СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Город Усолье-Сибирское
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №1»
ФЕСТИВАЛЬ МЕТОДИЧЕСКИХ ИДЕЙ
«БАЙКАЛ ДЛЯ ВСЕХ И КАЖДОГО»
Методическая идея
«Образовательное путешествие вокруг Байкала через исследования и проекты»
Бубнова Нэля Владимировна, учитель географии
Иркутск, 2021 г.
Природа озера Байкал и наследие родного края отчеканиваются в наших душах навеки. Найти себя в себе самом, подумать о смысле своей жизни, соотнести с реальностью и временем, развить чувство сибирской самоидентичности, пространственного самосознания, поликультурного мышления - задача современного образования.
ФГОС приоритетно обозначены цели формирования целостного представления о мире, приобретения опыта разнообразной деятельности по формированию универсальных учебных действий, которые содержат в своей основе системно-деятельностный подход, подготовку к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории. Помочь в том э призвано соприкосновение с бесценным кладом – сибирским наследием – озером Байкал, на берегах которого мы живем.
Не зря 2021 год объявлен Годом Байкала (в соответствии с Указом Губернатора Иркутской области от 9 сентября 2020 года № 256-уг «О годе Байкала в Иркутской области»). Согласно теории С.Берга и Л. Гумилева о ландшафтном мировоззрении, в которой исследуются материальные и духовные проявления культуры народа, на человека влияет окружающая действительность, тот мир, где он живет, ландшафт. Может быть, поэтому многовековая история, величественная и неповторимая природа уникального озера Байкал не даёт угаснуть интересу, заставляет вновь и вновь обращаться к его географии и природе.
В преподавании географии преобладает практическая деятельность учащихся над организованной познавательной, что составляет одну из основных особенностей процесса обучения. Практическая деятельность организуется как исследование географических особенностей конкретной местности, что обеспечивает связь обучения с практикой, с жизнью, развитие самостоятельности, умение адаптироваться к действительности и преобразовывать ее, сотрудничать с другими учениками и взрослыми.
Наиболее представленной в научно-методической литературе педагогической технологией является технология - образовательное путешествие, которая позволяет включить обучающихся в исследование и проектирование. Сегодня образовательное путешествие является эффективной образовательной технологией по реализации ФГОС. С позиции педагогических технологий, образовательное путешествие ориентировано на преобразование окружающей среды в среду развития личности посредством «распредмечивания» объектов окружающего мира – выявления культурных смыслов, значений, образов которые в них заложены и которые являются отражением мировидения и мироощущения человека.
Образовательное путешествие ставит своей целью научить учащихся странствовать в безграничном мире вокруг озера Байкал: прокладывать в нем свои собственные маршруты; находить ориентиры, способные приоткрыть дверь в прошлое, объяснить настоящее, заглянуть в будущее; читать те культурные послания, которые содержат объекты природной и культурной среды.
Образовательное путешествие – одна из наиболее удачных технологий, которую можно использовать на уроках географии и во внеурочной деятельности. Технология образовательного путешествия вокруг Байкала апробирована в МБОУ «Лицей №1» на протяжении многих лет во внеурочной и урочной деятельности.
Образовательные путешествия охватывают разные аспекты повседневной жизни, историю и культуру, природу и географию озера Байкал. Проведение их может быть приурочено не только к соответствующим темам по предмету география. В разделе Гидрография России, тема урока «Озера и болота» рассматривается возможность изучения происхождения озерных котловин. Озеро Байкал, тектоническое озеро. Тема «Пояс гор Южной Сибири», включает виртуальное путешествие «Все дороги ведут на Байкал».
Путешествия проводятся и позволяют поддерживать в учащихся познавательный интерес, связанный с исследовательской деятельностью.
С.П. Аржанов предлагает в обучении географии использовать поисково-исследовательскую деятельность, которая позволяет овладеть методом научного географического познания и последующее его самостоятельное применение. Усвоение метода направлено на развитие географического мышления и связанного с ним «образа мира», «образа Родного края», «образа уникального природного объекта».
Используя исследовательский подход в обучении, и ссылаясь на теоретическое обоснование, С.П.Аржанов выделяет следующее положение: « Главное – не в результатах, а в процессе их получения». Сам же процесс получения результатов поставлен так, что как можно больше приближен к характеру исследований. Процесс обучения, построенный таким образом, позволяет сделать полученные знания личным достоянием ученика. Рассматривая вопросы организации учебного исследования, соотносят его с этапами научного познания.
При проведении образовательных путешествий (очных и виртуальных) мы используем исследовательский метод, который включает ряд приемов:
Технологию образовательного путешествия вокруг Байкала, педагогический и ученический коллектив МБОУ «Лицей №1» апробировал в практической деятельности и имеет опыт выполнения разных видов исследований и проектов которые были реализованы и представлены:
В результате такого образования у учащихся появляется тот багаж знаний, который им выявлен, им осмыслен, им пережит.
© 2021, Бубнова Нэля Владимировна 138