СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Растим патриотов России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка по музееведению

«Растим патриотов России»

  1. Пояснительная записка

В основу методической разработки положены следующие нормативно-правовые документы:

1. «Концепция модернизации российского образования на период до 2015 г.» (Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001, № 1756-р, Приказ Министерства образования РФ от 11.02.2002 № 393).

2. Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2008-2012 годы» (Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2008 г. № 422).

3. Закон «О музейном фонде РФ и музеях РФ».

4. Методическая разработка составлена в соответствии со ст.26 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1, Федерального компонента государственного стандарта общего образования, письма Минобразования России от 18.06.2003 №28-02-484/16, областного закона «Об образовании в Ростовской области» № 184-ЗС от 22.10.2004.

5. «Программа развития «Гражданско-патриотическое воспитание школьников» МБОУ Степано-Савченской ООШ»,

6. «Устава МБОУ Степано-Савченской ООШ».

Вырастить молодое поколение россиян, готовых жить в правовом, демократическом государстве, в условиях рыночной экономики, - главная задача общеобразовательной школы. Эта задача определяет новую идеологию воспитательной деятельности, важнейшим направлением которой является организация музейного дела через патриотическое воспитание. Школьный музей в патриотическом воспитании актуален, своевременен и современен. По своему профилю музей МБОУ Степано-Савченской ООШ является историко-краеведческим музеем. Он воссоздает страницы истории Малой Родины, школы, Великой Отечественной войны 1941-1945гг. Девиз музея - "Никто не забыт, ничто не забыто". На базе нашего музея работает кружок «Поиск». В него входят учащиеся 5 - 9 классов по желанию, добровольно.

На муниципальном уровне школа является муниципальной экспериментальной площадкой по проблеме «Гражданско-патриотическое воспитание в школьном содружестве «Истоки»» (приказ №162 от 26.12.05).

Обоснование актуальности и востребованности методической разработки.

Готовясь к 70-летию со Дня Победы,мною был разработан план работы кружка «Поиск» и тематико-экспозиционный план школьной краеведческой экспозиции «Ради жизни на земле» (Приложение №1).В этот план входят мероприятия по патриотическому воспитанию школьников. Я считаю, что мероприятие «Растим патриотов России» внесло неотъемлемую часть в патриотическом воспитании учащихся МБОУ Степано-Савченской ООШ.

Воспитание патриотизма – это воспитание любви к Отечеству, преданности ему, гордости за его прошлое и настоящее. Школьный музей является незаменимым помощником школы в патриотическом воспитании подрастающих граждан страны, так как решает задачи формирования патриотического сознания.

Целью моей методической разработки является обобщение собственного опыта работы по патриотическому воспитанию учащихся через музейную деятельность работы кружка «Поиск» в условиях МБОУ Степано-Савченской ООШ. Создание оптимальных условий для учителей и учащихся в использовании материалов,хранящихся в музее для обучения и воспитания подрастающего поколения.

Основные задачи:

  1. Формировать у школьников исследовательские навыки, научное мышление;
  2. Формирование чувства гражданственности и патриотизма, гордости за свою Родину,свой народ;

Мною накоплен определенный опыт работы кружка «Поиск» по патриотическому воспитанию детей, собран материал для школьного музея.«Кружок есть то звено, за которое нужно уцепиться для того, чтобы вытянуть всю цепь разнообразных форм внеклассной работы…Прочная постановка внеклассной работы может быть гарантирована только кружком. При правильной постановке внеклассной работы всё дело должно вестись и организовываться не только через кружок, но и от кружка, по возможности по его инициативе» - так писал советский учёный Н.Н. Баранский. Известный методист – историк А.А. Вагин подчёркивал, что кружок является наиболее гибкой формой, которая чаще всего становится организационным центром целого ряда внеклассных мероприятий. Высокая оценка кружковой работы неслучайна. Именно кружок позволяет сочетать и использовать разнообразные формы внеклассной работы.

