СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Метод проектов как необходимое условие индивидуализации процесса обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мечта учителя - это полное раскрытие возможностей и способностей каждого ученика, развитие его неповторимой индивидуальности. Какими качествами сегодня должен обладать выпускник? Это способность брать на себя ответственность в принятии решения, уметь оценивать и анализировать результаты своей работы, делать правильный выбор и на основе этого накапливать дополнительную информацию; осуществлять поиск необходимой информации, уметь ее обрабатывать, хранить и использовать. В связи с этим необходимо использовать формы индивидуальной работы в процессе обучения.

Цель работы учителя – это создание условий для формирования у учащихся основ теоретического и логического мышления, развитие ключевых компетентностей в коммуникации, в информационном обеспечении и стремление научить ребёнка самостоятельно добывать новые знания и мыслить. Поэтому, как учитель, я ставлю перед собой следующие задачи:

· развитие у учащихся информационно коммуникативных компетентностей средствами своего предмета, как в урочной, так и во внеурочной деятельности;

· привлечение учащихся к активной научно-исследовательской деятельности;

· удовлетворение интересов, склонностей и способностей учащихся.

При реализации индивидуального обучения интересна такая технология как метод проектов.

По определению проект - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. То всегда творческая деятельность[1].

Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде. [2]

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы.

Требования, предъявляемые к использованию метода проектов:

1) наличие значимой проблемы (задачи), требующей интегрированного знания;

2) практическая, теоретическая, познавательная значимость результатов;

3) самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;

4) структурирование содержательной части проекта;

5) использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

• определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;

• выдвижение гипотезы их решения;

• обсуждение методов исследования;

• обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, творческих отчетов), сбор, систематизация и анализ полученных данных;

• подведение итогов, оформление результатов, их презентация: выводы, выдвижение новых проблем исследования. [3]

Учителю не обязательно ставить перед учеником задачи, связанные с новыми (научными) открытиями. Основная задача состоит в том, чтобы развить личность учащегося, научить навыкам исследовательской работы, самостоятельному получению знаний.

В вариативную часть учебного плана лицея входит предмет «Технология выполнения учебно-исследовательской работы». В рамках данного курса учащиеся знакомятся с видами исследовательских работ, требованиями к оформлению работ, правилами работы с дополнительными источниками информации. На практике под руководством учителя учащиеся создают свои первые научно – исследовательские работы. В 9-х классах исследование носит реферативный характер по материалам информационных технологий и теории информации. В 10-х классах исследовательские работы реализуются в конкретные практические разработки программных продуктов. Причем используются компьютерные технологии как изучаемые в курсе преподавания предмета информатика, так и выходящие за рамки школьной программы. После того как исследовательская работа выполнена, учащиеся представляют их на лицейской научно- практической конференции. Получив положительные отзывы, ученик представляет свою работу на городских, краевых и региональных научно – практических конференциях.

Я, как учитель, всегда стараюсь заинтересовать учащихся своим предметом. Тему исследовательской работы учащийся может выбрать сам из той области информатики, которая его интересует. Но бывает и так, что учащиеся испытывают трудности в выборе темы проекта. Для решения этой проблемы необходимо подготовить «банк проектов», провести разъяснительную работу о значимости того или иного проекта.

В своей работе целесообразно использовать различные виды проектов:

1) Исследовательские проекты. Эти проекты требуют хорошо продуманной структуры проекта, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Например: «Плюсы и минусы сотовой связи», «Компьютерное пиратство», «Мошенничество в сети Интернет».

2) Творческие проекты. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сайте, видеофильме и т.д.). Например: видеофильм «Наша группа», разработка рекламного баннера.

3) Практико-ориентированные проекты. Эти проекты отличает обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта. Например: «Решение уравнений и неравенств в программе Match Cad», «Решение задачи оптимального планирования расчета стоимости рекламной компании общеобразовательного учреждения». [1]

Также при написании проектов необходимо уделять внимание и интегрированным исследовательским работам. Например: интеграция предметов «история» и «информатика». Проекты моих учеников: «История одного маршрута» (видеофильм), «Экскурсия по Березникам» (веб-сайт), «Раскрытие понятия «гражданское общество» в интернет сообществах».

На последних этапах проектирования и учащийся, и педагог анализируют и оценивают результаты деятельности. Причем оцениваться должен не объем освоенной информации, а ее применение в деятельности для достижения поставленной цели. Таким образом, я считаю, что обычная пятибалльная система не очень подходит для оценивания проектов. Для оценивания проектов использую рейтинговую оценку. Учащиеся также принимают участие в оценивании проектов. Для этого перед защитой на каждого учащегося составляется индивидуальная карта. В ходе защиты она заполняется педагогом и одноклассниками. После этого подсчитывается среднеарифметическая величина из расчета балла.

Суммирование выглядит следующим образом:

85-100 баллов - «5»

70 - 85 баллов - «4»

50 -70 баллов - «3»

Примерные критерии оценивания:

1) актуальность;

2) качественный анализ состояния проблемы;

3) владение автором специальным и научным аппаратом;

4) сформулированность и аргументированность собственного мнения;

5) практическая и теоретическая значимость исследования;

6) четкость выводов и обобщений;

7) грамотность оформления и защита результатов исследования.

Исследовательская работа с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала.

При выполнении исследовательской работы учитель формирует у учащегося:

• Мыслевыдвижение идеи (мозговой штурм);

• Презентационные: (построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности);

• Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;

• Поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;

• Информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск.

К преимуществам индивидуальной формы обучения можно отнести: самостоятельное усвоение знаний учащимися; формирование необходимых умений и навыков; развитие самооценки учеников, познавательной самостоятельности, творческих способностей; обеспечивается повышение эффективности обучения, а также удовлетворение и развитие потребностей школьников в процессе обучения.

Умение применять информационные технологии, умение собирать материал по теме, анализировать и обобщать дает возможность учащимся проявить себя, почувствовать свои силы, свой успех.

Категория: Информатика
16.02.2018 16:53


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!