СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка воспитательной подпрограммы «Семья» Ч. 1

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка воспитательной подпрограммы «Семья»

Методическая разработка воспитательной подпрограммы

«Семья. Специфика подготовки к семейной жизни воспитанников школы-интерната»

Введение

Социальные изменения, которые произошли в обществе за последние десятилетия, привели к тому, что традиционная семья потеряла свою функциональную обязанность по воспитанию. Модели отношений изменились. В обществе происходит дифференциация семей по типу материальной и духовной жизнедеятельности. Дети, проживающие в неполных семьях, в детских домах и интернатах, не получают полноценного семейного воспитания. Семейная жизнь для них связана со страхами, сомнениями, что порождает пренебрежительное отношение к семье. Целевая программа разработана с целью формирование у детей представлений о семье и этике семейных отношений, коррекции коммуникативной деятельности, эмоционально-волевой сферы и направлена на то, чтобы воспитанник интерната испытал меньше трудностей, оказавшись один на один с взрослой жизнью.

Цели и задачи

Главная цель: совершенствование работы по подготовке детей, проживающих в условиях школы-интерната, к самостоятельной семейной жизни.

Задачи:

1. Осознание и принятие своего собственного семейного опыта.

2. Осознание своей половой принадлежности, формирование адекватного образа мужчины и женщины, осознание образа будущего избранника, выбор будущего партнёра, выстраивание отношений с противоположным полом.

3. Формирование представлений о своей будущей семье, навыков гармоничных семейных взаимоотношений и ответственности за свои поступки и решения.

4. Формирование практических навыков по ведению домашнего хозяйства.

5. Формирование правовой грамотности воспитанников, осознание семейной ответственности, регламентированной законом и формирование знаний и навыков в области государственных гарантий семье.

6. Выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания, традиций семейной народной педагогики.

7. Формирование системы оказания психолого – педагогической, информационно–правовой, учебно–образовательной, методической и организационной помощи воспитанникам.

8. Совершенствование работы по привлечению родителей к организации общественно значимой деятельности и досуга воспитанников.

Участники: подпрограмма предусмотрена для обучающихся 6 -11 классов, воспитывающихся в школе-интернате.

Условия реализации программы:

Создание в школе – интернате обстановки, моделирующую семейную:

- самостоятельный выбор детьми вида деятельности;

- создание микрогрупп по симпатиям, интересам, общим целям;

- распределение обязанностей внутри микрогруппы для достижения общей цели, исходя из возможностей каждого члена этой группы;

- гуманистический стиль общения и взаимоотношений.

Основные направления реализации программы:

Раздел 1. Социальное направление. «Моя семья».

Цель: умение видеть и понимать родных людей и уважительно относиться к их жизненному опыту, знать историю своей семьи.

Задачи:

- сформировать у детей понятие «семья»;

- показать значимость семьи в жизни человека;

- научить детей понимать окружающих взрослых людей и уметь вступать с ними в контакт при моделировании различных жизненных ситуаций.

Ожидаемые результаты. Выполнив задания этого раздела, дети смогут:

- узнать историю своей семьи и научиться уважительно относиться к старшим;

- понять основы взаимоотношений с родителями, близкими, а также незнакомыми взрослыми людьми;

- анализировать поступки и поведение взрослых в различных жизненных ситуациях.

Вырабатываемые навыки. Дети должны уметь:

- вступать в контакт со всеми членами семьи и окружающими взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях;

- заботиться о старших, чутко и внимательно относиться к их нуждам и проблемам.

Раздел 2. Половое воспитание. «Мальчишки и девчонки».

Цель: привитие детям культуры общения разных полов в совместной деятельности с учётом специфических черт характеров мальчиков и девочек.

Задачи:

- сформировать у детей навыки полоролевого поведения;

- познакомить с физическими и психологическими отличиями мальчиков и девочек, мужчин и женщин;

- показать, что в основе норм поведения людей в обществе лежат эти отличия.

Ожидаемые результаты. Выполнив этот раздел, дети смогут:

- получить представления о женственности и мужественности;

- научиться следить за своей внешностью и манерой держаться;

- анализировать особенности своего поведения и поступков при общении с партнёром противоположного пола в различных жизненных ситуациях и в совместной деятельности (учебной, игровой и др.).

Вырабатываемые навыки. Дети должны уметь:

- завязать и поддерживать знакомство с партнёром противоположного пола;

- мальчики – уважительно относиться к девочкам;

- девочки – видеть и оценивать хорошие поступки мальчиков;

- знать правила хорошего тона и вести себя культурно в присутствии партнёров противоположного пола;

- следить за своим внешним видом (причёской, одеждой, обувью, чистотой лица, рук).

Раздел 3. Досуг семьи.

Цель: умение свободно выбирать в свободное от работы или другой обязательной деятельности время те или иные занятия и проводить время в соответствии своими интересами.

Задачи:

- учить детей разумно использовать свои свободные часы;

- расширить представления детей о том, чем можно заниматься на досуге;

- формировать семейные традиции;

- воспитывать навыки по организации и участию в семейных праздниках и развлечениях.

Ожидаемые результаты. Выполнив этот раздел, дети смогут:

- усвоить варианты семейного досуга;

- планировать семейный досуг;

- организовать семейный праздник.

