СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические приемы формирования метапредметных компетенций учащихся на уроках химии и биологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современное школьное образование претерпевает большие изменения. Но приоритетной целью остается развитие у учащихся способностей к самостоятельному обучению, постановке учебных задач и проектированию пути их реализации.

Каждый школьник должен уметь самостоятельно оценивать свои научные достижения. Формирование интереса и способности к обучению – обновленная цель. Достижение этой цели возможно за счет формирования в процессе обучения метапредметных компетенций.

Что такое метапредметные компетенции?

- это умение работать в группе, осознавать свою роль в процессе общения;

- постановка целей, планирование своей работы;

- расширение кругозора, то есть способность ребенка к саморазвитию;

- навыки публичного выступления.

Следовательно – урок по формированию метапредметных компетенций,

это урок на котором учащихся нужно поставить на порог открытия, создать ситуацию неустойчивости, которая заставит их сделать первый шаг в направлении открытия, и дать инструментарий для анализа своих шагов и развитие таких базовых способностей, как мышление, воображение, способность целеполагания или самоопределения, способности к исследованию.

Главная задача – вовлечение учащихся в учебный процесс. Поэтому учитель уходит от привычной структуры урока и выбирает технологии, приемы и методы обучения в соответствии со временем. Наиболее востребованный метод – интерактивы. При их проведении задействуются все учащиеся, каждый из которых выполняет конкретную задачу.

В процессе обучения химии по школьной программе необходимо формировать следующие компетенции:

  • овладение навыком самостоятельного обучения, планирования, постановки целей по программе и оценки результатов;
  • понимание разницы между гипотезами и фактами, возможность объяснения теоретических моделей и гипотез;
  • умение анализировать полученную информацию и передавать ее в словесной форме, а также, перерабатывать и дополнять;
  • умение самостоятельно осуществлять поиск и отбор информации, а также ее проверку на достоверность;
  • развитие правильной диалогический и монологической речи, устное объяснение биологических процессов;
  • навык работы в группе.

Формирование метапредметных компетенций

Приемы и методы, используемые учителем

Полученный результат

Примечание

Образовательный процесс с использованием различных источников информации

Умения:

- осуществление предварительного поиска в СМИ, справочниках и энциклопедиях;

- получение информации путем разговоров и прослушивания.

Примеры заданий:

- поиск ответа на вопрос;

- составление развернутой таблицы;

- подготовка докладов и сообщений.

Учебное исследование

Решение проблем путем формирования гипотез, постановки цели, сбора и анализа информации.

Исследовательская деятельность – работа учащихся, направленная на решение исследовательской и творческой задачи.

Моделирование

В ходе подготовки отчета учащиеся используют условные обозначения, химические символы.

Задача: написание химических формул и решение уравнений. Осуществление химического опровержения или доказательства.

Эксперимент

Формирование отчетов

Обеспечение мотивации со стороны учащихся для проведения опытов и исследований

Технологии метапредметного урока, которые я использую:

  • Проектная деятельность;
  • Игры и квесты;
  • Интерактивная методика
  • Технология совместного обучения.

Характерная черта или признаки метапредметного урока:

  • Самостоятельная, экспериментальная, поисковая учебная деятельность учащихся
  • Рефлексия, перевод теоретических представлений в плоскость личностных рассуждений и выводов.
  • Активизация интереса и мотивации обучения учащихся.

Формирование метапредметных компетенций на уроках химии с помощью игры – квест:

Поскольку образовательный квест - новейшая форма обучения, он вызывает интерес со стороны школьников. На таких уроках присутствует соревновательный элемент. Ввести квест можно на любом этапе урока по химии.

Цель квеста заключается в том, чтобы:

  • повысить интерес обучающихся к химии
  • расширить знания учащихся
  • развить их кругозор.

Интерактивное занятие проводится в несколько этапов:

  1. Ориентировка, объяснение задачи.
  2. Исследовательская деятельность.
  3. Подведение итогов.
  4. Рефлексия.

