СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер - класс «Использование и применение нетрадиционных техник рисования в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование и применение нетрадиционных техник рисования в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста.

Материал: листы бумаги, блюдечки с гуашью, карандаши, кисти разных видов, печатки из картофеля, штемпельные подушечки с краской, ватные палочки, зубные щётки, засушенные листья, штампы: поролон, губочки, пробки,.; восковые мелки, свеча, акварель, отрезки из ниток длиной 7-10 см., рисунки-образцы.

Цель: развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного младшего и среднего возраста посредствам нетрадиционных изобразительных техник.

Задачи:

  • формирование творческих способностей у дошкольников в создании художественных выразительных образов
  • Обучение умению (развитие навыков) правильно держать карандаш; ориентироваться на листе бумаги, рисовать прямые линии, кружочки и т.д.
  • Развитие мелкой моторики.
  • Ознакомление с окружающим миром.
  • Развитие речи.
  • Формирование интереса к рисованию.
  • развитие пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
  • Развитие внимания и усидчивости;
  • формирование навыков контроля и самоконтроля.

Детям очень сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные способы рисования: кистью, карандашами, фломастерами. Использование лишь этих предметов не позволяет детям более широко раскрыть свои творческие способности. Они не способствуют развитию воображения, фантазии. А ведь рисовать можно чем угодно и как угодно! Необычность техник нетрадиционного рисования состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Дети очень любят рисовать различными необычными инструментами. Это могут быть: кусок поролона, край полоски плотной бумаги, птичье перо, зубная щетка или же ватная палочка. Каждый из этих предметов позволяет ребенку создать особенную фактуру рисунка, а значит, способствует развитию его воображения, фантазии, творческих способностей.

Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, раскрепощает детей, позволяет им не бояться сделать что-то не так, обогащает и развивает внутренний мир ребенка. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

1.Рисование ладонью (рисунки «лебеди», «тюльпаны»)

С детьми младшего дошкольного возраста можно использовать технику «рисование руками» (ладонью, ребром ладони, кулаком).

Для этого необходимо приготовить широкие блюдечки с гуашью (гуашь развести до жидкой сметаны), с акварелью узоры из отпечатков получатся не такими контрастными и выразительными, листы необходимого формата или ватман, таз с водой для мытья рук, или использовать салфетки, фартуки.

Ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) и делает отпечаток на бумаге. В средней группе дети могут раскрашивать ладонь с помощью кисточки в разные цвета.

Для начала лучше провести несколько игр-тренировок. Попробовать с детьми различные способы рисования ладошкой – пришлёпывание, прихлопывание, размазывание. А затем предложить детям просто поэкспериментировать, т.е. предоставить полную свободу действий. Дети с любопытством и с большим удовольствием размазывают следы от ладошки по листу бумаги. Они настолько увлекаются всем этим процессом, становятся более смелее, раскованнее, и поэтому иногда приходится вовремя остановить малыша и переключить его внимание. Для ребёнка важен даже не конечный результат, а сам процесс выполнения действий. Это вызывает положительные эмоции у детей и способствует формирование интереса к рисованию.

В дальнейшей работе, при рисовании ладошкой, дети оставляют отпечаток руки на листе бумаги, создавая определённые образы. Так, из ладошки может получиться птица, кошка, петушок, травка, цветочки, рыбки, бабочка, солнышко и т.д.

Можно предложить детям самим дорисовать детали (обмакнув пальчик в краску, нарисовать глазки, носик, ротик, хвостик, при этом используя отрывистые линии, горизонтальные, дугообразные линии). Но на первом этапе дорисовывать может сам воспитатель, показывая своим примером принцип изображения.

В старшем дошкольном возрасте детям предлагается отпечатать ладошку, затем внимательно рассмотреть рисунок и подумать, на что это похоже, как рисунок можно преобразовать, изменить, добавив недостающие детали. Дети проявляют фантазию. Создают новые образы.

2. Рисование пальчиками (рисунки «дерево», «гроздь рябины»)

После освоения азов рисования ладошками можно познакомить детей с техникой «пальцеграфия»: она сложнее и требует более целенаправленных движений. Пальчиковый прием позволяет детям почувствовать изобразительный материал, его свойства - вязкость, бархатистость, яркость красочного слоя. Ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит на бумагу точки, пятнышки корткие линии. Работу начинают с одного цвета: необходимо дать возможность попробовать разные движения (размазывание, примакивание), оставить разные отпечатки, сравнить их. Можно изобразить следы медведя, проводить пальчиком линию (ручеек или дождик). Затем создаются простые изображения - цветок, кисть винограда. А необходимые детали потом дорисовываются карандашом.

