СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материал ,который я нашла для себя полезным и интересным.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современные методы обучения и самообучения иностранным языкам.

Понятие «метод» в отечественной методике трактуется в широком и узком значениях: с одной стороны – это «целостная стратегия обучения иностранному языку в тот или иной исторический период», а, с другой, - это «обобщенная модель реализации объединенных некоей доминирующей идеей принципов обучения иностранному языку» (Бим И.Л., 1988).

Понятие «метод самообучения» также можно рассматривать в этих двух значениях (Тамбовкина Т.Ю.,2001). Если подойти к нему как стратегии, используемой в конкретный исторический период, и попытаться соотнести с доминирующим в этот период времени методом обучения ИЯ, то делается очевидной существующая между ними связь (табл. ).

Таблица

Интенсивные методы стали разрабатываться в русле суггестопедического подхода, созданного в середине 60-х годов в Болгарии Г.Лозановым. Название происходит от слова «суггестия», означающего «внушение». Г.Лозанов полагал, что главное в процессе обучения – это раскрытие резервов человеческой личности, одним из которых является память. Его три главных принципа – радость и ненапряженность в процессе обучения, единство сознательного и подсознательного, а также наличие суггестивной связи между преподавателем и учеником – составили содержательную основу для последующего развития данного направления многими исследователями. В России известны различные интерпретации этого метода, наиболее популярными являются эмоционально-смысловой метод И.Ю.Шехтера и метод активизации резервных возможностей личности Г.А.Китайгородской.

Эмоционально-смысловой метод был разработан И.Ю.Шехтером в начале 70-х годов прошлого века (Шехтер И.Ю., 1973). Его автор выбрал в качестве основного пути овладения иноязычным общением опору на смыслообразование, возникающее в условиях ролевой игры. Иными словами, он отказывается от «строительства» речи из отдельных элементов, поскольку мысль должна «порождаться целиком», так как говорение и понимание речи - внутренние процессы, которые возникают и развиваются в единстве. Основные принципы метода реализуются через систему коммуникативных заданий в процессе прохождения трех циклов обучения иностранному языку.

Первый цикл имеет своей задачей развитие устной иноязычной речи в типичных ситуациях общения и обучение чтению. Грамматике в этот период внимания не уделяется. К концу цикла обучающиеся могут читать учебные тексты, содержащие 1200-1400 лексических единиц.

Второй цикл нацелен на переход к деловому общению в форме монологической речи. Главное внимание направлено на изучение грамматики, основам перевода, развитию навыков и умений письменной речи. Работа протекает преимущественно в виде ролевых игр и проблемных ситуаций на материале разнообразных текстов.

На протяжении третьего цикла происходит дальнейшее совершенствование умений иноязычной речи на базе текстов, связанных с профессиональной деятельностью обучающихся. Используется эмоционально-смысловой метод преимущественно на интенсивных языковых курсах для специалистов различных направлений.

Метод активизации резервных возможностей обучаемого был разработан Г.А.Китайгородской в начале 80-х годов (Китайгородская Г.А., 1986) на основе концепции Г.Лозанова. Содержание данного метода раскрывается с помощью следующих принципов: двуплановости процесса обучения (одновременная опора на сознательное и подсознательное овладение иноязычной речью); поэтапно-концентрической организации учебного процесса (три взаимосвязанных этапа-концентра обеспечивают усвоение материала от целого к частному и опять к целому, то есть осуществляется синтез-анализ-синтез); глобального использования всех средств воздействия на психику обучающегося; устного опережения в работе; индивидуального обучения через групповое («в коллективе и через коллектив»); взаимодействия ролевых и личностных элементов в обучении ИЯ.

Система обучения по данному методу состоит из нескольких этапов. Введение материала осуществляется путем четырехкратного предъявления в форме урока-диалога.

Первое предъявление или «дешифровка» протяженностью 40-50 минут отводится на введение в новую тему, знакомство с ситуацией. В процессе общения с обучающимися преподаватель обращается к тому, что уже происходило, и рассказывает о событиях, которые с ними произойдут, сохраняя развязку всей ситуации в тайне до второго предъявления.

Второе предъявление также продолжается 45-50 минут. Его главной задачей является создание условий для максимального обеспечения непроизвольного запоминания нового материала. Материал произносится преподавателем фраза за фразой в сопровождении перевода на родной язык. Упор делается на семантизацию содержания языковых явлений, сопровождаемой обычно установкой: «Смотрите, слушайте, повторяйте!» На этом этапе используются такие приемы, как: многократное хоровое проговаривание за преподавателем с изменением темпа речи (то в замедленном, то в убыстряющемся темпе), искусственное понижение или повышение тона голоса, изменение эмоциональной окраски высказывания (с удивленного на радостное, с радостного на печальное), жестикуляция, ритмизация, рифмование, пропевание отдельных фраз или сверхфразовых единств на известные музыкальные мотивы.

