СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Современное школьное образование претерпевает большие изменения. Но приоритетной целью остается развитие у учащихся способностей к самостоятельному обучению, постановке учебных задач и проектированию пути их реализации.
Каждый школьник должен уметь самостоятельно оценивать свои научные достижения. Формирование интереса и способности к обучению – обновленная цель. Достижение этой цели возможно за счет формирования в процессе обучения метапредметных компетенций.
Что такое метапредметные компетенции?
- это умение работать в группе, осознавать свою роль в процессе общения;
- постановка целей, планирование своей работы;
- расширение кругозора, то есть способность ребенка к саморазвитию;
- навыки публичного выступления.
Следовательно – урок по формированию метапредметных компетенций,
это урок на котором учащихся нужно поставить на порог открытия, создать ситуацию неустойчивости, которая заставит их сделать первый шаг в направлении открытия, и дать инструментарий для анализа своих шагов и развитие таких базовых способностей, как мышление, воображение, способность целеполагания или самоопределения, способности к исследованию.
Главная задача – вовлечение учащихся в учебный процесс. Поэтому учитель уходит от привычной структуры урока и выбирает технологии, приемы и методы обучения в соответствии со временем. Наиболее востребованный метод – интерактивы. При их проведении задействуются все учащиеся, каждый из которых выполняет конкретную задачу.
В процессе обучения химии по школьной программе необходимо формировать следующие компетенции:
Формирование метапредметных компетенций
Приемы и методы, используемые учителем |
Полученный результат |
Примечание |
Образовательный процесс с использованием различных источников информации |
Умения: - осуществление предварительного поиска в СМИ, справочниках и энциклопедиях; - получение информации путем разговоров и прослушивания.
|
Примеры заданий: - поиск ответа на вопрос; - составление развернутой таблицы; - подготовка докладов и сообщений.
|
Учебное исследование |
Решение проблем путем формирования гипотез, постановки цели, сбора и анализа информации. |
Исследовательская деятельность – работа учащихся, направленная на решение исследовательской и творческой задачи. |
Моделирование |
В ходе подготовки отчета учащиеся используют условные обозначения, химические символы. |
Задача: написание химических формул и решение уравнений. Осуществление химического опровержения или доказательства. |
Эксперимент |
Формирование отчетов |
Обеспечение мотивации со стороны учащихся для проведения опытов и исследований |
Технологии метапредметного урока, которые я использую:
Характерная черта или признаки метапредметного урока:
Формирование метапредметных компетенций на уроках химии с помощью игры – квест:
Поскольку образовательный квест - новейшая форма обучения, он вызывает интерес со стороны школьников. На таких уроках присутствует соревновательный элемент. Ввести квест можно на любом этапе урока по химии.
Цель квеста заключается в том, чтобы:
Интерактивное занятие проводится в несколько этапов:
В ходе занятия по теме « Галогены» учащиеся получили раздаточный материал, которые в процессе анализируют и проводят необходимые исследования. Игра проходит в несколько этапов:
Первый этап:
1. Разминка «Кроссворд»
Отвечая на вопросы, находят главное слово и переходят ко второму этапу.
Второй этап:
1. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции по схеме.
После правильного определения всех коэффициентов, они их складывают и получают число. Это число соответствует порядковому номеру Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева.
Третий этап:
1. Вещества распределить на четыре класса: оксиды, соли, основания, кислоты.
После распределения посчитать количество бинарных соединений. Это число будет соответствовать номеру группы.
На заключительном этапе ученики создают таблицу по результатам исследования и отвечают на вопросы учителя.
«Био-инстаграм» как форма организации образовательного пространства на уроках биологии
Главная задача педагога сегодня – совершенствование знаний, поиск новых приемов и форм для организации образовательного процесса. Одна из форм интерактивного урока биологии – «Био- инстаграм». В ходе урока ставятся разные задачи, не только умственные, но и творческие, интеллектуальные.
При подготовке учебного «Био-инстаграма» необходимо поставить цели и задачи с учетом темы урока, пространства, в котором происходит обучение. Необходимо составить сценарий и заинтересовать учащихся учебным процессом.
Примерная структура интерактивного урока по биологии:
После окончания презентации, все работы выставляются на общее обозрение, ставя понравившейся страничке лайки.
«Био-инстаграм» как вид образовательного процесса позволяет решить несколько задач:
Как способ обучения, интерактивный урок – отличный способ нестандартной подачи информации по биологии.
Для достижения метапредметных результатов необходимо формирование следующих навыков:
Задача учителя биологии помимо прочего – формирование у школьников навыка смыслового чтения и понимания биологических текстов, а также, формирование интереса к предмету. Проблема отсутствия вдумчивого чтения актуальна и требует решения.
Программа обучения «Метапредметные результаты освоения школьниками программы по биологии и химии» включает в себя:
Для формирования таких навыков учитель дает школьникам разные задания, например:
В заключении, хотелось бы сказать, что главная задача современной образовательной системы – формирование в школьниках порядочности, патриотизма и готовности к дальнейшей жизни в конкурентном, технологичном мире. Сегодня в педагогике делается основной упор на развитие метапредметных навыков и умений у школьников. На этом этапе основная задача учителя – переход с понятия «образованность» на другой этап – «компетентность».
Обеспечить высокое качество образовательного процесса можно только при условии эффективного применения всех существующих сегодня интерактивных технологий. Так, за счет множества возможностей компьютера целесообразно его использование не только на уроках, но и при подготовке к урокам.
Компьютерные технологии позволяют учителю и учащимся быстро получать нужную информацию, группировать ее и наглядно представлять результаты своей работы. В данном случае целесообразно говорить о формировании коммуникационного пространства, которое может быть создано только с применением технических устройств.
© 2020, Мамашева Мария Геннадьевна 857