СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Образовательное путешествие вокруг Байкала через исследования и проекты"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Город Усолье-Сибирское

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №1»

ФЕСТИВАЛЬ МЕТОДИЧЕСКИХ ИДЕЙ

«БАЙКАЛ ДЛЯ ВСЕХ И КАЖДОГО»

Методическая идея

«Образовательное путешествие вокруг Байкала через исследования и проекты»

Бубнова Нэля Владимировна, учитель географии

Иркутск, 2021 г.

Природа озера Байкал и наследие родного края отчеканиваются в наших душах навеки. Найти себя в себе самом, подумать о смысле своей жизни, соотнести с реальностью и временем, развить чувство сибирской самоидентичности, пространственного самосознания, поликультурного мышления - задача современного образования.

ФГОС приоритетно обозначены цели формирования целостного представления о мире, приобретения опыта разнообразной деятельности по формированию универсальных учебных действий, которые содержат в своей основе системно-деятельностный подход, подготовку к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории. Помочь в том э призвано соприкосновение с бесценным кладом – сибирским наследием – озером Байкал, на берегах которого мы живем.

Не зря 2021 год объявлен Годом Байкала (в соответствии с Указом Губернатора Иркутской области от 9 сентября 2020 года № 256-уг «О годе Байкала в Иркутской области»). Согласно теории С.Берга и Л. Гумилева о ландшафтном мировоззрении, в которой исследуются материальные и духовные проявления культуры народа, на человека влияет окружающая действительность, тот мир, где он живет, ландшафт. Может быть, поэтому многовековая история, величественная и неповторимая природа уникального озера Байкал не даёт угаснуть интересу, заставляет вновь и вновь обращаться к его географии и природе.

В преподавании географии преобладает практическая деятельность учащихся над организованной познавательной, что составляет одну из основных особенностей процесса обучения. Практическая деятельность организуется как исследование географических особенностей конкретной местности, что обеспечивает связь обучения с практикой, с жизнью, развитие самостоятельности, умение адаптироваться к действительности и преобразовывать ее, сотрудничать с другими учениками и взрослыми.

Наиболее представленной в научно-методической литературе педагогической технологией является технология - образовательное путешествие, которая позволяет включить обучающихся в исследование и проектирование. Сегодня образовательное путешествие является эффективной образовательной технологией по реализации ФГОС. С позиции педагогических технологий, образовательное путешествие ориентировано на преобразование окружающей среды в среду развития личности посредством «распредмечивания» объектов окружающего мира – выявления культурных смыслов, значений, образов которые в них заложены и которые являются отражением мировидения и мироощущения человека.

Образовательное путешествие ставит своей целью научить учащихся странствовать в безграничном мире вокруг озера Байкал: прокладывать в нем свои собственные маршруты; находить ориентиры, способные приоткрыть дверь в прошлое, объяснить настоящее, заглянуть в будущее; читать те культурные послания, которые содержат объекты природной и культурной среды.

Образовательное путешествие – одна из наиболее удачных технологий, которую можно использовать на уроках географии и во внеурочной деятельности. Технология образовательного путешествия вокруг Байкала апробирована в МБОУ «Лицей №1» на протяжении многих лет во внеурочной и урочной деятельности.

Образовательные путешествия охватывают разные аспекты повседневной жизни, историю и культуру, природу и географию озера Байкал. Проведение их может быть приурочено не только к соответствующим темам по предмету география. В разделе Гидрография России, тема урока «Озера и болота» рассматривается возможность изучения происхождения озерных котловин. Озеро Байкал, тектоническое озеро. Тема «Пояс гор Южной Сибири», включает виртуальное путешествие «Все дороги ведут на Байкал».

Путешествия проводятся и позволяют поддерживать в учащихся познавательный интерес, связанный с исследовательской деятельностью.

С.П. Аржанов предлагает в обучении географии использовать поисково-исследовательскую деятельность, которая позволяет овладеть методом научного географического познания и последующее его самостоятельное применение. Усвоение метода направлено на развитие географического мышления и связанного с ним «образа мира», «образа Родного края», «образа уникального природного объекта».

Используя исследовательский подход в обучении, и ссылаясь на теоретическое обоснование, С.П.Аржанов выделяет следующее положение: « Главное – не в результатах, а в процессе их получения». Сам же процесс получения результатов поставлен так, что как можно больше приближен к характеру исследований. Процесс обучения, построенный таким образом, позволяет сделать полученные знания личным достоянием ученика. Рассматривая вопросы организации учебного исследования, соотносят его с этапами научного познания.

При проведении образовательных путешествий (очных и виртуальных) мы используем исследовательский метод, который включает ряд приемов:

  • Наблюдение объекта (или темы изучения), его конкретность (обязательное путешествие в п. Листвянка, с посещением Лимнологического музея)
  • Анализ явлений или фактов (подготовительная работа - изучение литературы в библиотеке по исследуемой теме)
  • Получение ответов на вопросы, которые вызваны наблюдением (при посещении географических объектов музея деревянного зодчества в Тальцах, п.Листвянка)
  • Проведение сравнения непосредственно наблюдаемого с аналогичными явлениями, сведения которые можно почерпнуть из уст учителя или из учебников
  • Объединение накопленного материала (выполнение исследовательской работы или проекта)

Технологию образовательного путешествия вокруг Байкала, педагогический и ученический коллектив МБОУ «Лицей №1» апробировал в практической деятельности и имеет опыт выполнения разных видов исследований и проектов которые были реализованы и представлены:

  • на общелицейской научно-практической конференции «Фантазия. Творчество. Открытие»;
  • на Областном конкурсе литературного творчества детей «Хоровод дружбы вокруг Байкала», проводимого Областной детской библиотекой им. Марка Сергеева. Не однократно учащиеся лицея становились победителями и призерами этого конкурса; (приложение)
  • на общелицейской научно-практической конференции «ФОРМУЛА ПРОЕКТОВ» (приложение)

В результате такого образования у учащихся появляется тот багаж знаний, который им выявлен, им осмыслен, им пережит.

10.03.2021 15:46


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!