СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лирическое начало в прозаическом тексте: историко-литературный аспект

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лирическое начало в прозаическом тексте: историко-литературный аспект

​Лирическое начало как один из характерных признаков эпического произведения в большей или меньшей степени, как отмечают многие литературоведы, присутствовало в каждом художественном произведении, притом это проявлялось на каждом этапе развития словесности, в том числе и русской. Но, как отмечается в работе И. Шохина «На перекрестке двух бездн. (К урокам современной русской литературы)» [58, c.23], русская литература со второй половины XIX века и в течение всего XX века отмечается особой активностью лирической стихии в прозаических текстах. Это можно было объяснить тем, что лирическая поэзия к середине 30-х годов XIX века теряет свое прежнее положение, уступив место прозе, которая открывала более широкие возможности для максимально конкретного изображения условий, в которых действовали персонажи, для описания их внутреннего мира, для анализа переживаний и мотивов их поступков. Характеризуя особенности этого периода в русской литературе, В.Г. Белинский отмечал, что «период новый еще в самом своем начале оказал решительную склонность к прозе»[7, c.80]. Лирика, по его мнению, не только не исчезает как самостоятельный род, более того, она продолжает свою жизнь внутри других литературных родов, вступает с ними во взаимодействие, обогащает их и одновременно обогащается сама.

​В своей работе «Проза Лермонтова» Михайлова Е.Н. говорит о соединении двух начал лирического и эпического уже в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Она пишет: «Лиризм проявляется здесь не в своей открытой, прямой форме непосредственных излияний чувств, передачи внутренних переживаний; лирическая интонация вытекает тут из реального описания предмета» [35, c.249]. Характеризуя особенности лирической прозы в произведениях русской литературы начала XIXвека, Иван Захаров отмечает: «Сей род прозы имеет середину между стихами и обыкновенноюпрозою, заключая в себе приятности первых и способности другой…» [27, c.135].

​Много исследований написано о лирических отступлениях в «Мёртвых душах» Н.В. Гоголя. Благодаря им автор прямо излагает мысли по поводу героев, их поведения, выражает свою тоску по родине, вспоминает детство. Именно многочисленные лирические отступления являются важнейшей художественной особенностью поэмы и, как отмечают критики, позволяют согласиться с авторским определением жанра. С.Т. Аксаков пишет: «“Душа” русской ментальности, её поэтическая составляющая, которую стремился выразить Гоголь в “Мёртвых душах”, получила, на взгляд создателя, наибольшее выражение в лирической песне. Воспеваемые в произведениях этого жанра вольность, удаль, разгул, широта души входили в число идеализируемых автором национальных “свойств”. С народной песней связано лирическое начало в поэме. “Лиризм”имманентен произведению, предметом изображения в котором должна послужить “Вся Русь”: «.два предмета вызвали у наших поэтов этот лиризм. Первый из них – Россия. При одном имени как-то вдруг просветляется взгляд у нашего поэта, раздвигается дальше его кругозор, всё становится у него шире, и он сам как бы облекается величием, становясь превыше обыкновенного человека» [5, с.220].

​В исследовании доктора филологических наук Хуако Ф.Н. «Эволюция и жанровая специфика лирической повести» сказано, что одним из первых художественных произведений, в котором особенно ярко проявилось соединение лирического и эпического начал, стал цикл путевых очерков И.А. Гончарова «Фрегат «Паллада», вышедший в 1858 году [55]. Очерки, которые написаны в виде писем к близким друзьям, носят характерзадушевной, порой даже интимной беседы, они нередко несколько просты и даже несколько на первый взгляд небрежны, но всегда неподражаемыпо совершенству языка. И, как отмечает Н.А. Добролюбов, в них «интерес самого предмета, интерес путешествия, бледнеет на каждом шагу перед неожиданным в интимной переписке присутствием поэтического творчества» [15, с.195].

​Привлекают внимание читателя и описания природы, поистине поэтические, лирически переживаемые автором картины. Литературный критик этого времени Н.А. Добролюбов, уловивший особый авторский подход к описанию увиденных мест, в своей краткой рецензии напишет: «… голос поэта, эпического романиста постоянно слышится в рассказе путешественника»[15, c.214]. Этими комментариямиН.А. Добролюбов говорит о соединении в авторском тексте двух литературных начал – лирического и эпического.

Важнейшим этапом развития лирического начала в эпическом произведении средней формы явилось творчество А.И. Герцена. Авторское размышление в произведениях писателя лирически одухотворено и, по точному определениюВ. Белинского, является в авторском произведении «как чувство, как страсть», оно «как-то чудно доведено до поэзии» [7, c.174].

Вопрос о возможности соединения лирическогои эпического в прозе, прежде всего, в малых жанрах, становится особенно актуальным в русской литературе и в связи с появлением цикла рассказов И.С. Тургенева «Записки охотника», которые появились в печати почти одновременно с путевыми очерками А.И. Гончарова. В.Г. Белинский отмечал, что лиризм составляет существенный элемент «Записок охотника», при этом зная всего несколько рассказов, которые впоследствии вошли в книгу: «С каким участием и добродушием автор описывает нам своих героев, как умеет он заставить читателей полюбить их от всей души!» [7, c.272]. Уже в XX веке советский писатель А.А. Фадеев указывал на то, что «природа у него русская до конца, она кротка и таинственна в своей поэтичности, она точна до осязаемости и лирически одухотворена» [52, c.853].

​На рубеже ХIХ – ХХ веков внутри литературный синтез, соединивший в себе лирическое начало и эпическое повествование, активно проявляет себя в творчестве многих писателей и становится неотъемлемым элементом русской культуры. Особая лиризация прозы, ее лирическое начало нашли свое воплощение в творчестве В.М. Гаршина, А.П. Чехова, И.А. Бунина, Б.К. Зайцева и А.И. Куприна.

