СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Метод проектов (II)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Метод проектов в обучении ИЯ

Для эффективного и грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовка. Такая подготовка учащихся должна проводится учителем постоянно и систематически, а не только перед работой над проектами. Также мне хотелось бы назвать некоторые требования к проектной форме работы, которые я ставлю перед собой и учениками. 1. Проектные работы должны стимулировать мотивацию ученика, вызывать у него интерес и желание хорошо выполнить задание; 2. Проектную работу нужно хорошо подготовить с точки зрения, как содержания, так и формы, четко организовать. Здесь важно, чтобы учащиеся были убеждены в необходимости хорошо исполнить ту или иную функцию в проекте (тем более, если проект является коллективным). При таком условии речь учащихся будет естественной и убедительной; 3. В проектной работе должны быть заняты все учащиеся; 4. Проектная работа должна проводится в доброжелательной творческой атмосфере и должна вызывать у школьников чувство удовлетворения и радости. Регулярное выполнение такого вида работы придает ребятам чувство уверенности в своих силах, в том, что они могут это выполнить; 5. Выполняя проектную работу, учащиеся должны в активном речевом общении с максимальной эффективностью использовать отработанный лексический материал той или иной темы; 6. Учитель должен уделить большое внимание организационным вопросам в подготовке проектов, активизировать самостоятельную деятельность школьников по усвоению новых знаний и умений. Постепенно активная деятельность учителя на уроках, начиная с момента изучения темы, должна перейти в активную самостоятельную деятельность учащихся при защите своих проектов; 7. Учитель должен установить контакт с ребятами. Создание благоприятной, доброжелательной атмосферы на занятиях и на заключительных уроках защиты проектов – очень важный фактор, значение которого трудно переоценить; 8. Группы по возможности должны быть поделены равномерно, чтобы в каждой группе были сильные и слабые ученики. Сильные учащиеся помогают слабым; 9. Каждый участник проектной работы совершает речевые действия, обусловленные темой проекта, но за каждым из них остается определенная свобода речевых высказываний; 10. Учитель не навязывает тему проектов (если их несколько). Учащиеся выбирают ее сами и роли и функции в выполнении проектов учащиеся распределяют между собой по их усмотрению, учитывая свои желания, возможности и способности. Как правило, это зависит от особенностей группы и личностных характеристик учащихся, а также от степени владения ими английского языка; 11. Активная помощь учителя на стадиях подготовки проектов и невмешательство его в процессе защиты; 12. Оценивая проекты, учителю следует проявлять такт (особенно, если это касается оценок результатов первых проектов). Отрицательная оценка деятельности ее участников неизбежно приведет к снижению активности в дальнейшем. Таким образом, для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовка, создание прочной базы у учащихся, которая осуществляется в системе обучения. Каждый проект относится к определенной устной теме. Сначала учащиеся усваивают необходимый грамматический и лексический материал в рамках учебной темы. Учащиеся должны хорошо владеть активной лексикой, перед тем как перейдут к обсуждению проблемных вопросов и в дальнейшем к творческим проектам. Проекты планируются к представлению по окончании работы над темой и усвоения лексико-грамматического материала. Приемы проектных работ в зависимости от возраста учащихся, темы, подготовленности по английскому языку, интересов, временных рамок и других факторов могут быть разными. Они могут быть упрощенными или развернутыми. Но основные принципы у всех проектных работ следующие: 1. Вариативность. Проектные работы могут быть выполнены в индивидуальной, парной или групповой форме. Они могут быть представлены описаниями, диалогами в форме стенгазеты, плакатов, брошюр, журналов, писем и т.