Формы работы:уроки мужества, предметные недели, встречи, классные часы, конкурсы, экскурсии, посещение районного музея, праздники, конференции, исторические игры, викторины, проектная и исследовательская деятельность, использование интернет–технологий, создание видеопрезентаций, оформление выставок, обновление экспозиций, поисковая деятельность и работа кружка «Поиск».

Основные идеи:

Центральной идеей методической разработки является идея гуманизма и сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего Отечества,родного края, школы. Для успешной реализации необходимо систематическое проведение предусмотренных занятий, особенно его регионального компонента; заинтересованность детей и педагогов.

Методами обучения являются:

словесный – передача необходимой для дальнейшего обучения информации;

наглядный – просмотр видеофильмов, слайдов, посещение экспозиций и выставок музеев; поисковый – сбор информации по заданной теме; исследовательский – изучение документальных, вещественных источников (предметов) для развития мыслительной и интеллектуально-познавательной деятельности.

Контроль знаний, умений, навыков:

Оценка полученных знаний производится после прохождения теоретического блока в виде проверочных тестовых заданий и практических заданий (описание музейного предмета, составление карточки описания, заполнение инвентарной книги).

Практическая часть контроля знаний, умений, навыков основана на участии детей в составлении плана работы музея,кружка, оформлении выставок, экспозиций, разработке и проведении экскурсий, изучении коллекции. Итогом работы является подготовка учащихся к участию в научных конференциях, оформление собственного исследовательского проекта и его презентация

Итогом наших исследований является участие в масштабных мероприятиях, таких как «Открытие обновлённой мемориальной доски на братской могиле в х.Степано-Савченском» (Приложение №2), «Перезахоронение неизвестного солдата в братскую могилу х. Степано-Савченского» (Приложение №3).

Ожидаемые результаты:

Внешние результаты:

  1. Достижения обучающихся на муниципальных, областных, Всероссийских конкурсах, конференциях (дипломы, грамоты).
  2. Работа поисковых отрядов по заданиям Совета музея, кружка «Поиск».
  3. Постоянное развитие музея, увеличение количества экспонатов, появления новых разделов.
  4. Интерес к экскурсиям, экспедициям.

Внутренний результат увидеть сложнее. Он выражается в положительных изменениях, происходящих с личностью обучающихся, в их духовном росте.

  1. Основная часть.

Методическая разработка внеклассного мероприятия (митинга) по теме: «Растим патриотов России».

Этапы и ход мероприятия.

1 этап. Подготовительный (приглашение гостей, оформление выставки, самостоятельная работа обучающихся и консультация с учителем) – за неделю до мероприятия;

2 этап. Организационный (встреча гостей, сбор учащихсявозле школы, подготовка помощников) – непосредственно перед мероприятием;

3 этап. Вступительная часть (выступление руководителя кружка «Поиск».представление гостей ) – 2 -3 мин.;

4 этап. Основная часть. Ход митинга. Выступление гостей, ведущих, учащихся. Показ презентации 30 мин.;

5 этап. Возложение венков, цветов. 5мин.;

6 этап. Заключительный (закрытие митинга, благодарность гостям за встречу) – 5 мин.

Содержание внеклассного мероприятия «Растим патриотов России».

Сценарий митинга, посвященного перезахоронению останков Неизвестного солдата.

Дата и место проведения: 6 мая 2014 года.х.Степано-Савченский

Цель мероприятия: приобщение учащихся к поисковой и исследовательской работе. Продолжать работу по патриотическому воспитанию на примере жизни и подвигов погибших солдат, ветеранов войны и труда.

Задачи:

1.Формирование чувства гражданственности и патриотизма,гордости за свою Родину,свой народ.

2.Снижение уровня правонарушений и вредных привычек школьников средствами патриотического воспитания

Оборудование:ноутбук, выставка в музее.

Ход внеклассного мероприятия

Звучит песня «Журавли»

Ведущий: Добрый день! Сегодня на этом месте у памятника воинам-землякам собрались неравнодушные люди, которые свято хранят память о погибших воинах, защищавших русскую землю в годы Великой Отечественной войны. Спустя 69 лет наша многострадальная земля покоит в своих недрах останки воинов, о которых не знают их родственники.

