СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Методическая разработка воспитательной подпрограммы «Семья»
Методическая разработка воспитательной подпрограммы
«Семья. Специфика подготовки к семейной жизни воспитанников школы-интерната»
Введение
Социальные изменения, которые произошли в обществе за последние десятилетия, привели к тому, что традиционная семья потеряла свою функциональную обязанность по воспитанию. Модели отношений изменились. В обществе происходит дифференциация семей по типу материальной и духовной жизнедеятельности. Дети, проживающие в неполных семьях, в детских домах и интернатах, не получают полноценного семейного воспитания. Семейная жизнь для них связана со страхами, сомнениями, что порождает пренебрежительное отношение к семье. Целевая программа разработана с целью формирование у детей представлений о семье и этике семейных отношений, коррекции коммуникативной деятельности, эмоционально-волевой сферы и направлена на то, чтобы воспитанник интерната испытал меньше трудностей, оказавшись один на один с взрослой жизнью.
Цели и задачи
Главная цель: совершенствование работы по подготовке детей, проживающих в условиях школы-интерната, к самостоятельной семейной жизни.
Задачи:
1. Осознание и принятие своего собственного семейного опыта.
2. Осознание своей половой принадлежности, формирование адекватного образа мужчины и женщины, осознание образа будущего избранника, выбор будущего партнёра, выстраивание отношений с противоположным полом.
3. Формирование представлений о своей будущей семье, навыков гармоничных семейных взаимоотношений и ответственности за свои поступки и решения.
4. Формирование практических навыков по ведению домашнего хозяйства.
5. Формирование правовой грамотности воспитанников, осознание семейной ответственности, регламентированной законом и формирование знаний и навыков в области государственных гарантий семье.
6. Выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания, традиций семейной народной педагогики.
7. Формирование системы оказания психолого – педагогической, информационно–правовой, учебно–образовательной, методической и организационной помощи воспитанникам.
8. Совершенствование работы по привлечению родителей к организации общественно значимой деятельности и досуга воспитанников.
Участники: подпрограмма предусмотрена для обучающихся 6 -11 классов, воспитывающихся в школе-интернате.
Условия реализации программы:
Создание в школе – интернате обстановки, моделирующую семейную:
- самостоятельный выбор детьми вида деятельности;
- создание микрогрупп по симпатиям, интересам, общим целям;
- распределение обязанностей внутри микрогруппы для достижения общей цели, исходя из возможностей каждого члена этой группы;
- гуманистический стиль общения и взаимоотношений.
Основные направления реализации программы:
Раздел 1. Социальное направление. «Моя семья».
Цель: умение видеть и понимать родных людей и уважительно относиться к их жизненному опыту, знать историю своей семьи.
Задачи:
- сформировать у детей понятие «семья»;
- показать значимость семьи в жизни человека;
- научить детей понимать окружающих взрослых людей и уметь вступать с ними в контакт при моделировании различных жизненных ситуаций.
Ожидаемые результаты. Выполнив задания этого раздела, дети смогут:
- узнать историю своей семьи и научиться уважительно относиться к старшим;
- понять основы взаимоотношений с родителями, близкими, а также незнакомыми взрослыми людьми;
- анализировать поступки и поведение взрослых в различных жизненных ситуациях.
Вырабатываемые навыки. Дети должны уметь:
- вступать в контакт со всеми членами семьи и окружающими взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях;
- заботиться о старших, чутко и внимательно относиться к их нуждам и проблемам.
Раздел 2. Половое воспитание. «Мальчишки и девчонки».
Цель: привитие детям культуры общения разных полов в совместной деятельности с учётом специфических черт характеров мальчиков и девочек.
Задачи:
- сформировать у детей навыки полоролевого поведения;
- познакомить с физическими и психологическими отличиями мальчиков и девочек, мужчин и женщин;
- показать, что в основе норм поведения людей в обществе лежат эти отличия.
Ожидаемые результаты. Выполнив этот раздел, дети смогут:
- получить представления о женственности и мужественности;
- научиться следить за своей внешностью и манерой держаться;
- анализировать особенности своего поведения и поступков при общении с партнёром противоположного пола в различных жизненных ситуациях и в совместной деятельности (учебной, игровой и др.).
Вырабатываемые навыки. Дети должны уметь:
- завязать и поддерживать знакомство с партнёром противоположного пола;
- мальчики – уважительно относиться к девочкам;
- девочки – видеть и оценивать хорошие поступки мальчиков;
- знать правила хорошего тона и вести себя культурно в присутствии партнёров противоположного пола;
- следить за своим внешним видом (причёской, одеждой, обувью, чистотой лица, рук).
Раздел 3. Досуг семьи.
Цель: умение свободно выбирать в свободное от работы или другой обязательной деятельности время те или иные занятия и проводить время в соответствии своими интересами.
Задачи:
- учить детей разумно использовать свои свободные часы;
- расширить представления детей о том, чем можно заниматься на досуге;
- формировать семейные традиции;
- воспитывать навыки по организации и участию в семейных праздниках и развлечениях.
Ожидаемые результаты. Выполнив этот раздел, дети смогут:
- усвоить варианты семейного досуга;
- планировать семейный досуг;
- организовать семейный праздник.