д.; 2. Решение проблемы. Если мы ставим перед ребятами проблему, они стараются ее решить. Решая ее, они думают, а, думая, учатся. А если это происходит на уроках иностранного языка, то это хорошее осуществление процесса изучения языка; 3. Заинтересованность. Чтобы выполнение проектных работ не было для учеников обузой, только бы отделаться, очень важно заинтересовать учащихся темой, дать дополнительный, познавательный материал. На уроках в процессе обучения можно включать игры, шутки, выслушивать интересные факты от учащихся (даже, если они на русском языке); 4. Личностный фактор. В процессе подготовки проектных работ у ребят есть возможность рассказать о себе, о своей жизни, увлечениях, а может быть и о проблемах; 5. Адаптация знаний. Проектные работы должны соответствовать подготовленности и обученности детей. Самая главная особенность проектной работы состоит в том, что основная деятельность выходит за пределы класса. Как правило, проект включает несколько стадий. Первый этап. Учитель не в насильственной форме помогает учащимся разделить класс на группы. Здесь же обсуждаются темы, способы сбора информации, формы презентации. Второй этап. На этом этапе ученики обычно занимаются деятельностью за пределами класса. Учащиеся собирают информацию, берут интервью, подыскивают соответствующий иллюстрирующий материал, оформляют свою проектную работу, используя все необходимое для этого: бумагу, ножницы, клей, картинки, карты, национальную атрибутику (флаги, деньги, значки.) и т.д. На третьем этапе, когда ребята возвращаются в класс, происходит презентация проекта. Презентация может происходить в разной форме. Устная презентация, наиболее трудная, и ее, как правило, выбирают сильные, уверенные в себе ученики. Но помимо того, что она трудная, она еще и более интересная для остальных учащихся. Слышать, как их сверстники говорят на иностранном языке, какие интересные факты они обнаружили - это хороший стимул. И моя личная практика показывает, что, несмотря на определенные трудности устной формы презентации, все больше и больше учащихся выбирают именно такую форму в своих дальнейших работах. Каждая группа сама решает, кто за что будет отвечать, распределяют между собой обязанности и роли. Во время презентации остальные группы внимательно слушают, делают записи, а по окончании презентации вносят свои предложения, задают вопросы, комментируют, что больше всего понравилось, а что не очень, но при этом стараются избегать критики. Лучшие работы, а может быть и все, затем выставляются в классе для того, чтобы учащиеся и других классов могли их посмотреть, почитать, взять на заметку. Между первым и вторым этапами, если есть урок английского языка, ребята могут попросить учителя о помощи в плане исключения ошибок из будущего проекта, что-то уточнить или спросить употребление каких-нибудь грамматических конструкций. Оценка за проекты обычно выставляется по определенному критерию оценок, учитывая не только лингвистическую сторону (беглость, правильность, содержание), но и уровень проявленного творчества, четкость презентации. Теперь хочу поделиться своим опытом применения проектной методики при изучении отдельных тем в 10-11 классах. Здесь надо сказать, что, если я привожу примеры проектных работ в старших классах, это не значит, что они не делаются в классах среднего звена. Но, учитывая специфику школы, в которой я работаю, именно в 9-11 классах эта форма работы особенно часто используется. Дело в том, что в нашей школе существуют профильные уроки. С 9 класса ученики выбирают для себя по два профильных предмета, которые они посещают раз в неделю. Как правило, это спаренные уроки. На такие профильные уроки учащиеся ходят согласно своему желанию, способностям, перспективе на будущее. Профильные уроки по английскому языку называются «коммуникативные курс английского языка». Вот здесь как раз, проектная форма работы очень актуальна. Спаренные уроки дают возможность презентации, как говорится не спеша. Но еще раз подчеркиваю, что проектная форма работы выбирается мной не только на профильных уроках английского языка, но и на обычных уроках. Пример № 1. Тема цикла «Как разнообразен мир». Начинаю первый урок по этой теме с вступительной беседы. Перед собой я ставлю задачу вызвать интерес к теме и настроить учащихся на восприятие материала. Затем я говорю детям, что по окончании изучения темы они должны будут представить в классе один из трех выбранный ими проект: 1. «Влияние географии на людей и их образ жизни». Поясняю, что в этой теме они должны будут показать влияние географического положения страны на различные сферы жизни людей (основные виды деятельности, еда, национальная символика, традиции и т.д.). 