В средней группе, детей учат рисовать обеими руками и на каждый пальчик набирается краска разного цвета. Здесь также возможны варианты: использовать поочередно обе руки или рисовать ими одновременно, синхронно, что отлично развивает координацию. Например, новогодние шарики, салют.

3. Рисование печатями из картофеля (рисунок «поднос с фруктами»)

Одним из интереснейших, доступных ребенку способов рисования является рисование картофелем. Оно привлекает детей своей необычностью. Ребенок прижимает печатку из картофеля к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка. Но сначала необходимо изготовить печатки.

Для этого берут сырой картофель, разрезают пополам и на гладкий срез наносят шариковой ручкой (зубочисткой) рисунок печатки, простой рельеф – сердечко, звёздочку, рыбку, ёлочку, цветочек и.т.д. Затем аккуратно вырезают форму по контуру, чтобы она возвышалась над рукояткой на высоту 1 - 1,5 см. Рукоятка должна быть удобна для руки, пошире. Далее ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Если нет специальной подушечки, можно взять кусок губки или наносить краску прямо на поверхность среза.

Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков самые разные композиции, украшая ими открытки, салфетки, платки, чашки, рукавички и т.д.

Можно вырезать печатки с изображением круга, квадрата. Это хороший предлог познакомить ребенка с различными геометрическими формами.

4. Рисование ватными палочками (рисунки «Рыбки», «Подсолнух», «Ваза», «Корзина с цветами», «Зимнее дерево»)

Это совсем не сложная техника. Её можно использовать в работе с детьми младшей группы, в дальнейшем усложняя задачи.

Для этого понадобится гуашь и ватные палочки. Ребёнок макает ватную палочку в краску и ставит отпечатки. Если макать сухую палочку, кружочки получатся более четкие, если влажную — то полупрозрачные. Так же палочкой можно проводить линии одинаковой толщины, получается, как будто рисуешь фломастером.

Вначале ребёнок может просто рисовать точками, полосками: цветочки, снежок, украшать узорами фартук, тарелочку (развивает фантазию, самостоятельность).- показ

В средней группе мы учим создавать ребёнка точечные рисунки. Воспитатель простым карандашом рисует контуры любого крупного предмета, например бабочки (показ). Ребёнок ватной палочкой набирает гуашь определенного цвета и точками обрисовывает контур предмета. Затем ребёнок переходит к рисованию узоров на крыльях бабочки, используя ту же технику. Для каждого нового цвета используется новая палочка.

Точками можно рисовать любые предметы – стрекозу, змею, рыбу, ежа, медузу, зверей, деревья, пейзажи и т.д.

С детьми более старшего возраста можно рисовать более мелкие предметы, дети сами могут намечать контур простым карандашом или сразу рисовать ватной палочкой.

5. Рисование тычком жесткой полусухой кистью (рисунки «Ёжик», «Котёнок»)

В средней группе часто используется техника тычка жесткой кистью. Ребенок опускает в густую гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускаем. Методика рисования тычком на начальном этапе состоит в следующем: воспитатель заранее на листе у детей рисует простым карандашом контур. Дети сначала рассматривают и обводят пальцем контур, называя вслух его части: голова, ушки, глазки, хвостик и т.д. Начав рисовать, они должны делать тычки кисточкой по линии контура слева направо, не оставляя промежутка между тычками; затем произвольными тычками закрашивают поверхность внутри контура. По­лучается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности. Остальные необходимые детали рисунка дети рисуют концом тонкой кисти, карандашами, фломастерами. Можно давать детям заранее вырезанные силуэты животных.

Этот метод рисования не требует от умелого изображения тонких линий. В дальнейшем детям достаточно знать и уметь рисовать геометрические фигуры в разных сочетаниях, причем не обязательно правильной формы и тонкими прямыми линиями. В процессе закрашивания тычками эти неточности не влияют на восприятие образа, а нарисованные предметы получаются более приближенными к реальным.

. Эту технику используют, если надо нарисовать что-нибудь пушистое или колючее. Например: «Мои любимые домашние животные», «Елочка пушистая, нарядная», «Веселый снеговик», «Ежик

6. Рисование зубной щёткой (рисунки «Шторм», «Ёлочка»)

Рисовать красками можно не только кисточкой, но и с помощью зубной щетки. Зубной щеткой можно отлично передать фактуру многих предметов (листву деревьев, облака, шерсть животных). Изображения, сделанные зубной щеткой отличаются своеобразной пушистостью и объемностью.