Митинг, посвященный перезахоронению останков неизвестного солдата, погибшего на Милютинской земле в годы Великой Отечественной войны, объявляется открытым.

Звучит Гимн России.

Ведущий: Слово для открытия митинга предоставляется главе Маньково-Берёзовского сельского поселения Парфёнову А.И.

- Уважаемые жители, гости!Сегодня мы собрались, чтобы перезахоронить останки неизвестного солдата, погибшего в 1942 году. Прошло 69 лет со дня Победы.Но до сих пор прошлое напоминает о тех, кто погиб в годы войны. Нет семьи,которая не потеряла бы отца, брата, сына, сестру или дочь. Нет дома, которого не коснулось бы военное горе.Проходятгоды… Они всегда с нами и в нас. Не может быть забвения для тех, кто до последней капли крови своей защищал нашу Родину,кто отдал свою жизнь за родную землю.Перед подвигом советского солдата склоняемголову.

Ведущий. Слово предоставляетсяПлахотину АндреюАнатольевичу, начальнику Отдела военного комиссариата Ростовской области по Морозовскому и Милютинскому районам (по согласованию) (Приложение №4).

Ведущий. Слово предоставляется Королёву А.Н – главе администрации Милютинского района.

Ведущий. Слово предоставляется Сахно Александру Викторовичу – поисковику:

- Во время уборки территории брошенного двора в хуторе Покровском были обнаружены останки неизвестного солдата, приблизительно погибшего в 1942 году. Былапроведена эксгумация останков. Но установить имясолдата не удалось. Теперь он будет похоронен как Неизвестный солдат.

Чтец 1. Где последний приют солдата?

Кто заплачет о нем навзрыд?

Ведь считали же мы когда-то,

Что никто у нас не забыт.

Чтобы правду на солнце вынесть,

Тут нужны почитай года…

Но свершится справедливость –

Лучше поздно, чем никогда.

Чтец 2. Должны мы все прощение просить:

«Простите нас! Простите нас, солдаты,

Что не могли мы вас похоронить.

Последний долг мы отдадим сейчас,

Чтоб с совестью спокойной дальше жить.

Должны найти мы каждого солдата

И всех до одного похоронить».

Ведущий:

Из протокола эксгумации:

При проведении поисковых работ на краю зарастающего поля были обнаружены останки бойца, погибшего предположительно в 1942 году.

Боец обнаружен в одиночном окопе, почва глинистая, состояние костных останков плохое. Вместе с ними было обнаружено: лопатка саперная, мундштук курительный, нож складной, карандаш химический, бритва опасная, стреляные гильзы.

Ведущий:Как хорошо, что есть поисковики, как славно, что есть люди, которым небезразлична судьба солдат Великой Отечественной войны. Каждый раз с замиранием сердца они раскапывают холм и вдруг находят останки. И в душе надежда: хотя бы был медальон. Когда находится медальон и возникает возможность его раскрыть, следующая надежда: только была бы заполнена записка. А потом и опять надежда: найти бы семью, сообщить, что родственник геройски погиб, а не пропал без вести. Низкий вам поклон, поисковики, и большое человеческое спасибо!

(поклон)

Ведущий:Слово предоставляется Аникеенко И.М.,очевидцу тех незабываемых событий.

- В 1942 году было страшное время.Мой отец погиб на фронте.А мою мать Аникеенко П.М. фашисты расстреляли за связь спартизанами 12 декабря1942 года. Помните, люди, какой дорогой ценой мы заплатили за нашу свободу! Этот солдат погиб, его родные так и не узнали,где он погиб, где похоронен. Вечная слава герою!

Ведущий. Как бы грамотно не работали поисковики, все равно те, кто приняли смертный бой, стали просто землей и травой. И в этой земле, и в этой траве – их душа, их бессмертная душа.