2. «Лучший из всех возможных миров». Я говорю ребятам, что в этой теме они должны показать достоинства места, которые они считают лучшим их всех возможных миров. Для этого я предлагаю им использовать юмор, фантазию, воображение и предлагаю проиллюстрировать свои идеи. Здесь ребятам также предлагается рассказать своим одноклассникам, почему они хотели бы жить в этом месте, ответить на вопросы, чтобы пояснить свои идеи. 3. «Добро пожаловать в Россию». По этой теме я говорю учащимся, что проект может быть сделан в форме гида для туристов. Для этого нужно выбрать регион в твоей стране и описать его географические особенности. Здесь же можно дать советы иностранцам, как справиться с погодными условиями в этом регионе. Описать людей этого региона и их обычаи. Подобрать иллюстрации. Итак, задача перед учениками поставлена. Они введены в курс того, что именно они будут изучать в данном цикле. У них есть достаточно времени, чтобы определиться и выбрать наиболее интересную с их точки зрения тему. Я сразу говорю, что работа может быть как индивидуальной, так и групповой или парной. Если интересы их к темам совпадают, то они могут объединиться и вместе продумать содержание и форму проекта. Вот так с самого первого урока ведется подготовка к проектам. А на последующих уроках осуществляются все аспекты по владению темой данного цикла. Работа ведется над лексикой, грамматикой, усвоением речевых образцов, читаем тексты, обсуждаем их, ребята высказываются по ним, слушаем пленку, выполняем упражнения. В познавательном аспекте учащиеся знакомятся с географическими особенностями Великобритании, США, Австралии и России. Географические сведения об этих странах изучаются наряду с их влиянием на образ жизни людей, особенности становления национального характера. В учебном аспекте формируются лексические навыки по теме «Географическое положение» (35 лексических единиц). Совершенствуются грамматические навыки употребления в речи косвенного вопроса, а также сложноподчиненных предложений с придаточными предложениями причины и следствия, развивается умение запрашивать информацию в различных формах, в зависимости от ситуации общения. В чтении объектами обучения являются навыки лексики по темам «Географическое положение», «Национальный характер» (69 лексических единиц). Ведется работа над повышением скорости чтения, развивается умение догадываться о значении неизвестных слов по словообразовательным элементам и контексту. В плане аудирования отрабатывается умение понимать речь в фонозаписи, умение понять основную идею, общее содержание текста. В плане письма развивается умение выписывать из прочитанного то, что необходимо. Продолжается развиваться способность к анализу, сравнению, к догадке, к формированию выводов из прочитанного. В воспитательном аспекте ставятся задачи понимать особенности жизни людей и причины появления стереотипов, о людях англоязычных стран и своей страны, формирование чувства гордости за свою страну, родную культуру. Все эти уроки (2-8), это и есть подготовительный этап, который обеспечивает языковые и речевые умения школьников. Ребята уже после 4 уроков определяются с темами и формами своих проектов и таким образом, проводится параллельная работа над проектом. Тексты из учебника, книги для чтения служат содержательной базой для развития речевых и исследовательских умений учащихся. Поскольку, я ставлю перед ребятами задачу максимально в своих проектах использовать лексику и грамматику данного цикла, на уроках много выполняется упражнений на их закрепление. Далее, я уточняю дату защиты проектов. Этому может быть посвящен не один, а несколько уроков, чтобы дать возможность всем учащимся представить свои проекты. Учащиеся также разрабатывают критерии оценки проектов и в соответствие с этими критериями оценивают каждый проект. Лучшие проекты выставляются на стенд с целью ознакомления с ними других учащихся, учителей, родителей. Я в свою очередь также оцениваю каждого учащегося в соответствие с тем, какую роль он сыграл в подготовке проекта, и как он его представил. Пример № 2, 11 класс. Тема цикла «Хороша ли система социального обеспечения?». Начиная тему данного цикла, я обращаю внимание учащихся на шестой раздел, где записана тема их будущего проекта «Идеальная система обеспечения благосостояния граждан». На этом же уроке я предлагаю учащимся разделиться на группы. Я слежу, как они это делают. Если группы получаются неравномерные по силам, я предлагаю сделать замены, чтобы слабые ученики непременно попали к сильным. Когда группы более или менее сформированы, я объясняю в чем будет заключаться их будущий проект, ребята записывают, что они должны отразить в содержании проектов хорошо продумав основные аспекты программы, включая: • основные принципы; • основные сферы, в которых работает система (социальное обеспечение, страхование, здравоохранение); • источники дохода; • налоги; • различные виды помощи (основные и дополнительные); • условия, при которых эту помощь можно получить; •органы, ответственные за функционирование: правительство и органы местной власти. Далее, я черчу на доске схему, которая им может пригодиться в проектах и говорю детям, что эту схему можно будет заполнять по мере изучения материала. Таблица 1

