СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Любовь как этический принцип педагогики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Любовь как этический принцип педагогики

На любви держится земная ось всех человеческих взаимоотношений. Вот что говорил директор 109-й средней школы г. Москвы Е.А.Ямбург: «Я побывал на западе и понял, что « тамошние» учителя учат детей хуже «нашенских», но у них радостные и даже счастливые дети. Их дети мало знают, но все равно счастливы, главное - уверены в себе. Потому что их любят! Наши дети знают больше, а счастливы меньше. Нам надо учиться любить всяких детей» [1, с. 479]. Самое сильное, самое тонкое богатство человеческого духа - любовь – действует на ребенка как музыка, как чарующая красота, что наполняет душу. Это богатство постоянно настраивает чуткую струну детского сердца - чуткость к слову, к доброй воле, к ласке и сердечности.

Как отмечает В.И. Андреев, человек любого возраста сталкивается с одним и тем же вопросом: как преодолеть непонимание других, как завоевать уважение и любовь тех, кто тебе интересен. Любовь, особенно взаимная любовь, перекидывает мост взаимопонимания, взаимоуважения, сочувствия. То есть любовь - это мост взаимных чувств духовной близости [1, с. 480]. Мы считаем, что учитель, только любя, может понять своих учеников. В школьном мире ребенок- это иностранец, он не понимает языка, не знает законов и обычаев. Порой предпочитает осмотреться сам, трудно ведь попросить указания и совета. Нужен чуткий, понимающий, ответственный, терпеливый, заботливый, добрый, любящий учитель.

В работах известных отечественных и зарубежных педагогов (Л.Н.Толстого, Я. Корчака, В.А Сухомлинского, Ш.А. Амонашвили и др.) говорится о любви учителя к детям, и ответной любви учеников к своим учителям. Даже по названию педагогических трудов Я. Корчака («Как любить ребенка»), В.А. Сухомлинского («Сердце отдаю детям»), Ш.А. Амонашвили («Здравствуйте, дети!», «Как живете, дети?») можно судить о гуманной направленности их педагогического творчества.

В.А. Сухомлинский отмечает: «Воспитательная сила человеческой любви - это красота долга человека перед человеком. Любить означает чувствовать сердцем тончайшие духовные потребности человека» [3, с. 413]. «Любовь к людям воспитывается только любовью - как огонь зажигается только от огня. Человеческая любовь- могущественная сила воспитания» [3, с. 447].

Все дети отражают любовь. Ребенка можно сравнить с зеркалом. Он отражает любовь, но не начинает любить первым. Если детей одаривают любовью, они возвращают ее. Если им ничего не дается, им нечего возвращать. По мнению В.И. Андреева, творчество учителя- это состояние любви. Педагогика любви, по его определению, - это область педагогики, в которой исследуются закономерности взаимовлияния педагогической любви на духовное развитие, сотворчество и саморазвитие как учителей, так и учащихся в процессе обучения и воспитания[1,с. 481].

Поэтому важно знать, как выражать свою любовь к ребенку.

Способы выражения любви можно классифицировать по трем типам: контакт глаз, физический контакт, пристальное внимание. Каждая область принципиально важна. Контакт глаз - открытый, естественный, доброжелательный взгляд прямо в глаза ребенку необходим. Хотя взрослые и не осознают этого, но используют контакт глаз как основное средство передачи своих чувств, в том числе и любви, особенно к детям. Ребенок использует контакт глаз с родителями, педагогами для эмоциональной подпитки. Чем чаще смотрят на ребенка, стараясь выразить ему свою любовь, тем больше он пропитан этой любовью и тем полнее его эмоциональный резервуар.

Физический контакт - казалось бы, проще всего выразить свою любовь к ребенку ласковым прикосновением. Тем не менее поразительный факт,можно редко встретить родителя, педагога, который просто так, по доброй воле, без всякого повода воспользуется возможностью ласково прикоснуться к ребенку. Имеется в виду любой физический контакт: прикоснуться к руке, обнять за плечи, погладить по голове, потрепать по волосам, шутливо потолкаться. Это, замечательный секрет укрепления эмоционального равновесия ребенка; раскрыть этот секрет и применять его на практике - значит добиться успеха.

Пристальное внимание- это когда взрослые сосредоточиваются на нем полностью, не отвлекаясь ни на какие мелочи, так, чтобы ребенок ни на мгновенье не сомневался в полной, безоговорочной любви к нему. Он должен чувствовать себя важной и значимой личностью, которую умеют оценить по достоинству; он должен быть уверен в своем праве на нераздельный, подлинный интерес, нераспыленное внимание и внимательность, заботливую сосредоточенность и бескомпромиссный интерес именно к нему именно в эту минуту. Внимание позволяет ребенку почувствовать, что он в глазах своих родителей самый важный человек в мире. Ребенку необходимо дать почувствовать, что он - единственный в своем роде. Только пристальное внимание родителей дает ему возможность почувствовать и осознать это. Учтите, что такое знание жизненно важно в развитии самооценки у ребенка. А это глубоко влияет на способность ребенка взаимодействовать с другими людьми и любить их.

Список литературы

1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс творческого саморазвития.- Казань: Центр инновационных технологий, 2006.- 606 с.

2. Корчак Я. Как любить ребенка: Книга о воспитании: Пер. с польск.- М.: Политиздат, 1990.- 493с.

3.Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т./ Сост. О. С. Богданова, В.З. Смаль, А.И.Сухомлинская. - М.: Педагогика, 1981.- Т.3.- 640 с.

25.12.2018 22:42


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!