Третье предъявление или «активный сеанс» предполагает закрепление нового материала путем его опознавания, осознания, извлечения из памяти. Для этого обучающимся дается установка повторять текст про себя фраза за фразой, разрешается при этом одновременно следить за произносимым по тексту, подкрепляя тем самым зрительным восприятием усвоение. Текстом, снабженным пофразовым переводом, разрешается пользоваться только на этом этапе занятия. Таким образом, происходит синтез первой и второй дешифровок, то есть синтез речевой ситуации и речевого поведения.

Четвертое предъявление или музыкальный сеанс длится 10 минут и является заключительным этапом работы на занятии. На фоне специально подобранного негромкого музыкального сопровождения, преимущественно инструментального, преподаватель еще раз полностью читает текст. В результате обучающиеся получают завершенное, цельное представление о нем и могут себя еще раз проконтролировать, все ли они усвоили.

После введения нового материала следует еще два этапа его активизации. Первый длится от четырех до шести часов и сводится к тренировке отдельных моделей и структур в речи в условиях жесткого управления и контроля. Второй этап представляет собой более свободное и творческое использование учебного материала в разных ситуациях общения, выходящих за рамки учебных. Для этого используется система театральных этюдов.

Коррекция ошибок на отдельных этапах происходит по-разному. На первом исправляются почти все ошибки, на втором это делается не всегда, так как поощряется спонтанное говорение.

Интенсивный курс обучения начального этапа рассчитан на 120-150 аудиторных часов, не менее 12-16 учебных часов в неделю. Он построен на отобранном лексическом материале объемом около 2500 единиц и нормативной грамматике разговорного языка. Все десять уроков объединены одним сюжетом, например, группа немецкоязычных студентов посещает Россию. В состав уроков входят, помимо основного текста-диалога или полилога, снабженного пофразовым переводом, тексты монологического характера, лексико-грамматический комментарий, домашние устные и письменные задания. Важным условиями эффективности и успешности обучения является наличие высококвалифицированного преподавателя, не только свободно владеющего изучаемым языком, но и пользующегося авторитетом у обучающихся, хорошо знающего методику интенсивного обучения, а также хорошей материальной базы - специально оборудованной аудитории с удобной мебелью, большим количеством наглядности, разнообразными техническими средствами.

Группу рассмотренных выше интенсивных методов дополняют методы самообучения иностранным языкам, отличие которых заключается в том, что они могут использоваться обучающимися самостоятельно, без участия преподавателя. К ним можно отнести гипнопедию, релаксопедию и суперобучение.

ГИПНОПЕДИЯ

Гипнопедия - слово греческого происхождения (hypnos – cон + paideia- обучение, воспитание), обозначающее обучение во время естественного сна. Впервые широкую известность этот метод приобрел в 1936 году, когда одна из звезд Голливуда выучила свою роль во сне (Tepperwein K., 2002). У нее появились последователи и вскоре возникли многочисленные учреждения, изучающие и использующие этот метод с практическими целями. Например, во время Второй мировой войны американские агенты применяли метод изучения во сне иностранных языков перед тем, как отправляться за границу. Известен факт, что знаменитый американский телеведущий выучил за десять ночей китайский язык, на котором бегло смог изъясняться с китайским послом во время своей телепередачи.

С 50-х годов прошлого века начали проводиться активные научные исследования возможностей восприятия и запоминания иноязычного лексического материала во время естественного сна. В 60-х – начале 70-х годов появились первые методики по гипнопедии. Сущность их заключалась в том, что обучающийся должен был запоминать вводимые во время сна с помощью магнитофона слова и словосочетания.

Работать по данной методике предлагается следующим образом: на магнитофон записываются 35-40 слов или коротких фраз с переводом. Перед сном они медленно прочитываются два раза с листа, затем включается магнитофон, запись прослушивается два раза, при этом не следует сосредотачиваться на запоминании, а нужно повторять слова вслед за магнитофоном. Затем магнитофон выключается и человек засыпает. После отхода ко сну, в первые сорок минут сна, магнитофон должен прокрутить запись еще несколько раз со все уменьшающейся громкостью. Утром, перед пробуждением, этот процесс повторяется в обратном порядке: за полчаса до пробуждения магнитофон включается и тихо воспроизводит запись со все увеличивающейся громкостью. Проснувшийся прослушивает запись с закрытыми глазами, пока она не закончится. В течение дня следует себя проконтролировать, насколько удается самостоятельно распознавать и произносить заученные во сне слова. Таким образом, за двадцать сеансов усваивается до ста новых слов и оборотов, что в 4-6 раза больше, чем при традиционных способах запоминания (Бухалов И.Ю., 1995).