Вырабатываемые навыки. Дети должны уметь:

- планировать, чем можно заняться на досуге:

  • ежедневный досуг (как правило, в вечернее время);
  • досуг в выходные дни;
  • праздничный досуг;
  • досуг во время школьных каникул;

- составить план работы по устройству семейного праздника:

1) Название праздника;

2) Оформление помещения;

3) Меню угощений;

4) Развлекательные мероприятия и игры;

5) Подготовка к празднику.

- написать рецепты любимых блюд.

Раздел 4. Ведение домашнего хозяйства.

Цель: формирование практических навыков по ведению домашнего хозяйства.

Задачи:

- учить распределять хозяйственно-бытовые обязанности между членами семьи;

- сформировать навыки ведения домашнего хозяйства, а именно: постоянное содержание дома в чистоте и создание уюта; обеспечение продуктами питания и предметами одежды и быта; приготовление пищи; содержание вещей в чистоте и порядке.

Ожидаемые результаты. Выполнив этот раздел, дети смогут:

- осознать трудовую атмосферу семьи;

- овладеть навыками ведения домашнего хозяйства;

- справедливо разделить обязанности по ведению домашнего хозяйства между членами семьи.

Вырабатываемые навыки. Дети должны уметь:

- выполнять работу, связанную с приготовлением пищи – готовить еду, ходить в магазин за продуктами, мыть посуду, убирать в кухне;

- выполнять работу, связанную с поддержанием порядка в квартире – вытереть пыль, мыть полы, убирать в ванной и туалете, стелить и убирать кровать, стирать бельё, поливать цветы, выносить мусор, мыть окна, шить, вязать, чинить розетки, вкручивать лампочки, ремонтировать квартиру;

- выполнять работу, связанную с заботой о детях – одевать по утрам, укладывать в постель, следить за поведением, водить к врачу, ухаживать во время болезни, посещать школу;

- выполнять работу, связанную с административной частью - делать платежи, распоряжаться деньгами, планировать отпуск, делать большие покупки.

Раздел 5. «Семья и закон».

Цель: умение официально создавать семью и достигать признания её законности обществом и государством.

Задачи:

- познакомить с условиями вступления и расторжения брачных отношений;

- знать законные права и обязанности членов семьи по отношению друг к другу;

- понимать установленную законом ответственность членов семьи;

- сформировать умение с помощью закона защищать права, разрешать споры;

- осознавать ответственность за нарушение семейного законодательства.

Ожидаемые результаты. Выполнив этот раздел, дети смогут:

- определять, какое государственное учреждение занимается решением семейных проблем, и обращаться туда по конкретному вопросу;

- разбираться в правах и обязанностях членов семьи в соответствии с семейным законодательством;

Вырабатываемые навыки. Дети должны уметь:

- пользоваться Семейным кодексом – основным законом РФ, регулирующим отношения между супругами, родителями и детьми, где можно найти ответы на следующие вопросы:

  • условия вступления и расторжения брачных отношений;
  • права и обязанности членов семьи по отношению друг к другу;
  • ответственность членов семьи;
  • защита прав, разрешение споров;
  • ответственность за нарушение семейного законодательства.

- знать адреса районных органов социальной защиты населения, опеки, ЗАГС а.

Раздел 6. «Моя будущая семья».

Цель: осознание своих представлений о будущей семье, активизация знаний о семейных отношениях.

Задачи:

- сформировать представления о будущей семье;

- сформировать навыки гармоничных семейных взаимоотношений;

- воспитывать ответственность за свои поступки и решения.

Ожидаемые результаты. Выполнив этот раздел, дети смогут:

- осознанно подходить к созданию своей будущей семьи;

- получить представления о будущем партнёре;

- выбирать спутника жизни с учётом тех или иных свойств, качеств партнёра, важности различных аспектов жизни.

Вырабатываемые навыки. Дети должны уметь:

- анализировать качества, которые они хотели бы видеть в своём будущем партнёре;

- уметь разрешать конфликтные ситуации в семье;

- уважать и считаться с интересами друг друга;

- владеть практическими навыками и качествами, необходимыми семьянину: умение вести домашний бюджет, совместное хозяйство, умение приготовить обед, убрать квартиру, постирать и погладить бельё, сшить домашнее платье.

Раздел 7. Планирование семьи.

Цель: планирование своей семьи с учётом максимального обеспечения нормальных условий для рождения и развития ребёнка.

Задачи:

- познакомить с условиями планирования появления ребёнка:

состояние здоровья будущих родителей;

наличие постоянного дохода в семье, возможность обеспечения ребёнка всем необходимым (один из родителей должен обязательно работать);

возможность матери, отца, родственников участвовать в воспитании ребёнка.

- учить осознавать трудности и проблемы, связанных с появлением детей;

- приобретать навыки повседневной работы по уходу за ребёнком.

Ожидаемые результаты. Выполнив этот раздел, дети смогут:

- осознать обязанности, связанные с заботой о детях;

- правильно ухаживать за грудным ребёнком;

- усвоить правила ухода за младшими детьми.

Вырабатываемые навыки. Дети должны уметь:

- планировать детей в семье с учётом материальных возможностей;

- следить за своим здоровьем и здоровьем будущего малыша;

- использовать способы предупреждения нежелательной беременности;

- правильно встать на учёт по беременности, собраться в роддом;

- своевременно получить информацию о родильных домах;

- ухаживать за грудным ребёнком: периодично кормить ребёнка из соски и с ложечки, купать, последовательно одевать и пеленать, убирать постель;

- ухаживать за младшими детьми.

Категория: Прочее
26.04.2020 18:43


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!