СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Лучший урок письма"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Есть такая профессия - Родину защищать»

Цель урока : формирование гражданских качеств личности, воспитание чувства патриотизма, ответственности за судьбу России,содействовать возрождению российских традиций эпистолярного жанра, познакомить учащихся с особенностями написания письма.

Задачи урока:

личностные: способствовать формированию интереса к урокам русского языка, готовности преодолевать школьные затруднения;

регулятивные: обеспечить формирование ставить цель и планировать свою деятельность, содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль, самооценку учебной деятельности;

познавательные: создать условия для развития умения анализировать, обобщать, сравнивать, строить логическую цепь рассуждения, приводить доказательство высказанной мысли;

коммуникативные: помочь осознать практическую, социальную, личностную значимость учебного материала, развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обеспечить развитие монологической и диалогической речи.

Планируемые результаты:

личностные: осознание эстетической ценности русского языка, гордость за родной народ, стремление к речевому самосовершенствованию, интерес к изучению языка, интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; формирование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

метапредметные: способность осознавать цель учебной деятельности и пояснять её, умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

предметные: знать структуру и правила написания письма; уметь писать личное письмо; формирование навыка устной и письменной речи, создание связных устных высказываний на заданную тему, осознание важности орфографических грамотного письма и роли знаков препинания в письменном общении; правильно списывать слова, предложения, текст, проверить ошибки.

Материалы и оборудование:

  • Письма, фотографии
  • Плакаты, рисунки с военной тематикой.
  • Аудиозаписи песен: “Огонек”, “Жди меня”.
  • Видеофильм “Грозовые ворота”.
  • Дидактические тексты из учебных - методических и дидактических пособий.

Ход урока

  1. Организационный момент.

- Ученик 1(открывает конверт и читает письмо)

Тебе, наш неизвестный защитник, с благодарностью и уважением я посылаю эти строки: Я никогда не видела войны. И ужаса её не представляю, Но то, что мир наш хочет тишины, Сегодня очень ясно понимаю.

Спасибо вам за солнце яркий свет, За радость жизни в каждом миге нашем, За трели соловья, и за рассвет, И за поля цветущие ромашек!

- Здравствуйте, ребята! Сегодняшний урок мы не зря начали с прочтения отрывка из письма.

II. Введение в тему урока. Слово учителю.

– Ребята, прочитайте эпиграф нашего сегодняшнего урока (на доске)

Эти письма, что в ливень и вьюгу,

Перед самой войной и в войну,

Вы, страдая, писали друг к другу,

Нынче сложены в папку одну…

К.Ваншенкин

Как вы думаете, чему посвящен наш сегодняшний урок?

- В руках у меня конверт. Для чего нужен конверт? Чтоб вложить в него письмо. Письмо – емкая и воплощение страсти, и отдушина для смятения чувств.

Письмо – беседа с другим и тем самым с самим с собой. Сегодня мы будем писать письмо, а кому оно будет адресовано, вы узнаете чуть позже. Получать письма – это всегда волнующее событие. Люди с нетерпением ждут весточку от родных и близких, знакомых. Письма в дом приносят почтальоны. Всемирный день почты отмечается ежегодно 9 октября по решению конгресса Всемирного союза почтовиков в день создания Союза в 1974 году. Это праздник не только почтальонов, но и всех людей, детей и взрослых.

III. Дети самостоятельно формулируют тему урока, записывают в тетрадях.

Слово учителю. Сегодня мы будем говорить о военных письмах и людях, которые защищали Родину.

Беседа с классом.

- Как называют человека, который получает письмо? (адресат)

-Как правильно назвать человека, отправившего письмо? (отправитель)

-Без чего невозможно отправить письмо? (без конверта)

Дети записывают слова: адрес, адресат, отправитель, конверт. Ставят ударения, выделяют место, в котором могут быть допущены ошибки.

IV. Актуализация знаний учащихся.

1. Беседа об истории письма

-А как давно люди начали писать письма? (в глубокой древности, много миллионов лет до н.э.)

-Что представляли собой древние письма? (Письма с давних пор играли большую роль в жизни людей. Письмо возникло потому, что людям необходимо было общаться на расстоянии).

  1. Чтение письма солдата

-Ребята, а какие письма вам приходилось получать или отправлять?

Какую информацию содержали эти письма? Сегодня с развитием техники и электроники люди все меньше стали писать письма. Давайте вспомним тяжелое военное время, когда в каждой семье ушел на фронт отец, муж, дядя, брат или сын. Не было компьютеров, телефонов, а люди месяцами ждали весточки от родного человека. Когда семье приходило письмо, радовались люди всего села, потому что как горе, так и радость для людей была общей. Все благодарили Бога, если их родственник или сосед остался жив, и все плакали, если кто-то погиб.

- А сейчас ребята ваш товарищ прочитает вам очень ценное письмо. Послушайте его.

Ученик 2. Читает письмо.

«Дорогие родные! Нахожусь в районе обороны. На подступах к Москве. Враг прет, не жалея ничего. Велика Россия, но отступать некуда. Позади Москва, иду в бой»

Целую. Ваш Иван.

- Что это за письмо? (письмо с фронта). Да, ребята, это письмо бойца с фронта, может быть последнее перед смертью. Поэтому оно так кратко и емко.