В ходе занятия по теме « Галогены» учащиеся получили раздаточный материал, которые в процессе анализируют и проводят необходимые исследования. Игра проходит в несколько этапов:

Первый этап:

1. Разминка «Кроссворд»

Отвечая на вопросы, находят главное слово и переходят ко второму этапу.

Второй этап:

1. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции по схеме.

После правильного определения всех коэффициентов, они их складывают и получают число. Это число соответствует порядковому номеру Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева.

Третий этап:

1. Вещества распределить на четыре класса: оксиды, соли, основания, кислоты.

После распределения посчитать количество бинарных соединений. Это число будет соответствовать номеру группы.

На заключительном этапе ученики создают таблицу по результатам исследования и отвечают на вопросы учителя.

«Био-инстаграм» как форма организации образовательного пространства на уроках биологии

Главная задача педагога сегодня – совершенствование знаний, поиск новых приемов и форм для организации образовательного процесса. Одна из форм интерактивного урока биологии – «Био- инстаграм». В ходе урока ставятся разные задачи, не только умственные, но и творческие, интеллектуальные.

При подготовке учебного «Био-инстаграма» необходимо поставить цели и задачи с учетом темы урока, пространства, в котором происходит обучение. Необходимо составить сценарий и заинтересовать учащихся учебным процессом.

Примерная структура интерактивного урока по биологии:

  1. Вводная часть и распределение ролей в сети между всеми участниками образовательного процесса.
  2. Описание заданий и этапов игры. (На страничке обязательно должны быть мемы, лайфхаки, статьи по определенно теме).
  3. Презентация своей странички в «Био-инстаграм»
  4. Защита своей работы

После окончания презентации, все работы выставляются на общее обозрение, ставя понравившейся страничке лайки.

«Био-инстаграм» как вид образовательного процесса позволяет решить несколько задач:

  • образовательная – в процесс вовлекаются все школьники;
  • развивающая - для выполнения заданий учащиеся должны не только правильно отвечать на вопросы, но и проявлять смекалку, а также творческие способности. Искать нужную информацию в сети интернета, энциклопедиях.
  • воспитательная – за выполнение задания ребенок получает лайки и соответствующую оценку.

Как способ обучения, интерактивный урок – отличный способ нестандартной подачи информации по биологии.

Для достижения метапредметных результатов необходимо формирование следующих навыков:

  • поиск информации;
  • чтение текста и понимание смысла прочитанного;
  • преобразование информации или ее научная интерпретация;
  • оценка полученных знаний.

Задача учителя биологии помимо прочего – формирование у школьников навыка смыслового чтения и понимания биологических текстов, а также, формирование интереса к предмету. Проблема отсутствия вдумчивого чтения актуальна и требует решения.

Программа обучения «Метапредметные результаты освоения школьниками программы по биологии и химии» включает в себя:

  • получение навыка работы с разными источниками и получение важной информации для решения биологических и химических задач;
  • анализ информации;
  • оценка результатов работы, объяснение полученных знаний

Для формирования таких навыков учитель дает школьникам разные задания, например:

  • Найти в тексте учебника по биологии объяснение следующих определений: «развитие», «выделение», «раздражимость».
  • Допишите уравнения реакции…
  • Найди лишнее…
  • На каждую букву в таблице напишите химические понятия.

В заключении, хотелось бы сказать, что главная задача современной образовательной системы – формирование в школьниках порядочности, патриотизма и готовности к дальнейшей жизни в конкурентном, технологичном мире. Сегодня в педагогике делается основной упор на развитие метапредметных навыков и умений у школьников. На этом этапе основная задача учителя – переход с понятия «образованность» на другой этап – «компетентность».

Обеспечить высокое качество образовательного процесса можно только при условии эффективного применения всех существующих сегодня интерактивных технологий. Так, за счет множества возможностей компьютера целесообразно его использование не только на уроках, но и при подготовке к урокам.

Компьютерные технологии позволяют учителю и учащимся быстро получать нужную информацию, группировать ее и наглядно представлять результаты своей работы. В данном случае целесообразно говорить о формировании коммуникационного пространства, которое может быть создано только с применением технических устройств.

29.11.2020 18:34


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!