Гипнопедию следует использовать чрезвычайно осторожно, так как существуют данные, что при длительном использовании она может оказывать вредное влияние на центральную нервную систему и здоровье человека. Вместе с тем, очевидно, что ее использование резко повышает эффективность заучивания лексического материала и позволяет добиться больших успехов при самообучении иностранным языкам. Поэтому этот метод используется чаще всего в экстремальных ситуациях, когда требуется в короткий срок овладение большим объемом языкового материала на изучаемом языке.

РЕЛАКСОПЕДИЯ

Релаксопедия – это обучение, использующее в учебных целях релаксацию, то есть психическое и физическое расслабление, вызываемое внушением. Она характеризуется как эффективный метод овладения информацией. Разработана и существует следующая методика проведения релаксопедического занятия с обучающимися: предварительное знакомство с новой лексикой (8-10 минут); ввод в состояние релаксации с помощью специальных фраз; релаксопедическое усвоение новой лексики (20-25 минут); вывод из состояния релаксации и упражнения, активизирующие применение изученной лексики (5-10 минут) (Капитонова Т.И., Щукин А.Н., 1987). Считается, что у обучающихся вырабатывается под влиянием специальной психологической подготовки внутренняя установка на запоминание, активизируется сфера подсознания. В промежуточном состоянии между сном и бодрствованием снимаются барьеры внутреннего сопротивления и открывается доступ к скрытым ресурсам памяти.

Самостоятельное использование элементов релаксопедии для самообучения происходит в определенной последовательности: записываются на магнитофон 80-100 новых слов или кратких фраз с переводом на фоне тихой, мелодичной музыки. Необходимо сесть в расслабленной позе, не напрягая мышцы и опустив голову. Расслабиться и не о чем не думать. Стараться вызвать у себя состояние легкой, приятной усталости и даже сонливости и слегка мечтательное, умиротворенное состояние, отрешиться от всех повседневных забот и неурядиц. Включив магнитофон, не концентрироваться на звучании и запоминании материала, пусть звуки сами по себе наполняют вас. Проделывать эту процедуру следует два раза в день, лучше всего сразу же после пробуждения или непосредственно перед сном. Обучение с расслаблением должно занимать 1/6 часть времени, отведенного в день на изучение ИЯ, остальное время уделяется обычной учебе. Занимаясь по часу в день, отведите на релаксопедию по десять минут утром и вечером. Со временем можно увеличивать количество слов, записанных на магнитофон, доведя их до пятисот за один сеанс (Бухалов И.Ю., 1995). Очевидно, что к достоинствам этого метода относятся возможность значительного увеличения объема усваиваемой лексики за единицу времени и активизация речемыслительной деятельности обучающихся за счет сочетания сознательных и подсознательных компонентов в процессе самообучения.

СУПЕРОБУЧЕНИЕ

Суперобучение ( superlearning; PLS – Psychologische Lernsysteme) – это модификация суггестопедического метода Г.Лозанова, попытка адаптировать его идеи и систему обучения языкам в западных странах. Суперобучение или ускоренное обучение как новый метод обучения и самосовершенствования начал впервые развиваться в конце 70-х годов в Северной Америке, в городах Де-Мойне, Торонто, Атменте. В Эймсе впервые было основано Общество ускоренного обучения и преподавания (ОУОП). В настоящее время более чем в десятке стран существуют профессиональные союзы подобного типа, например, созданное в Англии Общество эффективного действенного обучения (ОЭДО) (Острандер Ш., Шрёдер Л., Острандер Н., 2002).

Суперобучение в качестве концептуальной основы опирается не только на разработки Г.Лозанова, но также использует Раджа Йогу, софрологию - науку о гармоничном сочетании плоти и духа, изучающую пути достижения совершенства человеком, разработанную испанским доктором медицины Альфонсо Кайседо. Это позволяет включить в обучение заимствованные стратегии и приемы, значительно повышающие эффективность и скорость обучения и самообучения: приемы перехода в антистрессовое состояние, постепенного, пошагового усвоения информации, использования музыки для развития памяти, установления связей с подсознанием, включения чувств, эмоций и воображения для повышения эффективности и скорости усвоения информации (Острандер Ш., Шрёдер Л., Острандер Н., 2000).

Суперобучение нашло широкое применение в обучении и самообучении иностранным языкам во многих странах. Анализ зарубежных модификаций данного метода показывает, что все они отличаются друг от друга наличием авторских инноваций. Так, австралийский преподаватель Джон Уэйд разработал собственную систему ускоренного обучения языкам, дополнив ее включением помимо приемов йоги приемами из тай чи, шиацу и кинесиологии (гимнастики для ума). Американский ученый Чарльз Шмид соединил суперобучение с нейролингвистическим программированием и разработками Джеймса Ашера, предполагающими комплексное воздействие во время обучения на все виды рецепторов – зрительные, слуховые, двигательные, осязательные – путем представления материала различными способами. Джефф Пуллен из Англии опирался при разработке своей программы суперобучения на идеи из трансперсональной психологии и психологии Юнга. Памела Рэнд добавила к своей программе ускоренного обучения юмор (Острандер Ш., Шрёдер Л., Острандер Н., 2002).