Категории граждан, получающих помощь Условия Доступность Компенсация Длительность Помощь национальной системы страхования Помощь системы социального обеспечения Расходы в процентах

Источники обеспечения

Налоги Пожертвования

Органы, отвечающие за…

Правительство

Органы местной власти

Моя практика показывает, что при виде всего этого у учащихся появляется на лицах испуг, недоумение, неуверенность. Дело в том, что не все учащиеся даже на русском языке понимают значение этих слов и плохо ориентированы в этом вопросе. Я их успокаиваю и говорю, что все это они узнают и, что справятся с поставленной перед ними задачей. Тем более, что опыт проектной работы у них уже есть. Будучи не очень четко представлял себе работу системы социального обеспечения вообще, ребята знакомятся с некоторыми сторонами обеспечения населения Великобритании, США, Германии и России. Они знакомятся с положением безработных в этих странах, узнают некоторые особенности взаимоотношений членов британских семей, принадлежащих к разным поколениям, видят некоторые различия во всем этом и в последствии, работая над проектом «Идеальная система соцобеспечения», учитывают все «за» и «против». Далее, на последующих уроках цикла идет плановая, поэтапная работа над лексикой (106 лексических единиц), грамматикой (союзы и предлоги). Продолжается работа по развитию умения читать с целью извлечения конкретной информации. В плане письма ребята много записывают интересных и нужных на их взгляд фраз из текстов и Activity Book, которые они затем употребляют в своих проектных работах. В уроках этого цикла я провожу большую работу с учащимися в плане выяснения непонятных для них терминов через лингвострановедческий справочник, который дается в учебнике. К моменту приближения дня защиты проектов, я прошу назначить одного из членов председателем. Председатель комитета имеет право решающего голоса, ему также принадлежит право на заключительное слово. Во время выступления одного комитета, участники других комитетов готовят вопросы, которые они могут задавать во время выступления членов комитета и после выступления. В заключение, после выступления представителей всех комитетов, обсуждаются предложенные проекты всеобщего благосостояния, и выбирается тот, который, по мнению большинства, может обеспечить достойную жизнь своим гражданам. Если, я как учитель считаю, что данная тема является достаточно трудной для большинства ребят, я могу устроить промежуточный контроль, который покажет, как учащиеся усвоили лексико-грамматический материал, как они разбираются в тех или иных вопросах. Этот контроль можно провести в виде игры. Я быстро делю класс на две части: туристы и гиды. Туристам дается установка, что они мало знают о том, как система социального обеспечения работаем в нашей стране. Предлагаю им поработать в парах и обсудить, что они хотят узнать. Они записывают вопросы, которые потом зададут гидам. Гидам же я даю задание вспомнить и предоставить информацию о том, как работает система социального обеспечения в их стране. Они тоже работают в парах, готовят информацию для туристов о системе социального обеспечения. Гиды начинают рассказывать, туристы задают вопросы. Такая полезная тренировка в речи может облегчить учащимся защиту их проектов. После презентации данных проектов, я собираю их для проверки, а затем на уроке, мы разбираем типичные ошибки и подводим итоги. Я выясняю у ребят, с какими трудностями они столкнулись, готовясь к заключительному уроку цикла — презентации проектов, вместе ищем пути улучшения этого вида деятельности.

13.12.2015 21:11


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!