ Под ред. В.Л.Жевнерова, Л.Б.Баряевой, Ю.С.Галлямовой.- СПб.:ХОКА, 2007. – Ч.1: Тёмная сенсорная комната.- 416 с.

- Пономарева Г.А.Программа коррекционно-развивающих занятий с детьми с ДЦП от 3-х до 12 лет в условиях сенсорной комнаты, М: 2008.

Категория: Психологу
23.03.2015 15:46


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!