Вырабатываемые навыки. Дети должны уметь:
- планировать, чем можно заняться на досуге:
- составить план работы по устройству семейного праздника:
1) Название праздника;
2) Оформление помещения;
3) Меню угощений;
4) Развлекательные мероприятия и игры;
5) Подготовка к празднику.
- написать рецепты любимых блюд.
Раздел 4. Ведение домашнего хозяйства.
Цель: формирование практических навыков по ведению домашнего хозяйства.
Задачи:
- учить распределять хозяйственно-бытовые обязанности между членами семьи;
- сформировать навыки ведения домашнего хозяйства, а именно: постоянное содержание дома в чистоте и создание уюта; обеспечение продуктами питания и предметами одежды и быта; приготовление пищи; содержание вещей в чистоте и порядке.
Ожидаемые результаты. Выполнив этот раздел, дети смогут:
- осознать трудовую атмосферу семьи;
- овладеть навыками ведения домашнего хозяйства;
- справедливо разделить обязанности по ведению домашнего хозяйства между членами семьи.
Вырабатываемые навыки. Дети должны уметь:
- выполнять работу, связанную с приготовлением пищи – готовить еду, ходить в магазин за продуктами, мыть посуду, убирать в кухне;
- выполнять работу, связанную с поддержанием порядка в квартире – вытереть пыль, мыть полы, убирать в ванной и туалете, стелить и убирать кровать, стирать бельё, поливать цветы, выносить мусор, мыть окна, шить, вязать, чинить розетки, вкручивать лампочки, ремонтировать квартиру;
- выполнять работу, связанную с заботой о детях – одевать по утрам, укладывать в постель, следить за поведением, водить к врачу, ухаживать во время болезни, посещать школу;
- выполнять работу, связанную с административной частью - делать платежи, распоряжаться деньгами, планировать отпуск, делать большие покупки.
Раздел 5. «Семья и закон».
Цель: умение официально создавать семью и достигать признания её законности обществом и государством.
Задачи:
- познакомить с условиями вступления и расторжения брачных отношений;
- знать законные права и обязанности членов семьи по отношению друг к другу;
- понимать установленную законом ответственность членов семьи;
- сформировать умение с помощью закона защищать права, разрешать споры;
- осознавать ответственность за нарушение семейного законодательства.
Ожидаемые результаты. Выполнив этот раздел, дети смогут:
- определять, какое государственное учреждение занимается решением семейных проблем, и обращаться туда по конкретному вопросу;
- разбираться в правах и обязанностях членов семьи в соответствии с семейным законодательством;
Вырабатываемые навыки. Дети должны уметь:
- пользоваться Семейным кодексом – основным законом РФ, регулирующим отношения между супругами, родителями и детьми, где можно найти ответы на следующие вопросы:
- знать адреса районных органов социальной защиты населения, опеки, ЗАГС а.
Раздел 6. «Моя будущая семья».
Цель: осознание своих представлений о будущей семье, активизация знаний о семейных отношениях.
Задачи:
- сформировать представления о будущей семье;
- сформировать навыки гармоничных семейных взаимоотношений;
- воспитывать ответственность за свои поступки и решения.
Ожидаемые результаты. Выполнив этот раздел, дети смогут:
- осознанно подходить к созданию своей будущей семьи;
- получить представления о будущем партнёре;
- выбирать спутника жизни с учётом тех или иных свойств, качеств партнёра, важности различных аспектов жизни.
Вырабатываемые навыки. Дети должны уметь:
- анализировать качества, которые они хотели бы видеть в своём будущем партнёре;
- уметь разрешать конфликтные ситуации в семье;
- уважать и считаться с интересами друг друга;
- владеть практическими навыками и качествами, необходимыми семьянину: умение вести домашний бюджет, совместное хозяйство, умение приготовить обед, убрать квартиру, постирать и погладить бельё, сшить домашнее платье.
Раздел 7. Планирование семьи.
Цель: планирование своей семьи с учётом максимального обеспечения нормальных условий для рождения и развития ребёнка.
Задачи:
- познакомить с условиями планирования появления ребёнка:
состояние здоровья будущих родителей;
наличие постоянного дохода в семье, возможность обеспечения ребёнка всем необходимым (один из родителей должен обязательно работать);
возможность матери, отца, родственников участвовать в воспитании ребёнка.
- учить осознавать трудности и проблемы, связанных с появлением детей;
- приобретать навыки повседневной работы по уходу за ребёнком.
Ожидаемые результаты. Выполнив этот раздел, дети смогут:
- осознать обязанности, связанные с заботой о детях;
- правильно ухаживать за грудным ребёнком;
- усвоить правила ухода за младшими детьми.
Вырабатываемые навыки. Дети должны уметь:
- планировать детей в семье с учётом материальных возможностей;
- следить за своим здоровьем и здоровьем будущего малыша;
- использовать способы предупреждения нежелательной беременности;
- правильно встать на учёт по беременности, собраться в роддом;
- своевременно получить информацию о родильных домах;
- ухаживать за грудным ребёнком: периодично кормить ребёнка из соски и с ложечки, купать, последовательно одевать и пеленать, убирать постель;
- ухаживать за младшими детьми.
© 2020, Катрук Ирина Алексеевна 310