Учитель читает стихотворение

Пошел солдат в глубоком горе

На перекресток двух дорог,

Нашел солдат в широком поле

Травой заросший бугорок.

Стоит солдат - и словно комья

Застряли в горле у него.

Сказал солдат: «Встречай, Прасковья,

Героя-мужа своего»

Звучит песня М. Исаковского «Огонек»

V. Определение целей урока, задач.

-Вы догадались, кому будет адресовано наше с вами письмо? (солдату)

-Сегодня мы на уроке напишем письма солдатам, нашим Защитникам Отечества. Вспомним, как правильно оформлять письма, из чего состоит письмо. Познакомимся с письмами военных лет. Попробуем сами написать письмо солдату.

Ребята, на нашей выставке собраны фотографии, фронтовые письма, семейные реликвии, которые сохранили ваши бабушки и дедушки со времен ВОВ. А есть письма наших дней. Что же значит для солдата письмо? (Значение простых солдатских писем, особенно в годы ВОВ, было велико. Каждый солдат, если он получал письма от родных, чувствовал себя намного уверенней, он без страха шел в бой и побеждал. Верил, что его ждут, о нем не забыли.)

- В перерывах между боями солдат писал письмо домой.

Слушание аудиозаписи стихотворения К.Симонова «Жди меня».

- О чем же писал солдат домой в те страшные военные дни? (Солдаты писали о скорейшем окончании войны, описывали картину уничтожения врага, мечтали о возвращении домой, о встрече с родными.)

- К сожалению, мир не спокоен и в наши дни. Остаются горячие точки, где идут сражения, где молодые солдаты защищают нашу Родину. О чем они пишут домой? Давайте посмотрим отрывок из видеофильма и послушаем письмо солдата маме.

Просмотр отрывка из фильма “ Грозовые ворота”.

- О чем пишет современный солдат? (Солдат выражает грусть по родным местам, любовь к своим близким, мечтает о скорейшем возвращении домой.)

- А вот еще одно письмо. Оно пришло к нам в класс от солдата срочной службы, от бывшего ученика нашей школы. В письме он рассказывает о своей службе и просит вас написать ему письмо-ответ.

Учитель зачитывает отрывки из письма

-Ребята, давайте попробуем наше первое письмо написать коллективно. Вы согласны? (Да).

VI. Практикум.

1.Написание письма. Обратите внимание на “Памятку-план написания письма”.

(Висит на доске или проецируется на экран).

1. Приветствие адресата, его имя.

Ключевые слова: здравствуйте, добрый день, привет…

2. Вступление. Интересуемся, как живет собеседник.

Ключевые слова: хочу узнать…, напиши о…

3. Основная часть. Рассказываем о чем-то интересном.

Ключевые слова: хочу рассказать…, поблагодарить…

4. Заключение. Пожелание здоровья, успехов. Дата. Подпись.

Ключевые слова: до свидания, пока…

2. Запись в тетрадь.

1. Приветствие или обращение – имя того, кому предназначено письмо

2. Вступление – вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания.

3. Основная часть – изложение информации, интересующей адресата.

4 Заключение – выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания

5. Подпись, дата

6. -А нужно ли соблюдать этикет при написании письма? (Письмо должно быть грамотным, аккуратным, корректным, негрубым, необидным, понятным).

3. Работа в группах.

Класс делится на 3 группы. Каждая группа получает дидактическую карточку

1-я гр. Подобрать слова обращения и приветствия.

2-я гр. Продолжи фразы.

3-я гр. Продолжи фразы.

4.Подбор слов и словосочетаний

- Подберите слова и словосочетания по темам: 1-я гр. “мир”, 2-я гр. “ боец”, 3-я гр.” армия”.

Мир - дружба, радость, счастье.

Боец - солдат, воин.

Армия - войско, вооруженные силы.

У: Составьте с этими словами предложения

5. Подбор пословиц и поговорок.

У: Подберите подходящие пословицы и поговорки к письму.

  • Кто за Родину горой, тот истинный герой.
  • Нет в мире краше Родины нашей.
  • Родная земля и в горсти мила.

VI. Практическая работа над письмом.

- Вот теперь мы можем приступить к написанию нашего письма. У вас на столах лежат слова-помощники, из них вы составите предложения.

Каждая группа составляет свои предложения для письма, учитель прикрепляет эти предложения на доске. Получается одно коллективное письмо.

Дорогой солдат!

Прошло много времени после войны, но люди помнят вас – защитников Родины! Вы отдали свои жизни за нас. Мы очень ценим твой боевой дух, твою храбрость в этом тяжелом бою. И нам очень хочется сказать спасибо, глядя в твои глаза.

Очень жаль, что ты не можешь праздновать день Победы вместе с нами.

Мы хотим, чтобы и нынешние солдаты, стоящие на посту, были такими храбрыми и сильными, как вы!

Большое спасибо тебе, солдат! Мы будем помнить всю свою жизнь вас и ваш величайший подвиг!

От учеников 6 класса

VIII. Оформление конверта по образцу.

IX. Подведение итогов. Рефлексия. Домашнее задание

-Чему мы научились на уроке?

- Удалось ли нам достигнуть поставленных целей?

Теперь каждый из вас может написать письмо. Написать письмо близкому человеку и отправить по почте. Это будет вашим домашним заданием. Урок закончен.

Категория: Русский язык
15.01.2020 18:54


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!