СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика обучению письму

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методика обучения письму предполагает освоение учащимися способов письма, формирование навыков и умений письма, соблюдение правильных гигиенических требований к письму.

Методика обучения каллиграфии-наука древняя. Она схожа с чистописанием. Ранее, примерно в середине 19 века, обучение письму происходило отдельно от обучения грамоте и состояло в копировании букв, механическом повторении этого в упражнениях.

Одновременное овладение графическими элементами при совместном обучении чтению и письму предлагал К.Д. Ушинский (Русский педагог, писатель, основоположник научной педагогики в России)

Познакомимся с основными методами обучения письму:

Копировальный метод.

В школьной практике этот метод появился еще в 19 веке. Суть данного метода состояла в следующем: дети должны были обвести буквы в специальной тетради, написанные педагогом, или напечатанные точками, или проведенные слабой линией. С помощью этого процесса у детей формировался навык письма. Основа метода-длительное обведение образов, повторение правильных форм, что прививает привычку соединять элементы и писать последовательно, красиво, правильно. В современной школе тоже используются элементы этого метода. Есть специальные тетради с примерами букв и слов, которые дети обводят по точкам или еле заметным линиям. При коррекции почерка данный метод может быть эффективен.

Линейный метод.

Суть данного метода-ограничение высоты, ширины, наклона букв с помощью линий. Впервые это письмо появилось еще в 18 веке. Нам он знаком как тетрадь в косую линейку, которая и сегодня очень распространена у учащихся, особенно на этапе освоения навыков письма, или на этапе коррекции почерка.

Этот метод впервые появился еще в 19 веке и повлиял в дальнейшем на ведение тетрадей в линейку. Сегодня используются тетрадки в одну и две линейки, что значительно упрощает усвоение навыков работы с высотой букв, с коррекцией движения рукой при письме.

Генетический метод (способ).

Письмо состоит из линий различного направления и формы. Такой метод был описан Дюрером (немецкий художник, живописец и гравёр). По его мнению, основа письма-это самая элементарная геометрическая фигура, которую постепенно усложняют, доводя до самой сложной. Таким образом буквы формируются в группы в соответствии со сходством их элементов и по возрастающей сложности. В современной практике можно встретить такой подход.

Ритмический метод.

Иначе его еще можно назвать тактическим. Это освоение письма под счет в определенном ритме и темпе, одинаковым для всех учащихся. В этом методе можно распознать схожесть с методиками обучения скоростному чтению, где в одном из методов тоже используется ритм и звук.

Ритмический метод удобен для фронтальной работы с классом, позволяет установить оптимальную скорость письма.

Но применять такой метод можно скорее для разнообразия обучения письму, чем в качестве основного. Он отнимает много времени, энергии и сил ученика. Со временем этот процесс может наскучить, утомить и притупить интерес ребенка к обучению. В современной практике этот метод используется для формирования плавности руки при письме, часто применяется для коррекции почерка в индивидуальном подходе. И также важно помнить, что данный метод хорош для уровня, когда ученик уже освоил начертание букв в ровном спокойном темпе и его уже ничего не будет отвлекать. Метод хорош для тренировки скорописи.

Метод Карстера.

Имя этому методу дано в честь его создателя Иосифа Карстера (английский педагог). Основу метода составляют специальные упражнения для развития движений рук, для развития свободных, быстрых и уверенных движений. Вначале-это освоение написания простых и крупных элементов, после-буквы, далее-слова. Важно научить ребенка освоить навык работы с пространством листа, направление письма, достичь легкости письма. Такие упражнения выполняются без дополнительной разлиновки.

Элементы этого метода вошли в прописи и пособия по чистописанию и каллиграфии.

Литература:

1. Методика обучения письму младших школьников. Каллиграфия на уроках русского языка. 47 стр.

https://nsportal.ru/sites/default/files/2015/01/23/obuchenie_pismu_mladshikh_shkolnikov.pdf

2. Выпускная квалификационная работа по теме «ФОРМИРОВАНИЕ КАЛЛИГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ» 56 стр.

https://lpi.sfu-kras.ru/files/4_7.pdf

3. Формирование каллиграфических умений в период обучения грамоте. Емва, 2015г. 139 стр. https://kopilka.edu-eao.ru/formirovanie-kalligraficheskih-umenij-v-period-obucheniya-gramote/

08.09.2023 13:03


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!