Звучит песня «Отгероях былых времен»

Под музыку мальчик на траурной подушечке показывает всем капсулу и медальон воина, рядом с ним дети со свечками и цветами. Дети со свечами и цветами заходят на территорию памятника к плите, где выбито имя, ставят свечи и кладут цветы.

Ведущий:

Вновь скупая слеза сторожит тишину.

Вы о жизни мечтали, уходя на войну.

Сколько юных тогда не вернулось назад,

Не дожив, не допев, под гранитом лежат.

Глядя в вечный огонь – тихой скорби сиянье,

Ты послушай минуту, минуту молчанья.

Ведущий: Минутой молчания мы чтим всех погибших в Великой Отечественной войне. Наступает минута молчания.

Звучит метроном.

Вечная слава героям, павшим в борьбе за независимость нашей Родины !Звучит песня Д. Тухманова «День Победы».

Чтец. Я хочу, чтоб на нашей планете

Никогда не печалились дети,

Чтоб не плакал никто, не болел,

Только б хор наш ребячий звенел.

Чтоб навек все сердцами сроднились,

Доброте чтобы все научились.

Чтоб забыла планета Земля,

Что такое вражда и война.

Слово молодому поколению:

- Мы, молодое поколение,будем делать всё,чтобы сохранить память о тех, кто погиб за нашу Родину.

Ведущий. Уважаемые гости и жители хутора сейчас мы должны предать земле останки неизвестного солдата, погибшего в годы Великой Отечественной войны в 1942году.

Звучит оружейный салют.

Панихиду ведёт отец Александр Персианов: Сегодня мы предали земле останки неизвестного солдата. Пусть душа его успокоится.Вечная слава и вечный покой!

Возложение венков и цветов.(Приложение №5)

Ведущий. Митинг, посвященный перезахоронению останков воина, погибшего в хуторе ПокровскомМилютинского района в годы Великой Отечественной войны, объявляется закрытым.

Звучит Гимн России(все участники исполняют стоя).

  1. Заключение.

Методическая разработка внеклассного мероприятия по теме: «Растим патриотов России»имеет большой воспитательный потенциал. Кроме краеведческого, гражданско-патриотического воспитания, она формирует социально-нравственное, общекультурное, интеллектуальное развитие учащихся, делает их полноправными гражданами своей страны.

Практический материал можно использовать при проведении тематических воспитательных мероприятий со школьниками 10-15 лет. Лучше проводить торжественные митинги у мемориалов Славы, братских могил павшим воинам в годы Великой Отечественной войны. Предлагаемый материал рекомендую организаторам, классным руководителям при подготовке подобных мероприятий.

Данная разработка поможет классным руководителям и преподавателям учреждений начального и общего образования в практической реализации программы по новому ФГОС в обязательном выполнении требований по формированию общих компетенций.

Список литературы(для учителя и учащихся).

Акулич Е. М. Музей и регион. Монография. Екатеринбург, 2004.

Дубов И. В. Музееведение: исторические и краеведческие музеи. Краткий курс лекций. СПб., 2004.

Зайцев Г. Б. Музеи мира. Учебный справочник. Екатеринбург, 2001.

Константинова С. С. Экзамен по музееведению. М., 2005.

Лысикова О. В. Музеи мира. М., 2004.

Магомедов А. Д. Историческое краеведение и музейное дело. Учебно-методическое пособие. Махачкала, 2003.

Музееведение: музеи исторического профиля.// Под ред. К. Г. Левыкина, В. Хербста. М., 1988.

Овчинникова Б. Б., Чижова Л. В. Музеи России: становление и развитие до начала ХХ в. Екатеринбург, 2002.

Полякова М. А. Охрана культурного наследия в России. М., 2005.

Решетников Н. И. Музееведение. Курс лекций. М., 2000.

Сотникова С. И. Музеология. М., 2004.

Старикова Ю. А. Музееведение. Конспект лекций. М., 2006.

09.01.2016 14:35


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие записи

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!