СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Метод кейс-стади как эффективное средство организации самостоятельной работы учащихся на уроках иностранного языка в основной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Известно, что главная цель изучения иностранного языка на второй ступени в основной школе — последовательное и систематическое развитие навыков говорения, письма, чтения и аудирования. Следует отметить, что в основной школе обучение иностранному языку направлено на изучение языка как средства общения в международном масштабе. Учащиеся должны уметь себя адекватно вести в любой речевой ситуации. Для инновационной экономики нужен «инновационный человек», не только способный в полной мере использовать достижения науки и техники, но и ориентированный на создание инноваций, внедрение их во все сферы общественной жизни.

Помимо качества образования, значительную роль для будущего инновационного развития играют и формируемые у человека жизненные установки, модели поведения, которые либо способствуют распространению инноваций в экономике и общественной жизни, либо препятствуют ему.

Пособие М. В. Антиповой «Метод кейсов» (Сase-study). Автор описывала этот метод как инструмент, позволяющий применить теоретические знания к решению практических задач. Учитель предлагает детям провести самостоятельное исследование в группах. Цель — совместными усилиями группы проанализировать ситуацию, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; результат — оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.

Урок прошел в несколько этапов:

  1. Этап погружения в совместную деятельность. На этом этапе учитель представляет видео-кейс и организовывает обсуждение (“Children, you have watched the video-letter. Now I want you to discuss it together, in groups. Ask each other what it is about. And tell me what the students ask you to do”). В ходе обсуждения была выявлена проблема: «Как можно рассказать иностранному школьнику о российском образовании?»
  2. Этап организации совместной деятельности. Это этап самостоятельной работы учащихся. Каждому учащемуся необходимо принять участие в обсуждении, высказать свою точку зрения и получить представление о мнениях других участников. Этап способствует выработке навыков командной работы и побуждает каждого быть полностью подготовленным к работе, так как в малой группе невозможно скрыть некомпетентность. Задача группы — подготовиться к формулированию своих выводов и заключений перед межгрупповым обсуждением. Также на этом этапе преподаватель убеждается в хорошем усвоении материала учащимися и в правильном понимании всеми присутствующими проблем, представленных в ситуации. Преподаватель отвечает на вопросы, а также дает возможность изучить дополнительный материал, которым учащиеся могут воспользоваться на следующем этапе работы над кейсом.
  3. Этап анализа и рефлексии совместной деятельности. Этот этап проводился на основе сообщений подгрупп. Представители, делегированные каждой из подгрупп для презентации итогового материала, выступили со своим анализом и предполагаемыми решениями, а участники из других подгрупп выступили в роли оппонентов. Им предлагалось заранее подготовить вопросы, которые они могли бы задать. Преподаватель контролирует ситуацию и исполняет роль координатора и руководителя дискуссии, активизируя и направляя ее.

Учитель сначала предлагает учащимся выразить свои мнения, а затем и сам оценивает выводы групп и отдельных участников, а также всю дискуссию в целом. Итоги работы представляются в виде групповых проектов, что способствует формированию аналитических способностей, умения обобщать материал, системному мышлению.

Таким образом, на представленном примере можно увидеть, что метод кейсов может стать эффективным средством организации самостоятельной работы учащихся на уроках иностранного языка на средней ступени обучения в основной школе, так как он является одним из методов активного обучения, которое, в свою очередь, направлено на формирование активной позиции учащихся в процессе обучения. А самое главное, что такая активная деятельность, возможность творческой самореализации, поиск путей решения проблемы самостоятельно очень нравится школьникам. Не нужно «давать» учащимся информацию, не нужно показывать им пути решения проблем, нужно просто поставить перед ними цель и скорректировать (при необходимости) алгоритм ее достижения. И лишь тогда учащиеся урок за уроком, год за годом будут обретать навыки самостоятельной работы над учебным материалом, будут стремиться к самопознанию и саморазвитию!

15.10.2017 16:11


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!