Многие из предлагаемых за рубежом модификаций суперобучения предназначены для самообучения. Рассмотрим в качестве примера методику самообучения американскому языку, разработанную немецкими авторами Б.Райдтом и Н.Больхефером и реализованную в учебном пособии «Американская мечта» (Reidt B., Bolhöfer N., 1984).

Во введении к курсу авторы сообщают, что их методика строится на идеях Г.Лозанова, они также предлагают включать в самообучение музыку, дыхательные упражнения из йоги, релаксацию и театральную игру. Методика самообучения по данному методу состоит из трех этапов.

Первый, подготовительный этап имеет большое значение для успешного прохождения всего курса. Он складывается из нескольких моментов. Первый заключается в выяснении отношения к предлагаемой методике изучения языка. С этой целью выполняется тест, позволяющий выявить, насколько позитивно отношение обучающегося к предстоящему самообучению. Чем выше положительная мотивация и установка на изучение языка, тем большего результата можно достичь.

Имея положительную мотивацию, следует приступать к упражнениям на релаксацию. Они записаны на специальной кассете и прилагаются к курсу. Над ними следует работать ежедневно не менее четырех-семи дней. Цель тренировки – формирование умения погружаться в альфа-состояние, представляющее собой состояние глубокой душевной и физической релаксации. Данное состояние получило такое название благодаря альфа-волнам, возникающим в мозгу и сопровождающим появление во всем теле чувства покоя, тяжести и теплоты. В этом состоянии мозг наиболее восприимчив к любой информации, так как в работу включаются оба полушария головного мозга.

Третий важный момент подготовительного этапа – это так называемая смена идентичности личности. Обучающийся должен выбрать новую фамилию, имя, профессию и новый адрес в стране, язык которой он хочет изучать. В начале пособия имеется перечень возможных вариантов. Цель подобного задания – раскрепостить обучающегося, освободить от прошлого опыта. Под маской другой личности он может не бояться делать ошибки, выглядеть глупо, может свободно выражать свои стремления и желания.

Второй, основной этап, состоит из следующей последовательности действий: чтения перевода текста занятия, чтобы получить представление о его содержании, прослушивания упражнения на ИЯ с позитивной установкой на работу и его повторения вслед за диктором, попытки погрузиться в альфа-состояние, представляя себе описываемую на иностранном языке картину.

Под звучание дискеты состояние релаксации продолжает сохраняться. При этом можно дышать в восьмисекундном такте, (две секунды вдыхать, затем задерживать вдох на четыре секунды, потом выдох длительностью две секунды; снова две секунды вдыхать, задерживать дыхание на четыре секунды и две выдыхать). Запись дыхания на диске поможет соблюдать его правильный ритм. В первый день рекомендуется в предлагаемом ритме дышать пять минут, увеличивая длительность в последующие дни по одной минуте. После прослушивания материала в состоянии релаксации и в сопровождении дыхания в восьмисекундном ритме следует вернуться в обычное состояние, выключить магнитофон, встать, потянуться, напрягая и расслабляя мускулы, представляя себе, что вы рвете яблоки с высоких веток дерева. Следующий этап заключается во вторичном прослушивании фонотекста, на этот раз без повторения текста. Текст следует воспринимать как музыку в опере, представляя себя героем развертывающегося действия. В заключение снова повторяется сеанс релаксации, сопровождаемый дыхательными упражнениями, затем следует возвращение в обычное состояние и гимнастика.

Описанную последовательность действий необходимо повторить на следующий день или через день. При этом негромкое чтение рекомендуется заменить на громкое, чтобы быстрее усвоить произношение. Следующее занятие можно начинать, если появится ощущение, что пройденный материал хорошо усвоен. В противном случае необходимо прослушать первый текст еще несколько раз до полного его усвоения.

Третий, заключительный этап, имеет своей целью закрепление пройденного. После окончания каждого сеанса следует еще один час посвящать устным и письменным упражнениям: представить себя артистом, который выразительно читает текст перед публикой; нарисовать картинный словарь к тесту; составить словарные карточки; придумать пантомиму к прослушанному. Для тренировки в употреблении грамматических явлений можно использовать грамматические таблицы и различные дополнительные пособия с правилами и упражнениями.

Описанная методика построена на прослушивании готовой записи носителями изучаемого языка. Эта же методика может использоваться при работе с самозаписью. Если обучающийся уже владеет произношением и правилами чтения, то он может составлять записи самостоятельно.

05.02.2017 17:08


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!