СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс. «Эффективные приёмы обучения диалогической речи на уроках английского языка в начальной школе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Когда-то давным-давно люди были единым народом и говорили на одном языке. И дела у них шли в гору, и жили они припеваючи, потому что всегда могли договориться друг с другом. Любая задача была им по плечу, ведь они работали дружно и слажено. Из-за этого люди сильно загордились. Они решили собраться вместе в городе Вавилон и построить башню высотой до самого неба, чтобы доказать, что они равны Богу. Но Бог наказал их за гордыню. Он "смешал их языки" - сделал так, что люди заговорили на разных языках и перестали понимать друг друга. Из-за этого строительство башни застопорилось, а люди разошлись по всему миру, унося каждый свой язык с собою."

Одной из наиболее актуальных и сложных проблем современной методики является обучение устному общению. Владение суммой знаний на иностранном языке отнюдь не означает умения говорить на этом языке. Навык говорения должен быть настолько внедрен в процессе обучения, чтобы учащиеся могли общаться на иностранном языке, как только в этом возникнет необходимость. Самым надёжным свидетельством освоения изучаемого языка является способность учащихся вести беседу различной степени сложности по заданным темам.

Устная речь является стимулом для повышения интереса к предмету, и она играет большую роль в развитии всех видов умственной деятельности. Для обучения диалогической речи на уроках английского языка требуются специальные приёмы, учитывающие характер использования иностранного языка как средства общения и инструмента речевой деятельности.

Как часто в учебниках встречаются различные диалоги, а что с ними делать? Читать по ролям? Учить наизусть? И…Все? А сколько, на самом деле, существует различных приемов работы с такими диалогами.

При обучении диалогической речи на начальном этапе применяю дедуктивный подход, когда обучение начинается с целого диалогического образца, который является эталоном для построения аналогичных диалогов.

Сейчас я покажу, как я применяю этот подход на своих уроках.

Начинаю работу с диалогом с прослушивания диалога-эталона. При первом прослушивании задача учителя вызвать интерес к прослушиваемому диалогу, а задача учеников- понять общий смысл сказанного. При этом не нужно разбираться в значении каждого слова.

Итак, представьте, что вы учащиеся 2 класса, изучающие английский первый год.

  1. Прослушайте диалог и ответьте на вопрос «О чем идет речь в разговоре?» (диалог знакомство)

При повторном прослушивании наша цель - акцентировать внимание на основных фактах, с которыми мы будем работать в дальнейшем.

2. Послушайте диалог еще раз и назовите имена главных героев и из каких городов они приехали. (Ann, Bess Ann-London, Bess - Boston)

Следующие два этапа направлены на развитие произносительных навыков и интонации в диалоге. В результате лексико-фонетической зарядки отрабатывается произношение не только отдельных слов, но учащиеся запоминают коммуникативно-ценные фразы и клише, которые в дальнейшем они смогут использовать в своей речи. На данном этапе мы работаем с опорой на печатный текст. Подобные имитативные условно-коммуникативные упражнения позволяют в том числе преодолевать фонетические трудности: произносительные и ритмико-интонационные.

3. Ребята, посмотрите на доску и повторите за мной:

- What (по три раза) -What’s your name?

- Where (по три раза) - Where are you from?

- London (по три раза) - I am from London

- Nice (по три раза) - Meet (по три раза)

- Nice to meet you.

4. А теперь повторите каждую фразу диалога за мной. (повторяют.)

На следующем этапе ученикам предлагается прочитать диалог по ролям, постараясь придать голосу максимальное разнообразие: выразить им разные эмоции, варьировать скорость, высоту и громкость речи. Мы достигаем этой цели, используя элементы драматизации.

5. Посмотрите на доску. На доске диалог. Давайте его прочитаем по ролям.

- Прочитайте диалог с удивлением.

- Прочитайте диалог, как будто вы устали и вам хочется спать.

- Прочитайте диалог, как будто вы встретили своего кумира.

- Прочитайте диалог с радостью.

- Прочитайте диалог, как будто вы чего-то боитесь.

(На карточках- вытянуть, 2-3 мин на подготовку.)

На следующий этап работы использую прием «работа с деформированным текстом», который направлен для развития связной речи учащихся. Ребята восстанавливают диалог-эталон из разрозненных частей по памяти.

6. Выберите одну карточку, прочитайте предложение про себя. Расставьте карточки в правильном порядке. Первая карточка у меня (зачитать вслух, дети подходят, зачитывают свою и т.д.)

- Hello! What’s your name?

-

- Hello! My name is Ann. And what’s your name?

-

- My name is Bess. How old are you, Ann?

-

- I am nine. What about you?

-

- I am ten. Where are you from?

-

- I am from London. And where are you from?

-

- I am from Boston.

7. Вспомните и назовите пропущенные слова в диалоге:

- Hello!

- Hello! What’s your *?

- My name is *. And what’s your name?

- My name is Bess. How * are you, Ann?

- I am*. What about *?

- I am ten. Where are you *?

- I am from *. And where are you from?

- I am from Boston.

- Nice to * you.

- Nice to meet you, too.

- Goodbye.

- *.

Мы выполнили подстановочное упражнение, цель которого является развитие навыков выбора и комбинирования языковых единиц.

Условно-коммуникативные упражнения закончены. Ребята готовы к выполнению подлинно-коммуникативных упражнений, целью которых является развитие умений диалогической речи, одновременно с этим они способствуют активизации языкового материала при решении речемыслительных задач.

8. Ребята, а сейчас вы будете составлять свой собственный диалог. Для этого вам необходимо заменить в диалоге имена, возраст и место жительства главных героев. Придумайте их сами. У вас есть 2 минуты на подготовку.

Слушаем составленные диалоги (по желанию).

Заключение:

Предлагаемая мной система упражнений позволит учителю не только создать коммуникативные ситуации, приближенные к условиям реального общения, но и будет способствовать знакомству учащихся с принятыми нормами речевого взаимодействия и особенностями коммуникативного поведения носителей изучаемого языка. Безусловно, каждый творчески работающий учитель, исходя из конкретных условий своей группы, может использовать и другие приемы. Самое главное, как мне кажется при организации диалогического общения - создание положительного эмоционального настроя к выполняемой детьми деятельности. Формальное выполнение заданий, способствующих развитию навыков диалогической речи, сводят на нет практический результат. Учитывая всё выше написанное можно сделать вывод, что обучать говорению, не обучая общению, не создавая на уроках условий речевого общения нельзя. На уроках английского языка нужно обучать детей говорить и мыслить. Эти два процесса неотделимы друг от друга.

Диалогическая речь является неотъемлемой частью языка, помогает донести свои мысли на иностранном до собеседника или слушателя. А это есть цель коммуникации!

31.01.2022 00:30


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!