Но в литературе всего ХХ века отмечается особая активизация лирической стихии в эпических произведениях. Примером этому могут также служить рассказы И.А. Бунина, А.И. Куприна, роман М.А. Шолохова «Тихий Дон», проза М.А. Тарковского, творчество М.М. Пришвина и другие художественные произведения этого периода.

«…Куприн всегда, начиная с самой ранней поры своего творчества, умел писать увлекательно», – отмечает Игонина Н.А. в своем исследовании «Способы лиризации в рассказах А.И. Куприна» [19]. Именно эта, как указывается, «увлекательность» впоследствии станет одной из главных и значимых примет особого купринского стиля, сделавшая его рассказы лирическими.

Определяя особенности своих произведений, отдавая должное именно лирическому началу, А.И. Куприн когда-то очень тонко заметил: «Если хочешь что-нибудь изобразить. сначала представь себе это совершенно ясно: цвет, запах, вкус, положение фигуры, выражение лица. Опиши цвет совершенно точно, как ты его видишь. Изобрази позу или голос совершенно отчетливо, чтобы их точно так же отчетливо видел и слышал читатель. Найди образные, незатасканные слова, лучше всего неожиданные. Дай сочное восприятие виденного тобою, а если не умеешь видеть сам, отложи перо» [9, с.83].

Развитие лирического начала в художественной литературе советского периода шло в нескольких направлениях. Особое колоритное звучание оно приобретает в романах М.А. Шолохова «Тихий Дон» и «Поднятая целина», а также и в романтических произведениях К.Г. Паустовского. Новым этапом проявления лирического можно назвать повести и рассказы, созданные в послевоенные годы. Значимо и ярко лирическое начало проявилось в творчестве М. Пришвина, в его повестях и рассказах. Но по-настоящему подлинный расцвет русской лирической прозы начинается в 50-е годы XX века с появлением произведений В. Солоухина и О. Берггольц.

В 60–70-е гг. прошлого столетия в советской литературе не только произошло формирование, но и дальнейшее становление лирической прозы. Именно в этот период появляются многочисленные произведения, посвященные деревне: «Хлеб – имя существительное» М. Алексеева, «Липяги» С. Крутилина, «Своя земля и в горсти мила» Ю. Сбитнева, популярные повести Виктора Астафьева, Валентина Катаева(«Трава забвенья»), Владимира Чивилихина («Пестрый камень»), В. Шефнера («Сестра печали»), автобиографические произведения Н. Рыленкова, А. Битова («Жизнь в ветреную погоду»), С. Никитина («Живая вода»), В. Лихоносова и других известных писателей.

Лиризм этих произведений, как отмечает Павлова C.B., выражался, с ее точки зрения, взначительном усилении, прежде всего, роли художественного субъекта, а также в постоянном стремлении писателей быть откровенными и открытыми в выражении не только своих собственных сокровенных мыслей, чувств и идей, но и в своих представлениях о нравственно-этических нормах, которые характеризуют человеканового общества [38, c.298]. Писатели постоянно уделяют значительное внимание мыслям и внутренним чувствам своих героев, обращаются к особенностям их души, основа которой сложилась в условиях социально-исторической и духовно-нравственной жизни народа. При этом каждый автор по-своему все чаще стремится не только проследить, но и обязательно выявить основные причины возможных противоречий, которые зарождаются в душе главных героев.

Усиление лиризма, лирического начала особенно заметно проявилось в произведениях малых жанров, посвященных изображению жизни деревни в сложное послевоенное десятилетие. Именно в этих произведениях писатели хотели осмыслить социальный и нравственный опыт событий минувшей войны. При этом они не только представляли читателю действительные явления и социальные процессы, но и предельно искренне выражали личностное отношение к героям и событиям жизни.

В дальнейшем своем развитии на разных этапах осмысления лирическая проза постоянно обогащается новыми художественными приемами и содержанием, которые проявляются через:

​• усиление роли художественного субъекта;

​• углубление авторского внимания к личностным мыслям и чувствам героев;

​• возрастающие тенденции, направленные на обогащение и постижение нравственных основ жизненного поведения изображаемых характеров;

​• авторское внимание к социально-психологическому раскрытию тех противоречий, которые возможны во внутреннем мире героев.

Одновременно у писателей, в произведениях которых проявляется лирическое начало, наблюдается тяга к лирико-философским размышлениям о жизни и предназначении в ней человека.

Объясняя это феноменальное явление в русской литературе, известный русский ученый, специалист в области древнерусской литературы Д.С. Лихачев писал: «Всякие поиски правды жизни, или правды–истины, или правды нравственной рано или поздно приводят к борьбе с формой, с канонами выражения» [27, c.236]. Вывод он делает, обращая внимание на присутствие лирического начала уже в одном из самых первых художественных произведений русской литературы «Слове о полку Игореве». Возможно, поэтому известный литературный критик первой половины XIXвека В.Г. Белинский, достаточно подробно излагая свой взгляд на возможность соединения лирического и эпического, относил понятие «лиризм» к эстетической категории, утверждая, что лирическое начало, лиризм присущи творчеству вообще.

Тем не менее, в научной литературе существует мнение, что усиление лирического начала в прозаических текстах становится особо заметным в 40-е годы 19 века. В это время в разных национальных литературах происходит интересный феномен: к прозе приходят писатели, которые до этого времени успели прославиться своими лирическими произведениями. Во многом благодаря этому им удалось привнести в прозу особое звучание.

Категория: Литература
02.03.2019 18:10


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!