7. Печатание листьями (рисунок «осенние листья», «лес»)

На прогулке вместе с детьми собрать листья самых разнообразных форм. Засушенные листья не подходят. Далее ребёнок берёт листок, покрывает его гуашью со стороны прожилок. затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Сверху надо положить другой лист бумаги и разгладить его рукой. Снимаем бумагу и лист дерева. Отпечаток готов. Сначала, придется немного потренироваться, а потом ребёнок сможет составить целую композицию из отпечатков листьев. Можно дорисовать кистью черешки у листьев или дорисовать ствол, чтобы получилось дерево. Из листьев дети могут выложить красивый цветочек. Симметричное прикладывание листа с одной и другой стороны, дорисованное тельце - и получается бабочка. Можно предложить детям всмотреться в отпечаток листа, пофантазировать и создать любой образ, дорисовав детали.

8. Печатание штампами

В среднем дошкольном возрасте можно также знакомить детей с более сложными техниками: печатание штампами. В качестве штампа можно использовать как готовые предметы с определенной поверхностью, так и сделанные из подручного материала. Можно печатать поролоном; губкой, пробками; смятой бумагой.

печать поролоном (рисунок «цыплёнок»)

Для этого увлекательного занятия необходимо сделать тампон из марли или поролона. Ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. В этой технике хорошо рисовать что-нибудь пушистое, легкое, воздушное, прозрачное, колючее. Получаются очень необычные «Одуванчики», «Облака», «Елочки». Забавные «Снеговики», «Цыплята

печать пробками (рисунок «гроздь винограда»)

Используют пробки разного размера: от обычных бутылок, от пластиковых, от тюбиков крема, зубной пасты. Ребёнок может быстро нарисовать и шарик, и цыпленка, и колесо, и мячик, ягоды. Составит узор, декоративный орнамент.

печать смятой бумагой (рисунок «ваза с цветами»)

Гуашь развести водой до консистенции жидкой сметаны. Кусок плотной бумаги смять в небольшой комок, опустить в краску. Этим комком бумаги нанести краску на лист. Оттиск смятой бумаги даёт изображение фактурной, объемной поверхности. Можно выполнить работы на тему: Облака, Пушистый котёнок.

9. Рисование восковыми мелками, свечой + акварель (рисунки «Цветы в вазе», «Узоры на окне»)

Ещё одна интересная техника рисования ля детей – это рисование восковыми мелками или свечой + акварель. Нам понадобятся восковые мелки (свеча), плотная белая бумага, акварель и кисти. Ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным. закрашивать надо быстро, стараясь не проводить много раз по одному месту. Правило - нажим на восковой карандаш должен быть таким, чтобы след от него был чётким, ярким. Детям очень нравится рисовать свечкой или восковыми мелками. Акварель не ложится на жирное изображение мелками и рисунок как бы появляется внезапно перед глазами ребят, проявляясь. Рисуя свечой, не последнюю роль играет подбор фона к предмету. К примеру, нарисованного свечой снеговика лучше закрасить голубой краской, а лодочку зеленой. Особенно интересными и оригинальными получаются рисунки на зимнюю тематику: «Снежинки», «Портрет зимы», «Елочные игрушки», «Зимние узоры».

10 Техника «волшебная ниточка» (рисунок «Цветы», «Салют»)

Также существует техника рисование нитками – «волшебная ниточка». Нам понадобится: жидко разведенная гуашь в мисочке, кисточка, отрезки из ниток длиной 7-10 см. Ребенок опускает нитку в краску. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. На листе появляются самые разные образы, предметы или отдельные детали. Можно задать детям вопросы: «Что нарисовала твоя ниточка?», « На что это похоже?». Такие вопросы способствуют развитию мышления и воображения. Недостающие детали дети дорисовывают сами. Можно брать следующие темы для рисования: «Салют», «Космос», «Цветы».

Заключение.

В дальнейшем, многие вышеперечисленные техники можно использовать в одной – коллаже. В целом важно следующее: хорошо, когда дошкольник не только знаком с различными приемами изображения, но и не забывает о них, а к месту использует, выполняя заданную цель. Например, ребенок решил нарисовать лето в деревне, и для этого он использует точечный рисунок (трава), а солнышко ребенок нарисует пальцем, пушистых животных - поролоном т.д. Овладев техническими навыками и умениями рисования, дети начинают проявлять творческие способности.

29.05.2020 15:22


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!