СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации «Как открыть детям дошкольного возраста и младшего школьного возраста дорогу в волшебный мир большого искусства»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Я уверена, что в нашей жизни мы очень мало места отводим восприятию детьми большого искусства. На первое место у нас выступают материальные интересы, мы спешим, нам не хватает времени. Но время от времени нас тянет к прекрасному, душе нашей хочется видеть прекрасное, которое нас окружает. Где это мы можем найти? Конечно же в музыке, картинах, стихах. Но открыть для себя мир прекрасного- это еще не все, а вот помочь увидеть его другим, особенно, если ты педагог, указать дорогу в мир большого искусства детям- это твой долг!

С чего начать?

  1. Педагог должен почувствовать внутреннюю потребность знакомиться с музыкой великих композиторов, картинами известных художников, его душа должна жаждать узнать как можно больше о тех произведениях, которые его интересуют. Его должно охватывать душевное волнение при виде картин или слушании музыки. Он должен открывать для себя в них что- то свое, сокровенное, неведомое никому, только тогда он сможет найти ту струнку в душе ребенка, которая поможет ему приобщить его (ребенка) к волшебному миру большого искусства.
  2. Выбранные произведения, будь- то картины, стихи или музыкальные произведения, должны быть интересны, понятны и доступны и педагогу, и ребенку. Исходя из своего опыта для работы с детьми младшего возраста, считаю, что им доступны произведения таких известных художников как: Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели», Ивана Ивановича Шишкина «Утро в сосновом лесу», Виктора Михайловича Васнецова « Аленушка», « Богатыри», Исаака Ильича Левитана « Золотая осень». Из музыкальных произведений почти ко всем этим картинам подходит музыка Петра Ильича Чайковского из цикла «Времена года». И несмотря на кажущуюся трудность очень хорошо воспринимаются стихи Сергея Есенина.
  3. Перед тем как познакомить детей с самими произведениями нужно, чтобы они усвоили, что картины рисуют художники и картины хранятся в специальных зданиях, которые называются галереями. Самая известная и знаменитая – это Третьяковская галерея, которая находится в Москве, и названа в честь Павла Михайловича Третьякова, который ее построил (показать портрет Третьякова и здание Третьяковки). А музыку пишут композиторы, исполняют и слушают музыку в консерватории. Стихи пишут поэты, тематика стихов бывает разной. В доступной форме, (в нескольких предложениях рассказать биографию, а затем переходить к самим произведениям). Различные методы и приемы (рассказ, беседа, показ, вопросы и ответы), постараться раскрыть перед детьми волшебный мир картины, музыки, стихов.

Цель этих занятий педагог выбирает сам, можно просто смотреть, любоваться и беседовать, можно развивать фантазию ( например: а как бы вы изобразили.), воспитать у детей желание еще раз вернуться к этой картине, познакомиться с другими картинами, показать детям связь живописи, литературы и искусства.

Работа по картине Исаака Ильича Левитана

« Золотая осень»

Портрет Левитана и его картина на интерактивной доске задернута «шторкой».

Ребята! Скажите мне, пожалуйста, о каком времени года идет речь в это стихотворении:

Отговорила роща золотая

Березовым веселым языком

И журавли печально пролетая

Уж не жалеют больше ни о чем.

Конечно же, это про осень, с ее удивительными красками, пишет замечательный русский поэт Сергей Есенин (показывает портрет поэта). Вспомним и нашу осеннюю экскурсию на природу, где мы любовались золотыми листьями березовой рощи, удивительно синим небом. Это была живая природа родного края!

Я вам сказала тогда, что великий русский художник – пейзажист Исаак Ильич Левитан нарисовал картину « Золотая осень». Сейчас мы увидим портрет художника и его знаменитую картину « Золотая осень» ( Педагог открывает «шторку» на интерактивной доске, звучит фрагмент музыки Петра Ильича Чайковского из цикла « Времена года»- « Осень».

Внимательно посмотрите на картину и скажите, что вы видите, что вы чувствуете, глядя на картину И.И. Левитана «Золотая осень».

- Мы видим березы

-А какие стволы и листья у берез?

-У берез белые стволы и желтые листья

-А как еще можно сказать : листья какие?

- Листья «золотые»

-А что еще вы видите на картине?

- Голубое небо и речку, желтую травку и домики вдалеке.

Да, это, ребятки, мы видим. А сейчас скажите мне, что вы чувствуете глядя на картину: грусть, радость, волнение?

- Грусть, потому что осенью птицы улетают в теплые края, солнышко не так ласково греет, как летом, листья деревьев облетают, скоро будет холодно, наступит зима.

- А почему так много желтого цвета на картине?

- Потому что осень!

- Совершенно верно, основной цвет осени это желтый – «золотой»

А теперь, ребята, послушайте как описывал свои картины И.И Левитан. «Золотая осень»- нежно-белые стволы берез, голубое небо, холодная осень, реки, праздник золота и синевы!

И как кстати здесь стихи Сергея Есенина об осени, о золотых листьях, расскажите пожалуйста.

Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду.

Словно бабочек легкая стая

С замираньем летит на звезду.

Звучит музыка Петра Ильича Чайковского. Воспитатель приглашает детей на танец «Бабочки».

Дети сидят, опустив голову и обхватив колени, изображая бабочек. С первыми звуками музыки, «бабочки» поднимают головки и, как бы пробуждаясь ото сна, в который они впали с приходом осени. Но вдруг выглянуло солнышко и они проснулись, поглядели друг на друга и захотели полететь. Медленно они поднимаются, взмахивая « крылышками», поворачиваются направо, налево, затем идут (летят) в круг. Возвращаются на свои места и тут солнышко прячется, набегают тучи и «бабочки» вспоминают, что это уже осень. Последний раз взмахивают « крылышками» и медленно садятся, опуская головы, обхватывая руками колени.

Воспитатель благодарит за красивый танец и дети возвращаются на свои места.

Поэт Баратынский так писал об И.И. Левитане:

С природой одною он жизнью дышал:

Ручья разумел лепетанье,

И говор древесных листов понимал,

И чувствовал трав прозябанье;

Действительно, такой художник понимал разговор воды и деревьев, слышал как растет трава.

Я думаю, что увидев такую прекрасную картину, послушав замечательную музыку и стихи, вы тоже будете видеть красоту природы, любить и беречь ее, как любили великие художники, поэты и музыканты.

21.01.2017 23:15


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!